Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2445/2021 от 20.08.2021

Судья Щербаков А.В.      Дело № 33а-2445/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Cабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

по апелляционной жалобе Л.А.И. на решение Заводского районного суда г. Орла от 17 июня 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.

Взыскать с Л.А.И., <дата> рождения, проживающей по адресу: <адрес>, идентификационный номер налогоплательщика , задолженность в общей сумме 304 рубля 58 копеек, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 93 рубля; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 год, за период образования с 19.04.2017 по 29.10.2017 в размере 5 рублей 42 копейки; недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 103 рубля; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016 год, за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 7 рублей 08 копеек; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период образования с 04.12.2017 по 04.02.2019 в размере 4 рублей 17 копеек; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 5 рублей 91 копейку.

Взыскать с Л.А.И. в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» 400 рублей государственной пошлины».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административного ответчика Л.А.И., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Федеральной налоговой службы по городу Орлу ФИО6, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Л.А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ; квартира, расположенная по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в связи с чем административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом в адрес Л.А.И. были направлены налоговые уведомления от 10.01.2017 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 93,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38,00 руб. со сроком уплаты до 15.03.2017; от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г. в размере 103,00 руб., уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86, 00 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017; от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 258,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443, 00 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018.

В связи с неуплатой в установленный срок налога налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 30.10.2017 об уплате недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 93,00 руб. и пени, начисленной на указанную недоимку в размере 5,42 руб., уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38,00 руб. и пени, начисленной на указанную недоимку в размере 2,21 руб., со сроком исполнения требования до 08.12.2017; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 103,00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,98 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 5,91 руб. со сроком исполнения требования до 16.10.2018; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 258,00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,17 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443, 00 руб., пени, начисленной на указанную недоимку в размере 7,16 руб. со сроком исполнения требования до 19.03.2019.

До настоящего времени вышеуказанные требования исполнены не были.

Требование об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 не исполнено в части уплаты пени, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2017 г. в размере 4,17 руб.

В связи с неисполнением указанных требований, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> 03.02.2021 судебный приказ от 27.01.2021 о взыскании с Л.А.И. задолженности по налогам и пени отменен.

По изложенным основанием, с учетом уточнения административных исковых требований и перерасчета налога на имущество физических лиц, административный истец окончательно просил взыскать с административного ответчика Л.А.И. задолженность по налогам в общей сумме 304 рубля 58 копеек, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 в размере 93,00 руб.; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период образования с 19.04.2017 по 29.10.2017 в размере 5,42 руб.; недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 103,00 руб. и пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016 г. за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 7,08 руб.; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2017 по 04.02.2019 в размере 4,17 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86,00 руб. и пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 5,91 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Л.А.И. просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Ссылается на пропуск налоговым органом срока взыскания задолженности по налогам и срока обращения в суд с административным иском.

Указывает, что начисленные налоги за 2017-2018 годы ею оплачены.

Отмечает, что право собственности на <адрес> по адресу: <адрес> утрачено ею в 2011 году.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Орлу полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ)

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).

В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Л.А.И. является плательщиком земельного налога, так как с 31.03.2009 административному ответчику принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «Карачевское», с кадастровым номером 57:25:0020907:11.

Кроме того, административному ответчику принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в связи с чем, она является плательщиком налога на имущество физических лиц (л.д.29).

Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: от 10.01.2017 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 93 рубля и налога на имущество за 2015 г. в размере 38 рублей со сроком уплаты до 15.03.2017; от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г. в размере 103 рубля и налога на имущество за 2016 г. в размере 86 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г., в размере 258 рублей и уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 443 рубля со сроком уплаты до 03.12.2018, которые в срок исполнены не были (л.д.9-10, 15-16, 22-24).

В связи с неисполнением административным ответчиком своих обязательств по уплате налогов в ее адрес налоговым органом были направлены требования: об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 30.10.2017: недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 93 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 5,42 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 2,21 рубля со сроком исполнения требования до 08.12.2017; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.09.2018 об уплате: недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 103 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,98 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 5,91 рубля со сроком исполнения требования до 16.10.2018; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 об уплате: недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 258 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,17 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443 рубля, пени, начисленные на указанную недоимку в размере 7,16 рубля со сроком исполнения требования до 19.03.2019 (л.д.11-14,17-21,25-28).

Требования налогового органа административным ответчиком исполнены не были.

Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №-5 Заводского района г. Орла от 03.02.2021 судебный приказ от 27.01.2021 о взыскании с Л.А.И. задолженности по налогам и пени отменен по заявлению последней (л.д.31).

Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогооблажения в спорный период времени принадлежало Л.А.И. на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск и взыскал с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов за 2015-2017 г.г.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что срок уплаты по самому раннему требованию был установлен налоговым органом до 08.12.2017, в связи с чем трехлетний срок со дня истечения срока исполнения данного требования истекал 08.12.2020, срок для обращения в суд истекал 08.06.2021, а, следовательно административный истец своевременно обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам.

С административным иском в районный суд налоговый орган обратился 16.03.2021, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Щербаков А.В.      Дело № 33а-2445/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Cабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

по апелляционной жалобе Л.А.И. на решение Заводского районного суда г. Орла от 17 июня 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.

