РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.
при секретаре судебного заседания Бородулиной Ю.В.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Самара Гридневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Лебедева А.С. к Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 о признании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев А.С. обратился в суд с иском к территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22, с учетом уточнения требований в ходе рассмотрения дела просил признать действительными подписи избирателей ФИО4 (подписной лист № 4 строка 1), ФИО5 (подписной лист № 8 срока 1), ФИО1 (подписной лист № 17 строка 4), ФИО6 (подписной лист № 1 строка 2), признать действительным подписной лист № 5 подпись в строке 1, признать действительными подписные листы с 1-17, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лебедева А.С. и возложить обязанность на избирательную комиссию зарегистрировать Лебедева А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
В обоснование требований административный истец указал, что решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лебедева А.С. В комиссию было представлено 31 подпись, рабочая группа признала все подписи недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67 –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что не позволяет истцу быть зарегистрированным в качестве кандидата. Сведения о регистрации по месту жительства избирателей, а также самого истца, представленные отделом полиции не соответствуют действительности. С указанным решением административного ответчика не согласен, считает, что оно нарушает его право на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
В судебном заседании Лебедев А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что административным ответчиком необоснованно были признаны подписи избирателей недействительными на основании п.п. «в», «з» пункта 6.4статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как сведения о регистрации по месту жительства избирателей были указаны в соответствии с данными, содержащимися в паспорте. Доводы о том, что документы представлены кандидатом не единовременно, не обоснованны, документы были поданы в этот же день.
Представители Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области Щевцова Ю.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Князев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Захарова О.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым А.С. в территориальную избирательную комиссию были представлены копия паспорта, копия диплома, справка с места работы, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах. ДД.ММ.ГГГГ в 12.35 часов Лебедевым А.С. были представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата: 31 подпись на 17 листах, протокол об итогах сбора подписей, уведомление об отсутствии изменений в ранее представленных для уведомления о своем выдвижении данных, справка, подтверждающая открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, копия товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, копия товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии, внешний носитель информации. ДД.ММ.ГГГГ в 14.39 часов Лебедевым А.С. представлены в комиссию протокол об итогах сбора подписей, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с участием Лебедева А.С. рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и признала недействительными все подписи во всех подписных листах. Подписи, содержащиеся в подписных листах № 1, 4, 7, 8, 16, 17 признаны недействительными по п.п. «в» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с указанием в подписном листе сведений об избирателях, не соответствующих действительности, что подтверждается информацией, предоставленной органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Подпись в подписном листе № 5 признана недействительной по п.п. «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, так как имелось неоговоренное исправление в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей. Подписи, содержащиеся в подписных листах № 1-17 признаны недействительными по п.п. «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, так как сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности. Все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, признаны недействительными, что в соответствии с п. 8 ч. 12 ст.37 Закона Самарской области явилось основанием отказа в регистрации кандидата. Учитывая, что комиссией при проведении проверки подписных листов и принятия оспариваемого решения нарушений законодательства о выборах не допущено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Также представители административного ответчика указали, что кандидатом Лебедевым А.С. проигнорированы положения законодательства в части обязанности специального субьекта избирательных правоотношений – выдвинутого кандидата, предоставлять единовременно для регистрации полный пакет документов, что явилось также основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку было предметом обсуждения на заседании комиссии.
Представитель Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. представил письменный отзыв по заявленным требования, в котором указал об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Представитель отдела по вопросам миграции ОП № 3 УМВД России по г. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявлял.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав участников процесса, прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственно власти и органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Самарской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения выборов устанавливаются указанным выше федеральным законом, а также законом Самарской области от 31.12.2019 № 142 ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 33 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление в письменной форме о своем согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Вместе с заявлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:
1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом;
2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;
3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону.
Согласно частей 4-7 статьи 36 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» в поддержку выдвижения избирательным объединением, на которое не распространяется действие части 2 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу, а также в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном частью 5 настоящей статьи.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону.
Сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.
Согласно частей 1, 2, 6 статьи 37 указанного закона регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункта 8 части 12 статьи 37 указанного закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством.
Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд могут обратиться, в том числе кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Из материалов, представленных административным ответчиком, следует, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем <данные изъяты> в комиссию со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам представлено заявление Лебедева А.С. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22.
ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым А.С. в территориальную избирательную комиссию были представлены копия паспорта, копия диплома, справка с места работы, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, что отражено в письменном подтверждении о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 12.35 часов Лебедевым А.С. были представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата: 31 подпись на 17 листах, протокол об итогах сбора подписей, уведомление об отсутствии изменений в ранее представленных для уведомления о своем выдвижении данных, справка, подтверждающая открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, копия товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, копия товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии, внешний носитель информации.
ДД.ММ.ГГГГ в 14.39 часов Лебедевым А.С. представлены в комиссию протокол об итогах сбора подписей, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решения территориальной избирательной комиссии Советского района г. Самары Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О количестве подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатным избирательны округам с 1-25 13 сентября 2020» для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 22 необходимо 27 подписей, максимальное количество подписей избирателей, которое можно представить для регистрации – 31.
Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 от ДД.ММ.ГГГГ № Лебедеву А.С. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по пункту 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.20219 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» поскольку кандидатом представлено недостаточное для регистрации кандидата количество достоверных подписей избирателей.
Согласно пункта 6.1 статьи 38Федерального Закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Из содержания итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостей проверки подписных листов № 1-8, следует, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, были признаны недействительными.
Подписи на листах № 4 строка 1, 7 строка 2, 8 строка 1, 16 строка 2, 17 строка 4, № 1 строка 2 признаны недействительными по подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подпись в подписном листе № 5 строка 1, подписи, содержащиеся в подписных листах № 1-17, признаны недействительными по п.п. «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Исследовав подлинники подписных листов № 4, 7, 8, 16, 17, 1, с учетом сведений, полученных по запросу суда из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, установлено следующее.
Подписи, содержащиеся в подписных листах 1 строка 2, 7 срока 2, 16 строка 2, признаны недействительными обоснованно.
Так, в подписном листе № 1 в сроке 2 недостоверно отражены сведения в столбце «Фамилия, имя отчество».
Неправильное написание фамилии, имени, отчества избирателя не может расцениваться судом как допущенное вследствие особенности почерка лица, осуществившего запись, или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку данная информация относится к сведениям об избирателе и должна отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя, и толковаться однозначно.
Недействительность подписей, содержащихся в подписных листах 7 срока 2, 16 строка 2, административным истцом не оспаривалась.
Подписи, содержащиеся в подписных листах № 4 строка 1, 8 строка 1, 17 строка 4, необоснованно признаны недействительными, поскольку адреса регистрации избирателей, указанные в подписных листах соответствуют информации, представленной суду управлением по вопросам миграции.
Согласно подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
По данному основанию признаны недействительными все подписи.
Исследовав подлинники подписных листов, суд приходит к выводу, что подпись, содержащаяся в подписном листе № 5 строке 1, обоснованно признана недействительной, так как имеется неоговоренное исправление в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно в написании номера дома, что подтверждено подписью эксперта в ведомостях проверки подписных листов.
Подписи, содержащиеся в подписных листах с 1-17, и признанные недействительными административным ответчиком на том основании, что адрес регистрации лица, осуществляющего сбор подписей, указан неверно.
С данным выводом комиссии суд согласиться не может, поскольку кандидатом Лебедевым А.С. был представлен паспорт, в котором содержатся сведения о месте его регистрации. По сведениям управления по вопросам миграции Лебедев А.С. действительно зарегистрирован по адресу, указанному в паспорте.
С учетом изложенного, недостоверными признаются 4 подписи, достоверными 27 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что является достаточным для регистрации кандидата.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Доводы административного истца о том, что при принятии решения комиссия руководствовалась официальными данными представленными органами внутренних дел по их запросу, не принимаются судом во внимание.
Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 года N 216-О для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей; для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на иных выборах по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, также может быть использована (пункт 3.1 статьи 38 данного Федерального закона). Кроме того, согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона недействительность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (а значит, и недействительность подписей избирателей) устанавливается при наличии официальной справки государственного органа.
Таким образом, правовое регулирование, предусматривающее, что признание подписи избирателя недействительной возможно при наличии официальной справки уполномоченного государственного органа и что при проверке подписей избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, устанавливает дополнительные гарантии защиты избирательных прав от произвольных решений по вопросу о действительности (недействительности) сведений об избирателях.
Вместе с тем положенная в основу данного правового регулирования проверки подписных листов презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания.
Положениями пункта 7 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается, что повторная проверка подписных листов может быть осуществлена только судом или вышестоящей избирательной комиссией в случае обжалования решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) или об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).
Суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Доводы административного ответчика о том, что кандидатом нарушены требования части 1 статьи 37 закона Самарской области № 142-ГД, согласно которой документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно, суд считает необоснованными, поскольку документы были представлены ДД.ММ.ГГГГ. Факт того, что часть документов представлена в 12.35 часов, а часть в 14.30 часов одного дня, не свидетельствует о нарушении принципа единовременности предоставления документов.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания решения территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата Лебедева А.С. незаконным, и способом восстановления нарушенного права Лебедева А.С. будет являться возложение на административного ответчика обязанности зарегистрировать его кандидатом в Советы депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22.
Иные требования о признании подписей действительными заявлены административным истцом по мнению суда излишне, и были проверены в качестве доводов, явившихся основанием для признания решения комиссии незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лебедева А.С. к Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 удовлетворить.
Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа №22 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лебедева А.С..
Обязать территориальную избирательную комиссию Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 зарегистрировать Лебедева А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционной порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение пяти дней.
Решение в окончательном виде изготовлено 18.08.2020.
Судья С.В. Миронова