Дело № 2-1099/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлевских С.В.,
при секретаре Рогалевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР к ФИО1 об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР (далее – Госжилинспекция УР) обратилась в суд с иском к ФИО1 об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
Свои требования мотивировала следующим.
Жилое помещение № в <адрес> находится в собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом на основании письма директора <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №кти по вопросу самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения № в <адрес> проводилась внеплановая выездная проверка. Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ направлены собственнику <адрес> ФИО1 заказными письмами с уведомлением по адресу: <адрес>. Заказные письма получены ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми уведомлениями. При выходе инспектора в адрес для осмотра доступ в <адрес> ФИО1 не предоставлен, что подтверждается актами № И3-30-724 от ДД.ММ.ГГГГ, № И3-30-54 от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным, провести проверку в <адрес> по факту самовольной перепланировки до настоящего времени не представляется возможным. Госжилинспекция УР является исполнительным органом государственной власти УР, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определёнными в ст. 20 ЖК РФ и в Положении, утверждённом постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 8 Положения Госжилинспекция УР осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя, в том числе, организацию и проведение проверок граждан обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Должностные лица Госжилинспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, вправе с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования.
Просит обязать ФИО1 предоставить доступ представителям Госжилинспекции УР в принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с целью проверки фактов самовольной перепланировки, переоборудовании <адрес>.
Представитель истца Госжилинспекции УР, ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С согласия истца, изложенного в заявлении о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Требования Госжилинспекции УР к ФИО1 об обязании предоставить доступ в жилое помещение основаны на том, что законом должностным лицам Госжилинспекции УР предоставлено право с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; истцом ФИО1 направлялись уведомления о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по обращению директора <данные изъяты> ФИО4 о самовольной перепланировке жилого помещения ФИО1, однако ответчик доступ в жилое помещение не предоставил.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе вникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в том числе, обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно подпунктам «а», «б», «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 25, ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как установлено судом, ответчик ФИО1 является собственником квартиры по адресу: УР, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8).
Из сообщения директора <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №КТИ усматривается, что она сообщает в Госжилинспекцию УР о том, что жилец <адрес> многоквартирного <адрес> произвёл работы по перепланировке, а именно: демонтировал перегородки. Работы выполнены без разрешительной документации. Просит принять соответствующие меры к жильцам данной квартиры.
Из акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в <адрес> силами жильца данной квартиры произведена перепланировка без разрешающих документов. Снесены стены между комнатой, кухней, туалетом, ванной, между комнатой и лоджией. Согласно выданному предписанию от ДД.ММ.ГГГГ разрешающие документы по перепланировке в <адрес> ФИО1 не предоставлены.
В соответствии с пп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
Распоряжением заместителя начальника Госжилинспекции УР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № И1-30-724 главный государственный жилищный инспектор ФИО6 уполномочена провести внеплановое мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по осмотру жилых помещений: <адрес>, в целях контроля соблюдения правил пользования жилыми (нежилыми) помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, проверка порядка переустройства и перепланировки жилых помещений. Основание: обращение № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения мероприятия по контролю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки, ФИО1 предъявлено требование о предоставлении доступа в квартиру по адресу: <адрес>, представить документ, удостоверяющий личность, а также исходно-разрешительную документацию на перепланировку (переоборудование) жилого помещения (л.д. 10).
Согласно почтовому уведомлению о вручении уведомление Госжилинспекции УР, направленное ФИО1 по адресу: <адрес> получено ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ № И3-30-724, составленному должностным лицом Государственной жилищной инспекции УР ФИО6, доступ в <адрес>, не предоставлен (л.д. 12).
Распоряжением заместителя начальника Госжилинспекции УР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № И1-30-54 главный государственный жилищный инспектор ФИО6 уполномочена провести внеплановое мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по осмотру жилых помещений: <адрес>, в целях контроля соблюдения правил пользования жилыми (нежилыми) помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, проверка порядка переустройства и перепланировки жилых помещений. Основание: обращение № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения мероприятия по контролю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление № о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут (л.д. 14).
Согласно почтовому уведомлению о вручении уведомление Госжилинспекции УР, направленное ФИО1 по адресу: <адрес>, получено ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ № И3-30-54, составленному должностным лицом Государственной жилищной инспекции УР ФИО6, доступ в <адрес>, не предоставлен (л.д. 16).
При этом суд учитывает, что при получении ФИО1 уведомлений о проведении проверок, ФИО1 не обратился в Госжилинспекцию УР по вопросу о возможности проведения проверки в какое-либо иное время.
От ответчика ФИО1 в адрес суда доказательства обратного не поступали.
В соответствии с положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах… посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования (пункт 2 части 5)
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденному постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №:
- Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 1);
- осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к:
а) порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
б) порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном законодательством;
в) порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пп. 3 п. 8);
- должностные лица Госжилинспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, в установленном законодательством порядке;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования (п. 11).
Также на основании п. 11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
С учётом вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что информация, изложенная в сообщении директора <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №КТИ (л.д. 4), указывает на ситуацию, создающую возможную угрозу сохранности жилого помещения и многоквартирного дома в целом, затрагивающую права проживающих в многоквартирном доме лиц.
Как установлено судом, Госжилинспекцией УР принимались меры по извещению ответчика, извещения ответчиком получены лично; в судебное заседание ответчик не явился, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, какие-либо возражения относительно исковых требований от ответчика в адрес суда не поступали.
В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Учитывая возможную опасность для жизни и здоровья жителей многоквартирного жилого дома, создаваемую ответчиком при перепланировке жилого помещения, принимая во внимание, что доступ должностных лиц Госжилинспекции УР в жилище ответчика необходим с целью проведения проверки на предмет соблюдения требований жилищного законодательства, суд находит возможным удовлетворить исковые требования Госжилинспекции УР.
Далее, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Госжилинспекция УР в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «<адрес>» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР к ФИО1 об обязании предоставить доступ в жилое помещение удовлетворить.
Обязать ФИО1 предоставить доступ представителям Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с целью проверки доводов директора <данные изъяты> ФИО4, изложенных в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №КТИ, о выполнении собственником перепланировки в жилом помещении № <адрес> в <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
ФИО1 вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Сарапульского
городского суда УР Евлевских С.В.