Дело №2а-2076/2023
УИД 73RS0013-01-2023-002652-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23.08.2023 г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Потехиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юцко А. Ч. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Логинову А.Ю., управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н., Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, о признании действий (бездействия) незаконным, понуждении к заверению обращений,
У С Т А Н О В И Л:
Юцко А.Ч. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он неоднократно обращался к начальнику учреждения, где содержится, а также в суд с заявлениями, в которых указывал на нарушение его конституционных прав, свобод и законных интересов органами расследования, указывал на ненадлежащие условия содержания, допущение в отношении него рукоприкладства и провокаций, просил вызвать его на прием, заверить его обращения, а при отсутствии оснований освободить из-под стражи. Просил действия (бездействия) ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области признать незаконным и путем вынесения определения обязать учреждение заверить его обращения в установленный законом срок, а при отсутствии оснований немедленно принять меры по освобождению его из-под стражи в связи с презумпцией невиновности.
Определением от 04.08.2023 в принятии административного иска Юцко А.Ч. в части требований о принятии мер по освобождению его из-под стражи отказано.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области.
В судебное заседание административный истец Юцко А.Ч. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, содержится в исправительном учреждении. При извещении административного истца о времени и месте рассмотрения дела суд разъяснял ему право участия в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, разъяснял право заявить соответствующее ходатайство, однако указанным правом административный истец не воспользовался.
Представители административных ответчиков ФКУ Т УФСИН России Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности, ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, указав, что у учреждения, где отбывает наказание административный истец, не имеется обязанности по заверению направленных им обращений. Все поступающие от Юцко А.Ч. обращения своевременно направляются адресатам. Кроме того, административный истец никогда не обращался в администрацию учреждения с заявлением о заверении его обращений.
Административные ответчики - начальник ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Логинов А.Ю., представитель управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, начальник УФСИН России по Ульяновской области Балдин С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
Судом установлено, что административный истец Юцко А.Ч. осужден 16.06.2023 мировым судьей судебного участка №7 Димитровградского судебного района по ст.314 ч.1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 месяц 4 дня. Приговор не вступил в законную силу. Прибыл в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области 21.05.2023 из ИВС УВД «Димитровградский», что подтверждено справкой, выданной ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.
Порядок и определение условий содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
В отношении предложений, заявлений и жалоб, содержащих сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, применяется порядок, установленный частью третьей статьи 20 настоящего Федерального закона.
Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи.
Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки.
Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.
Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указал на нарушение его прав со стороны учреждения, в котором он содержится, выразившееся в том, что направленные им обращения не заверены в установленный срок.
Судом установлено, что Юцко А.Ч. содержится в ФКУ Т УФСИН России с 21.05.2023, что подтверждено копией камерной карточки.
Из представленных в суд копий журнала учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных и копий сопроводительных писем следует, что обращения Юцко А.Ч. в различные органы, в том числе, в администрацию учреждения, надлежащим образом регистрируются в журнале, а впоследствии направляются сопроводительными письмами за подписью начальника учреждения адресатам по назначению.
В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.227 ч.2 п.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действие (бездействие) лица, наделенного государственными полномочиями, может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: не соответствие указанного действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение указанным действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суду не представлено доказательств тому, что администрация учреждения, где содержится административный истец, не направляет его письменные обращения по назначению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации учреждения каким-либо образом заверять обращения лиц, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Доказательств в обоснование доводов административного иска Юцко А.Ч. не представил.
Таким образом, оснований для признания незаконными действий (бездействия) стороны административных ответчиков не имеется.
Учитывая, что возложение на административного ответчика обязанности совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предусмотрено п.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания действий и решений административного ответчика незаконным, а в удовлетворении административного иска о признании действий (бездействия) незаконными отказано, оснований для удовлетворения административного иска в части понуждения административных ответчиков заверить обращения административного истца в установленный законом срок также не имеется.
Поскольку суду не представлено доказательств нарушения прав административного истца со стороны административных ответчиков, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Юцко А. Ч. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Логинову А.Ю., управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н., Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, о признании действий (бездействия) незаконным, понуждении к заверению обращений, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – №*
Председательствующий судья О.П. Кочергаева