Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2290/2018 (2-15064/2017;) ~ М-12775/2017 от 25.12.2017

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

2-2290/2018 (12)

14 февраля 2018 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Вялковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Панкратову Е. В. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре,

у с т а н о в и л:

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд с иском к Панкратову Е.В. о понуждении ответчика исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре
в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Здание, в котором в 1918 году размещался Ирбитский уездный комплекс РКП (б)», расположенного <адрес> а именно: провести комплекс противоаварийных работ (консервацию) по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 40, 41 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда
в законную силу; провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 40, 42, 43 и 45 Федерального закона №73-ФЗ в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда
в законную силу.

В обоснование заявленного иска указано, что вышеназванный объект является объектом культурного наследия регионального значения и находится в собственности ООО «Ек-Аквилон», учредителем которого является Панкратов Е.В. Данное юридическое лицо прекратило свою деятельность, соответственно именно ответчик обладает права и обязанностями собственника объекта культурного наследия и несет бремя его содержания. В ходе неоднократно проведенных проверок было установлено, что ответчик не принимает мер по обеспечению его сохранности, не проводит работ по сохранению объекта культурного наследия, когда как объект находится в аварином состоянии и требует незамедлительного принятия мер по его восстановлению и сохранению, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.

В судебное заседание ответчик не явился, извещался судом в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом мнению представителя истца суд определил рассмотреть настоящий спор в заочном производстве.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Судом установлено и сторонами подтверждено, что объект «Здание, в котором в 1918 году размещался Ирбитский уездный комплекс РКП (б)», расположенный <адрес> согласно выписке из ЕГРН находится на праве собственности ООО «Ек-Аквилон», которое прекратило свою деятельность (выписка из ЕГРЮЛ).

Учредителем ООО «Ек-Аквилон» является Панкратов Е.В.

Указанный объект принят на государственную охрану решением Свердловского областного совета от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 40, 45 данного закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

ГБУК СО «НПЦ» в период с 2013 по 2017 годы осуществлен ряд осмотров объекта культурного наследия, в результате которых было установлено аварийное состояние объекта, представляющее собой угрозу для жизни и здоровья людей.

Так, актом осмотра объекта культурного наследия от 12.08.2013 установлено следующее: состояние здания аварийное; объект культурного наследия подвергается вандализму; здание не охраняется, находится в открытом доступе; конструкции фундамента и стен имеют повреждения трещинами на всю высоту здания, выкрашивание со стороны фасадов; на фасадах зафиксированы обрушения отдельных участков кирпичной кладки стен; металлическое покрытие кровли в неудовлетворительном состоянии, зафиксированы протечки; дождеприемные воронки и водосточные трубы отсутствуют; дворовая отмостка отсутствует, уличная совмещена с асфальтовым тротуаром; оконные и дверные блоки отсутствуют; в некоторых помещениях произошли обрушения деревянного междуэтажного и чердачного перекрытий; полы утрачены.

В ходе осмотров объекта культурного наследия, проведенных в период с 2014
по 2015 годы (акты от 18.08.2014, 27.05.2015, 15.07.2015), ГБУК СО НПЦ зафиксировано следующее состояние объекта культурного наследия: здание не эксплуатируется, пустует, находится в аварийном состоянии; здание не охраняется, находится в открытом доступе; помещения объекта культурного наследия подвергаются вандализму; дощатые полы отсутствуют; деревянные лаги и балки перекрытий демонтированы;дверные полотна сняты, оконные переплеты и остекление отсутствуют; наблюдается разрушение кирпичной кладки фасадных стен; в некоторых помещениях произошло обрушение деревянных перекрытий; металлические полотна ворот въездной арки отсутствуют; кирпичная кладка в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения; в некоторых помещениях произошло обрушение деревянных перекрытий; зафиксированы наклонные глубокие осадочные трещины на всю высоту здания; кирпичная кладка стен и оконные проемы перекошены; состояние стен создает угрозу обрушения центральной части главного северного фасада; в ночь с 25 на 26 июня 2014 произошло обрушение кирпичной кладки стен центральной части главного северного фасада здания;18.08.2014 в ночное время произошел пожар в левой части здания, в результате пожара сгорела шиферная крыша и деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия;после пожара в левой части здания произошло обрушение чердачного перекрытия и кровли; здание продолжает разрушаться; аварийное состояние кирпичной кладки главного северного и западного фасадов создает угрозу жизни и здоровью людей.