Взыскать с Л.А.И., <дата> рождения, проживающей по адресу: <адрес>, идентификационный номер налогоплательщика , задолженность в общей сумме 304 рубля 58 копеек, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 93 рубля; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 год, за период образования с 19.04.2017 по 29.10.2017 в размере 5 рублей 42 копейки; недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 103 рубля; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016 год, за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 7 рублей 08 копеек; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период образования с 04.12.2017 по 04.02.2019 в размере 4 рублей 17 копеек; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86 рублей; пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 5 рублей 91 копейку.

Взыскать с Л.А.И. в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» 400 рублей государственной пошлины».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административного ответчика Л.А.И., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Федеральной налоговой службы по городу Орлу ФИО6, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Л.А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Л.А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ; квартира, расположенная по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в связи с чем административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом в адрес Л.А.И. были направлены налоговые уведомления от 10.01.2017 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 93,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38,00 руб. со сроком уплаты до 15.03.2017; от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г. в размере 103,00 руб., уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86, 00 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017; от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 258,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443, 00 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018.

В связи с неуплатой в установленный срок налога налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 30.10.2017 об уплате недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 93,00 руб. и пени, начисленной на указанную недоимку в размере 5,42 руб., уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38,00 руб. и пени, начисленной на указанную недоимку в размере 2,21 руб., со сроком исполнения требования до 08.12.2017; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.09.2018 об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 103,00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,98 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 5,91 руб. со сроком исполнения требования до 16.10.2018; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 258,00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,17 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443, 00 руб., пени, начисленной на указанную недоимку в размере 7,16 руб. со сроком исполнения требования до 19.03.2019.

До настоящего времени вышеуказанные требования исполнены не были.

Требование об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 не исполнено в части уплаты пени, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2017 г. в размере 4,17 руб.

В связи с неисполнением указанных требований, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> 03.02.2021 судебный приказ от 27.01.2021 о взыскании с Л.А.И. задолженности по налогам и пени отменен.

По изложенным основанием, с учетом уточнения административных исковых требований и перерасчета налога на имущество физических лиц, административный истец окончательно просил взыскать с административного ответчика Л.А.И. задолженность по налогам в общей сумме 304 рубля 58 копеек, из которых: недоимка по земельному налогу за 2015 в размере 93,00 руб.; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период образования с 19.04.2017 по 29.10.2017 в размере 5,42 руб.; недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 103,00 руб. и пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016 г. за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 7,08 руб.; пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017 г. за период образования с 04.12.2017 по 04.02.2019 в размере 4,17 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 86,00 руб. и пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период образования с 02.12.2017 по 04.09.2018 в размере 5,91 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Л.А.И. просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Ссылается на пропуск налоговым органом срока взыскания задолженности по налогам и срока обращения в суд с административным иском.

Указывает, что начисленные налоги за 2017-2018 годы ею оплачены.

Отмечает, что право собственности на <адрес> по адресу: <адрес> утрачено ею в 2011 году.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Орлу полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ)

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризованной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).

В соответствии со статьей 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Л.А.И. является плательщиком земельного налога, так как с 31.03.2009 административному ответчику принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «Карачевское», с кадастровым номером 57:25:0020907:11.

Кроме того, административному ответчику принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в связи с чем, она является плательщиком налога на имущество физических лиц (л.д.29).

Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: от 10.01.2017 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 93 рубля и налога на имущество за 2015 г. в размере 38 рублей со сроком уплаты до 15.03.2017; от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г. в размере 103 рубля и налога на имущество за 2016 г. в размере 86 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017; от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 г., в размере 258 рублей и уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 443 рубля со сроком уплаты до 03.12.2018, которые в срок исполнены не были (л.д.9-10, 15-16, 22-24).

В связи с неисполнением административным ответчиком своих обязательств по уплате налогов в ее адрес налоговым органом были направлены требования: об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 30.10.2017: недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 93 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 5,42 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 38 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 2,21 рубля со сроком исполнения требования до 08.12.2017; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.09.2018 об уплате: недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 103 рубля и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,98 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 5,91 рубля со сроком исполнения требования до 16.10.2018; об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 05.02.2019 об уплате: недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 258 рублей и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 4,17 рубля; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 443 рубля, пени, начисленные на указанную недоимку в размере 7,16 рубля со сроком исполнения требования до 19.03.2019 (л.д.11-14,17-21,25-28).

Требования налогового органа административным ответчиком исполнены не были.

Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №-5 Заводского района г. Орла от 03.02.2021 судебный приказ от 27.01.2021 о взыскании с Л.А.И. задолженности по налогам и пени отменен по заявлению последней (л.д.31).

Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогооблажения в спорный период времени принадлежало Л.А.И. на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск и взыскал с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов за 2015-2017 г.г.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что срок уплаты по самому раннему требованию был установлен налоговым органом до 08.12.2017, в связи с чем трехлетний срок со дня истечения срока исполнения данного требования истекал 08.12.2020, срок для обращения в суд истекал 08.06.2021, а, следовательно административный истец своевременно обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам.

С административным иском в районный суд налоговый орган обратился 16.03.2021, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2445/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС России по г. Орлу
Ответчики
Логвинова Анжела Ивановна
Другие
Сотникова О.А.
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
23.08.2021Передача дела судье
09.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее