Судья Мокрушин О.А.
7-674-2018 (12-290/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарём Никулиной Е.В., с участием защитников Мокрушина А.А., Никитиной М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 25 апреля 2018 года жалобу Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 22 марта 2018 года Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми (далее – МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми, Учреждение) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд законным представителем МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми Шалашовой Л.В. поставлен вопрос об отмене постановления судьи районного суда как незаконного и необоснованного, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании в краевом суде защитники Мокрушин А.А., Никитина М.Е. поддержали доводы жалобы, дополнительно указав на то, что судья необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетелей членов аттестационной комиссии, не учел, что представитель административного органа в судебном заседании просил производство по делу прекратить, на работу были приняты студенты, обучающиеся в профильном учебном заведении, на момент назначения их на должность занятия по художественной гимнастике не проводились, поскольку такие занятия начинаются с сентября, назначенное наказание полагали чрезмерно суровым.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения данное Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В силу статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, должность тренера-преподавателя, относится к должностям иных педагогических работников.
Положениями подраздел III раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н) установлены требования к квалификации тренера-преподавателя, такие как высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.
Как усматривается из материалов дела МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 30 июня 2016 № 5494, выданной Государственной инспекцией по надзору в сфере образования Пермского края, в приложении которой указано место нахождение юридического лица: ****.
12 января 2018 года в 12:00 часов при проведении плановой выездной проверки, проведенной Министерством образования и наук Пермского края, в соответствии с приказом от 25 декабря 2017 года № СЭД-26-01-06.3-204, было выявлено, что МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, а именно на должности тренера-преподавателя приняты К. и Н. в отсутствие у данных лиц высшего профессионального образования или среднее профессионального образования в области физкультуры и спорта.
Привлекая МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми к административной ответственности, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности факта осуществления образовательной деятельности указанным юридическим лицом с грубыми нарушениями лицензионных требований.
Факт совершения МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ.
Действия МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы жалобы отмену постановления судьи районного суда не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов о наличии в действиях МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми состава вменяемого административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку доказательствам, и пришёл к правильному выводу о наличии в действиях МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, мотивировав свои выводы. Нарушений положений статьи 1.5 КоАП РФ судьей районного суда допущено не было.
Ссылка законного представителя юридического лица на наличие протокола аттестационной комиссии МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми от 04.09.2017, которыми К. и Н. рекомендованы продолжить трудовые отношения по педагогической должности тренира-преподавателя необоснованна.
Пунктом 9 раздела I "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Аналогичные нормы содержатся также в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
Указанные положения предусматривают право работодателя в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначить на соответствующую должность лицо, не имеющее специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. При этом, учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.
Между тем, как следует из материалов дела до приема на работу в МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми К. и Н. трудового стажа не имели, доказательств, подтверждающих наличие у указанных лиц достаточного практического опыта и компетентности на момент приема их на работу на должность тренира-преподователя в материалы дела не представлено. Более того, рекомендации аттестационной комиссии на соответствующие должности К. и Н. имели место после заключения с указанными лицами трудовых договоров, а не до назначения их на должность тренира-преподователя, как того требуют положения пункта 9 раздела I "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что в действиях МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г.Перми отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, не имеется.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении от 12.01.2018 в отношении МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г.Перми составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ и содержит сведения о юридическом адресе Учреждения, а также о месте совершения административного правонарушения МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми, по которому указанное юридического лицо осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 30 июня 2016 № 5494, выданной Государственной инспекцией по надзору в сфере образования Пермского края, в приложении к которой указано место нахождения юридического лица: ****.
Довод защитников о том, что судьёй районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетелей членов аттестационной комиссии, является не состоятельным. Как следует из протокола судебного заседания от 22 марта 2018 года, такое ходатайство в судебном заседании защитником не заявлялось.
Довод защитников о том, что судья районного суда не принял во внимание мнение представителя административного органа о прекращении производства по делу прекратить нельзя признать обоснованным. В судебном заседании в районном суде представитель Министерства образования Пермского края просил привлечь Учреждение к административной ответственности, мнения о наличии оснований для прекращения производства по делу не высказывал.
Вопреки доводам жалобы назначенное МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного административного правонарушения. При назначении административного наказания применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления судьи районного суда в жалобе не приведено, оснований для отмены постановления судьи районного суда при рассмотрении жалобы не установлено.
Постановление о привлечении МАУ ДО «ДЮСШ «Ника» г. Перми к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей районного суда не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 22 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми - без удовлетворения.
Судья - подпись-