16.10.2017 ГБУК СО НПЦ проведен мониторинг объекта культурного наследия (акт мониторинга от 16.10.2017), в результате которого установлено следующее состояние объекта культурного наследия; здание находится в руинированном состоянии; здание не охраняется, находится в открытом доступе; помещения объекта культурного наследия в целом подвергаются вандализму; деревянные балки подвального и междуэтажного перекрытий частично разобраны; дощатые полы отсутствуют; деревянные полотна сняты, оконные переплеты и остекление отсутствует; наблюдаются обрушения кирпичной кладки фасадных стен; в некоторых помещениях произошло обрушение деревянных перекрытий; металлические полотна ворот въездной арки отсутствуют; кирпичная кладка в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения; проезд и внутренний двор завален строительными материалами, покрытие двор не имеет; с южной стороны двор зарос кустарниками и деревьями; 20.06.2014 на главном северном фасаде зафиксированы наклонные глубокие осадочные трещины на всю высоту здания; кирпичная кладка стен и оконные проемы перекошены; состояние стены главного северного фасада создает угрозу обрушения центральной части фасада; в ночь с 25 на 26 июня 2014 года произошло обрушение кирпичной кладки стен центральной части главного северного фасада здания; 18.08.2014 в ночное время произошел пожар в левой части здания,
в результате которого сгорела шиферная крыша и деревянные междуэтажные
и чердачные перекрытия; 15.07.2015 установлено, что здание продолжает разрушаться; 05.08.2015 установлено, что в правой части главного северного фасада здания в кирпичной кладке стены образовались сквозные объемные трещины; зафиксированы частичные обрушения части кирпичной кладки и перекрытия; со стороны западного фасада в кирпичной кладке стены сквозная трещина значительно увеличилась; 20.08.2015 произошло обрушение кирпичной кладки и перекрытия правой части главного северного фасада; оставшаяся стена дворового западного фасада создает угрозу жизни
и здоровью людей, так как в любой момент может произойти дальнейшее обрушение кирпичной кладки стены; за период, прошедший со времени предыдущего осмотра, здание продолжает активно разрушаться, произошли существенные изменения в состоянии предмета охраны; кирпичная кладка правой части главного северного фасада здания полностью разрушена; кирпичная кладка левой части бокового западного фасада также разрушена; зафиксированы обрушения междуэтажного и чердачного перекрытия разрушенного объема здания; со стороны западного фасада в кирпичной кладке стены сквозная трещина значительно увеличилась.

Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотоматериалами, приложенными к указанным актам.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры,
на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 47.1 Федерального закона №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.

Таким образом, ООО «Ек-Аквилон» одновременно с приобретением
в собственность объекта культурного наследия, приняло на себя обязанность по его сохранению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона
№73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного
в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит
на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона №73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации
и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

Таким образом, по результатам мониторинга состояния объекта культурного наследия выявлено, что учредитель ООО «Ек-Аквилон» Панкратов Е.В., являясь
в соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ законным владельцем объекта культурного наследия, не принимает мер по обеспечению его сохранности, не проводит работ
по сохранению объекта культурного наследия, игнорируя обязанности собственника объекта культурного наследия, возложенные законом.

Таким образом, поскольку объект культурного наследия находится в аварийном, руинированном состоянии, в отсутствие мер по сохранению продолжает разрушаться, что в скором времени может повлечь за собой его утрату, исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Суд считает возможным согласиться с необходимостью установлению сроков исполнения решения суда, отвечающих требованиям разумности и не оспоренных ответчиком.

По основаниям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Панкратова Е. В. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре
в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Здание, в котором в 1918 году размещался Ирбитский уездный комплекс РКП (б)», расположенного <адрес> а именно: провести комплекс противоаварийных работ (консервацию) по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда
в законную силу; провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в течение 36 (тридцати шести) месяцев со дня вступления решения суда
в законную силу.

Взыскать с Панкратова Е. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.

Ответчик вправе в течение 07 дней с даты получения копии настоящего заочного решения обратиться в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением о его отмене.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а также в случае подачи такого заявления – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.

Судья: подпись О.М.Василькова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2-2290/2018 (2-15064/2017;) ~ М-12775/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление государственной охраны объектов культурного наследия СО
Ответчики
Панкратов Евгений Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
25.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018Судебное заседание
14.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее