Дело № 2-1-280/2017
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации31 марта 2017 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Маклаковой Я.С.,
с участием истца Максимовой Г.В., представителей истца Вологина А.Б. и Максимова В.В., представителя ответчика Кондратьевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Максимовой Г. В. к Публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании незаконным начисления ответчиком оплаты электроэнергии на общие домовые нужды и возмещении морального вреда,
установил:
Максимова Г. В. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании незаконным начисления ответчиком оплаты электроэнергии на общие домовые нужды и возмещении морального вреда, указав, что у нее в собственности имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В квартире проживает истица, ранее с истицей по данному адресу проживал супруг М.В.П., который умер 06.07.2016 года С марта 2013 года ПАО «Саратовэнерго» в начислениях за потребленную электроэнергию ответчик включает начисления на общедомовые нужды (ОДН). Истица полагает, что начисление платы за ОДН нарушает ее право на получение продукта электроснабжения без дополнительно навязанной услуги, что нарушает п.1 ст.16 ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг) возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Истец указал, что нарушением прав потребителя ей был причинен существенный моральный вред, обусловленный переживаниями, эмоциональным стрессом, дискомфортом, потерей благоприятных условий жизни. Истец просит суд признать незаконным начисление ответчиком платы за общедомовые нужды с марта 2013 года по настоящее время, и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, и штраф в сумме 500 000 рублей
В судебном заседании истец Максимова Г.В. и ее представители Вологин А.Б. и Максимов В.В. заявленные исковые требования поддержали и дали пояснения, аналогичные вышеизложенным.
Представитель ПАО «Саратовэнерго», действующая на основании доверенности Кондратьева Л.С., предъявленные исковые требования не признала, представив на них письменные возражения, которые поддержала в ходе рассмотрения дела, из которых следует, что согласно п. 4 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», утв. Постановлением Правительства № 124 от 14.02.2012г., управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Согласно информации с интернет сайта «Реформа ЖКХ» в МКЖД по <адрес> не выбран способ управления. Между тем в ПАО «Саратовэнерго» какая-либо управляющая организация (ТСЖ, ЖСК и т.д.) по вопросу заключения договора энергоснабжения в отношении МКЖД <адрес> не обращалась. В связи с чем, ПАО «Саратовэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии и осуществляет энергоснабжение МКЖД расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.п. «б» п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. ПАО «Саратовэнерго» фактически поставляет электрическую энергию непосредственно гражданам, проживающим в вышеуказанном МКЖД, а так же осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию, путем выставления платежных документов. Положениями ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. установлено, что в срок до 1 июля 2012г. все многоквартирные дома должны быть в обязательном порядке оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии. 25.04.2013г. своими силами и за свой счет сетевой организацией ОАО «Облкоммунэнерго» была осуществлена установка и приемка к расчетам общедомового прибора учета типа: №, о чем был составлен соответствующий акт. Данный прибор учета проверен в установленном порядке, внесен в государственный реестр средств измерений. В настоящее время в силу п. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. возможна установка общедомового (коллективного) прибора учета в отсутствие волеизъявления собственников многоквартирного дома и с возложением на них соответствующих расходов. ОАО «Облкоммунэнерго» выполнило за собственников обязанность по оснащению общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии многоквартирного <адрес>, при этом его установка совершена бесплатно и не нарушает прав граждан-потребителей. В связи с чем ПАО «Саратовэнерго» производит расчеты за потребленную электроэнергию с гражданами проживающими в указанном МКЖД с учетом показаний общедомового прибора учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.
Согласно ст. 210 ГК РФ, п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Также с 01.09.2012г. вступили в силу Правила предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в связи с чем изменился порядок формирования объемов поставленной электрической энергии и выставления платежных документов. В соответствии с данными Правилами, для определения объемов (количества) электрической энергии, поданной в многоквартирный дом, подлежат использованию коллективные (общедомовые) приборы учета, расположенные на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. Также согласно этим же Правилам объем коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Так как многоквартирный жилой <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, ПАО «Саратовэнерго» производило расчеты за потребленную электроэнергию с гражданами, проживающими в указанном МКЖД в период с 26.03.2013г. до настоящего времени по формуле №, с учетом показаний общедомового прибора учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. С 30.06.2016г. в данные Правила внесены изменения, суть которых состоит в исключении возможности взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление на ОДН в отсутствие специального решения общего собрания. Однако, в соответствии с частью 17 и 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, когда ресурсоснабжающая организация является или являлась исполнителем коммунальных услуг, определение размера платы потребителей за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды за период с 1 июля 2016 года в порядке, предусмотренном пунктом 44 Правил N 354, в редакции действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, не может рассматриваться в качестве нарушения действующего законодательства. Так же в соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при не выбранном способе управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Требование о взыскании морального вреда ответчик считает необоснованными, поскольку на основании ст. 151 Гражданского Кодекса РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий лица, которому причинен вред. Однако истец не обосновал причинение ему морального вреда надлежащим образом и документально не подтвердил его.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, в связи с этим, представитель ответчика полагает, что требования истца предъявлены с истечением срока исковой давности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также иных договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (ст. 36 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40 указанного постановления).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Правил).
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений, в период до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции ФЗ N 176 от 29 июня 2015 года, начало действия редакции - 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений).
В остальных случаях, согласно п. п. 8 и 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, жилищное законодательство (до 30 июня 2015 года) не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случаев осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом и когда собственниками не выбран способ управления (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Из материалов дела установлено, что Максимова Г.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от 12.01.2017 года (л.д.59) и о праве собственности от 12.01.2017 года (л.д.60), а также выпиской из ЕГРН от 07.03.2017 года (л.д.57-58).
В соответствии с протоколом № от 01.03.2016 года общего собрания собственников помещений, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, собственниками помещений многоквартирного дома был выбран способ управления - непосредственное управление (л.д.104-105).
При этом для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества МКЖД собственники 01.03.2016 года заключили договор с ООО «ВольскКоммунЭнерго» (л.д.106-107), согласно п.2.7 которого, собственники приняли на себя обязанность самостоятельно заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от 23.10.2006 года № (л.д.94) гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории <адрес> является ПАО «Саратовэнерго».
Согласно акта установки счетчика электрической энергии (л.д.25) в многоквартирном жилом <адрес> 25.04.2013 года был установлен и принят в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии типа: №.
Таким образом, в спорный период времени в вышеуказанном жилом доме работал общедомовой прибор учета электроэнергии, электроэнергия мест общего пользования рассчитывалась по показаниям общедомовых приборов учета (л.д. 26-32).
В судебном заседании из объяснений сторон было установлено, что показания с индивидуальных приборов учета собственниками жилых помещений в ресурсоснабжающую организацию не предоставлялись.
В соответствии с абз. 2-4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 16.04.2013 № 344, действующей с 01.06.2013 года до 29.06.2016 года) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что начисление ОДН ресурсоснабжающей организацией основано на законе, истец является собственником данной квартиры, в связи с чем, он обязан нести расходы по оплате коммунальной услуги, в том числе по оплате ОДН.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Поскольку истец просит признать незаконным начисление платы за общедомовые нужды за период с марта 2013 года и по настоящее время, то суд полагает, что требование истца о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Поскольку судом установлено, что ПАО «Саратовэнерго» права истца не нарушены и доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика суду не представлено, суд считает требования о возмещении морального вреда не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Максимовой Г. В. к Публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании незаконным начисления ответчиком оплаты электроэнергии на общие домовые нужды и возмещении морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд.
Судья С.В.Козлова