УИД 11RS0016-01-2019-001907-93
дело № 2-119/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
26 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Гудовских Н. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить земельный участок, взыскании убытков, компенсации морального вреда
установил:
Гудовских Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в кадастровом квартале <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, исходя из наличия у нее права на земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., возмещении материального ущерба с применением индексации в размере <данные изъяты> руб., связанного с уплатой земельного налога, и в размере <данные изъяты> руб., связанного с получением выписки из ЕГРН, а также компенсации морального вреда в размере 24 МРОТ. В обоснование требований указано, что родителям истца, как работникам Сыктывкарской птицефабрики, были предоставлены земельные участки в с. Выльгорт площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. Право собственности на указанные земельные участки оформлено не было. После смерти отца <данные изъяты> один земельный участок был изъят. Ссылаясь на наличие права на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. (с учетом необходимости увеличения площади земельного участка с <данные изъяты> кв.м до <данные изъяты> кв.м), истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей земельный участок испрашиваемой площадью на территории <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку он является свободным, а также возместить материальный ущерб, связанный с оплатой в 2019 году земельного налога, а также получением выписки из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, с выплатой компенсации морального вреда за длительные судебные тяжбы.
Истец Гудовских Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Кроме того, указала, что в связи с судебными разбирательствами она испытывала сильный стресс, в следствии чего причинен легкий вред ее здоровью.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Иванов И. Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требованиям истца возражал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу земельного участка испрашиваемой площадью и взыскания материального ущерба и компенсации морального вреда.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданских дел №2-641/2018 и 2-7/2019, 2-662/2019 Сыктывдинского районного суда РК, суд приходит к следующим выводам.
Гудовских Н. В. обратилась в администрацию СП «Выльгорт» с заявлением от 04.10.2019 о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в кадастровом квартале <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства, а также осуществлении кадастровых работ, ссылаясь на наличие у её семьи прав на несколько земельных участков, находящихся в разных местах, и прося образовать один земельный участок заявленной площади (л.д. 12). Данное заявление перенаправлено по подведомственности в администрацию МО МР «Сыктывдинский».
Ответом администрации МО МР «Сыктывдинский» от 14.11.2019 Гудовских Н. В. разъяснен порядок предоставления земельных участков в соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. Кроме того, указано, что кадастровые работы в целях образования земельного участка выполняются заинтересованным гражданином (л.д. 14).
22.11.2019 Гудовских Н. В. в адрес администрации МО МР «Сыктывдинский» представлено заявление о выдаче разрешения для подготовки схемы расположения земельного участка на свободной территории под кадастровым номером <данные изъяты>. К данному заявлению приложена выписка из ЕГРН в отношении указанного участка (л.д. 18).
Ответом от 24.12.2019 администрацией МО МР «Сыктывдинский» указано на невозможность удовлетворить заявление по выдаче разрешения для подготовки схемы расположения земельного участка в связи с тем, что процедура по выдаче таких разрешений Земельным кодексом РФ не предусмотрена. Также указано на данное ранее письмом от 14.11.2019 разъяснение порядка предоставления земельного участка (л.д. 16).
Каких-либо иных обращений Гудовских Н. В. относительно предмета настоящего спора в адрес ответчика на момент рассмотрения дела не поступало.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.01.2020 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь <данные изъяты> +/- <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание конторы птицефабрики. Участок находится примерно в 250 метрах, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пашня, размещение АВМ. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно положениям ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Действующим земельным законодательством предусмотрены основания и порядок предоставления земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Так, согласно положениям ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Главой 5.1 Земельного кодекса РФ определены случаи и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков.
Положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 указанного Кодекса.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Эти случаи предусмотрены, в частности, положениями ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно: гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей; гражданам - членам молодых семей, в том числе членам неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст соответственно супругов или одного молодого родителя на дату подачи заявления не превышает 35 лет, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа; работникам государственных (муниципальных) медицинских, образовательных организаций и организаций культуры в Республике Коми, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, ветеранам боевых действий; гражданам - членам семей или одиноким гражданам, у которых их единственный жилой дом (жилое помещение) уничтожен(о) вследствие пожара или наводнения; молодым специалистам, возраст которых на дату подачи заявления о предоставлении земельных участков не превышает 35 лет, имеющим высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работающим в сельской местности по трудовому договору по основному месту работы в организациях агропромышленного комплекса или лесничествах в соответствии с полученной квалификацией; инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.
В силу п. 3 ст. 5 вышеназванного Закона земельные участки предоставляются из числа категорий, указанных в ч. 2 указанной статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с указанным Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Таким образом, предоставление земельного участка в соответствии с установленным земельным законодательством порядком, в том числе и региональным, носит заявительный характер.
Судом установлено и лицами, участвующими в дела не оспаривалось, что Гудовских Н.В. в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> под индивидуальное жилищное строительство либо ведение личного подсобного хозяйства в установленном законом порядке не обращалась, на соответствующем учете, как лицо, нуждающееся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий, истец не состоит, решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанным видом разрешенного использования администрацией муниципального района «Сыктывдинский» не принималось.
При этом обращение 21.11.2019 с заявлением о выдаче разрешения для подготовки схемы расположения земельного участка не может быть расценено в качестве соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (л.д. 15).
Кроме того, 14.11.2019 Гудовских Н. В. дан исчерпывающий ответ относительно порядка и процедуры предоставления земельного участка (л.д. 14)
Данных о том, что семья истца по смыслу приведенных выше положений пунктов 3 и 3.1 ст. 5.5 Закона № 59-РЗ является нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий Гудовских Н.В. в материалы дела не предоставлено.
По смыслу положений ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Разрешая требования Гудовских Н.В., суд исходит из того, что решение вопросов по предоставлению земельных участков отнесено законодательно к компетенции органов местного самоуправления, тогда как суд не вправе в порядке судопроизводства вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, и с учетом отсутствия в материалах дела доказательств нарушения ответчиком прав истца, связанных с предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд находит, что избранный Гудовских Н.В. способ защиты своих прав, с учетом отсутствия данных о соблюдении установленного законом административного порядка предоставления земельного участка уполномоченным органом, не может обеспечить восстановление права истца.
При этом суд полагает необходимым отметить, что истец не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Оценивая доводы Гудовских Н.В., сводящиеся к наличию у ее родителей прав на земельные участки, что, по мнению истца, свидетельствует о возникновении у нее права на земельный участок заявленной площадью, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в пользовании <данные изъяты> приходящейся истцу матерью, находился земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> в <адрес>, право собственности на который в установленном законом порядке не зарегистрировано.
На момент рассмотрения спора указанный земельный участок используется истцом, на нем имеется хозяйственная постройка в виде сарая, однако указанный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, право собственности на земельный участок за истцом также не зарегистрировано.
Судом также установлено, что на основании приказа треста «Птицепром» Коми АССР №171 от 29.06.1979 в целях обеспечения работников птицефабрики землей для коллективного огородничества из фабричного фонда коллективного огородничества рабочим птицефабрики выделены земельные участки площадью 300 кв.м. на одного работающего и по 50 кв.м. на каждого члена семьи в возрасте до 18 лет, согласно прилагаемому к приказу списку работников.
Согласно архивной выписке ГУ Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» на основании вышеуказанного приказа <данные изъяты> приходящемуся истцу отцом, выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. за <данные изъяты> зарегистрировано не было.
Из объяснений истца Гудовских Н.В., данных в судебном заседании, предоставленный птицефабрикой ее семье земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. был изъят из пользования семьи после смерти отца <данные изъяты>
Согласно действующей на момент предоставления земельного участка статьи 26 Земельного кодекса РСФСР года колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения в установленных законом случаях могли предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.
В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование.
Вопросы предоставления земельных участков в 1979 году на территории Республики Коми регулировались Земельным кодексом Республики Коми, в соответствии со статьей 67 которого колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации вправе были выделять землю отдельным работникам и группам работников, перешедшим на внутрихозяйственный арендный подряд, во временное пользование в порядке, предусмотренном ст. 10 Земельного кодекса РК.
Согласно положениям ст. 10 Земельного кодекса РК во временное пользование земельные участки передавались гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Советами народных депутатов из земель, находящихся в их ведении, а также землевладельцами, землепользователями и арендаторами (при долгосрочной аренде) из их земель по договору, который регистрировался в Совете народных депутатов.
В соответствии с положениями приведенной статьи предельный срок временного пользования землей устанавливался не более 5 лет. Сверх указанного срока земельные участки могли быть предоставлены в порядке аренды. Во временное пользование гражданам земельные участки предоставлялись для огородничества, сенокошения, выпаса скота из земель, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Предприятия, учреждения и организации могли выделять участки для этих целей из земель, находящихся в их владении.
Анализ установленных при рассмотрении дела обстоятельств с учетом земельного законодательства, действовавшего в спорный период, позволяет сделать вывод, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м предоставлялся семье Гудовских во временное пользование, и в отсутствие иных данных, которые свидетельствовали бы о предоставлении участка на ином вещном праве, предоставленный в материалы дела приказ Сыктывкарской птицефабрики треста «Птицепром» не может расцениваться как правоудостоверяющий документ.
Кроме того, из материалов гражданского дела № 2-662/2019 следует, что в предоставленных в материалы дела копиях похозяйственных книг Выльгортского Сельсовета за период с 1970-1988 гг. отсутствуют сведения о нахождении в пользовании <данные изъяты> и <данные изъяты> каких-либо земельных участков.
Более того, суд учитывает и выводы, содержащиеся в решении Сыктывдинского районного суда РК от <дата>, которым право собственности Гудовских Н.В. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, - прекращено ввиду признания отсутствующим права наследодателя на указанный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Названным решением признана недействительной выписка из похозяйственной книги № о наличии у <данные изъяты> на праве фактического пользования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, – из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, выданная <дата> администрацией сельского поселения «Выльгорт».
Материалы дела не содержат в себе документов, свидетельствующих о предоставлении семье Гудовских Н.В. до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве ПНВ или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в испрашиваемом объеме.
По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные права.
Положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
В свою очередь, отсутствие доказательств, подтверждающих принятие истцом надлежащих мер к соблюдению порядка предоставления земельного участка и оформлению в собственность такого земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством, не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица, а равно оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Разрешая по существу требования Гудовских Н.В. о возмещении материального ущерба, связанного с уплатой земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с учетом инфляции, а также расходов на получение выписки из ЕГРН в отношении земельного участка <данные изъяты>, и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При рассмотрении требования о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
Таким образом, требуя возмещения убытков, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.
В рассматриваемом случае такая совокупность фактов не установлена.
Как указывалось ранее, решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.11.2018 право собственности Гудовских Н.В. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, прекращено ввиду признания отсутствующим права наследодателя на указанный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Названным решением признана недействительной выписка из похозяйственной книги № о наличии у <данные изъяты> на праве фактического пользования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, выданная 29.07.2015 администрацией сельского поселения «Выльгорт».
Обращаясь в суд с требованиями в названой части, Гудовских Н.В. ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, полагала, что уплата земельного налога за 2018 год за указанный участок в является убытками, причиненными действиями органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский», поскольку судебным актом отказано в признании права собственности <данные изъяты> на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., а впоследствии на основании решения суда прекращено право собственности истца на указанный земельный участок.
Также указано, что для обращения к ответчику ею была получена выписка из ЕГРН в отношении испрашиваемого участка.
Между тем, в рассматриваемом случае Гудовских Н.В. не доказана совокупность фактов, подлежащих установлению при рассмотрении требований о взыскании ущерба, а именно, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом в виде уплаченного земельного налога и расходов по проведению кадастровых работ.
Факт незаконности действий администрации муниципального района «Сыктывдинский» и его вина, выразившаяся в издании незаконного правового акта, повлекшего возникновение убытка, при рассмотрении дела не установлены. Кроме того, установлено, что с соответствующим заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка истец к ответчику не обращалась.
При этом в 2018 году Гудовских Н. В. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а равно являлась налогоплательщиком.
Поскольку неправомерных действий со стороны администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», которые могли бы повлечь возникновение ущерба у истца, судом не установлено, требования о возмещении убытков удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, и не находя оснований для их удовлетворения, суд исходит из того, что ответчиком не допущено нарушения неимущественных прав истца.
В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда в связи с нарушением имущественных прав должна быть прямо предусмотрена законом.
На основании п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Отказывая в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения истцу ответчиком физических и нравственных страданий. Гудовских Н.В. не доказала вину ответчика в причинении морального вреда, а также не представила доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчика и физическими и нравственными страданиями.
В рассматриваемом случае суд полагает необходимым отметить, что по существу требование о компенсации морального вреда является производным от основного требования имущественного характера, поскольку целью обращения Гудовских Н.В. с рассматриваемым иском является защита ее имущественных прав путем предоставления земельного участка и возмещении убытков, а равно, заявленные требования о компенсации морального вреда, не являются самостоятельными исковыми требованиями, не связаны с защитой неимущественных прав (нематериальных благ).
Принимая во внимание положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учётом выводов, к которым суд пришел выше, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется.
Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Гудовских Н. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, взыскании убытков в размере <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04.03.2020.
Судья Е. В. Щенникова