Гражданское дело № 2 – 883 /2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 09 декабря 2013 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мельник Е.А.,
с участием:
истицы Николаевой В.А.,
представителя истца Николаева В.Г. - Черновой Н.В., действующей на основании доверенности,
ответчика - представителя администрации …., действующей на основании и доверенности,
ответчика – представителя администрации ….,
при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева В.Г., Николаевой В.А. к администрации муниципального образования …, администрации …, Министерству финансов …, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по … о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования …. и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования …за Николаевым В.Г., Николаевой В.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Российской Федерации, из резервного фонда Правительства …,
УСТАНОВИЛ:
06 ноября 2013 года истцы Николаев В.Г., Николаева В.А. обратились в Магдагачинский районный суд с заявлением, в котором указано следующее: «… года на территории …, в том числе и на территории … сложилась чрезвычайная ситуация, вызванная паводком, выходом из берегов рек, подъемом грунтовых вод в результате сильных ливневых дождей. Распоряжением Губернатора … от 23.07.2013 № 123-р на территории … введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов. На территории … в результате подъема грунтовых вод после ливневых дождей, сопровождавшихся паводком, которые прошли в … года было подтоплено имущество: жилой дом, расположенный по адресу …, приусадебный участок с надворными постройками, дровами, плодово-ягодными насаждениями, огород с овощными культурами. Право собственности за истцом Николаевым В.Г. на жилой дом подтверждается договором на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от …, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: …, подтверждается свидетельством о государственной регистрацией права от …, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области. Факт постоянного проживания истцов в пострадавшем доме подтверждается справкой о регистрации от 16.10.2013, выданной Администрацией …. В результате подтопления причинен ущерб жилому помещению, надворным постройкам, имуществу, дровам, которые находятся на приусадебном участке, всему урожаю. После подъема грунтовых вод вода стояла в подполье жилого дома и кухни до.. ... года, несмотря на все усилия по просушке подполий, до настоящего времени остается сырость в подпольях, в связи с чем нижняя сторона пола (из подполья) повреждена грибком, вздулся пол в доме, стоит сырость, что в дальнейшем может привести к тому, что пол может провалиться, одежды, хранящаяся в шкафах, была покрыта плесенью. Во дворе после длительного стояния воды сгнили доски тротуаров, подтоплены сараи, вода стояла на полу сараев, в результате чего они остались не просушенными и пол в них начал проваливаться, часть дров после намокания остается мокрой, фактически утрачена, так как они не смогут топить зимой печь. В результате подтопления они лишились всей овощной продукции, в том числе картофеля, которую выращивали и питались ею всю зиму. Изложенные факты подтверждаются фотографиями, актом обследования комиссии в составе главы и специалистов … от 04.09.2013. Однако акт составлялся комиссией по типовой форме, и все остальные повреждения имущества, расположенного на земельном участке, принадлежащего им, кроме повреждения урожая и воды в подпольях, комиссией не зафиксированы. Кроме этого, ранее …. года истцы обращались в Администрацию … с просьбой принять меры по уменьшению последствий паводка, что подтверждается заявлением истца Николаевой В.А. от 22.07.2013. Указом Президента РФ № 693 31.08.2013 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях …» (подп. «3» п.3) Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации предписано обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. В соответствии с методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, происшедшей в …. года на территории …., утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 № 21 (далее - Методические рекомендации), единовременная материальная помощь (10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) оказывается гражданам, проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. В начале ….. года было подано заявление через Администрацию … на имя главы Администрации … и на имя Губернатора … о предоставлении единовременной материальной помощи, подлежащей выделению из резервного фонда Амурской области и резервного фонда Правительства Российской Федерации. Вышеуказанное заявление принято Администрацией …., ….. г. составлен акт обследования жилого помещения. Решение о включении гражданина в соответствующие списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи составляется в течение 10 дней со дня проведения обследования. Решение о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) принимается местной администрацией в случае непредставления документов, предусмотренных п.3. 1 Методических рекомендаций, а также несоответствия условиям, предусмотренным разделом 2 Методических рекомендаций. Письменный отказ в предоставлении помощи дается заявителю в течение 1 суток со дня его принятия, что не было сделано Администрацией … в установленные сроки. Вместе с тем, только 24 октября 2013 г. по запросу истца Николаева В.Г. было получено уведомление Комиссии Администрации …., проводившей обследование, № 10 от 24.10.2013 об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи, ссылаясь на письмо министра юстиции … от 19.09.2013 № 660. Указанное письмо не имеет юридической силы, так как не носит нормативного характера, не является нормативным актом. Вместе с тем, комиссией не указано по каким основаниям они не были включены в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета, и в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 131 ГПК РФ, истцы просят признать Николаева В.Г., Николаеву В.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями, сопровождавшимися паводком, подъемом грунтовых вод, на территории муниципального образования … и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, подъемом грунтовых вод в результате сильных ливневых дождей на территории муниципального образования ….на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета и за счет средств федерального бюджета. Признать за Николаевым В.Г., Николаевой В.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Российской Федерации, из резервного фонда Правительства Амурской области».
04 декабря 2013 года в Магдагачинский районный суд от ответчика – представителя Министерства финансов Амурской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее: «Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая па земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лип, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.10.2013 № 1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 г., а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области - 1 460 835 тыс. руб. Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Частью 14 статьи 10 3акона Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.2013 № 225-03) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта. При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 № 489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации. Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок). Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно. Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выселении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. и последствий стихийных бедствий,. утвержденных 02.11.2010 заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Как следует из акта, представленного истцами в качестве доказательства, у истцов не утрачено имущество: акт обследования от …. года в результате ливневых дождей зашла вода в подпол и на приусадебный земельный участок, уничтожены посадки овощей и картофеля. Согласно акту обследования вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в …. года на территории ….., в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Актом обследования от …. - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указывают, что подтоплено подполье и погреб. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением. В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств. На основании выше изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Минфина Амурской области».
В ходе судебного заседания истица Николаева В.А. заявленные требования поддержала в полном объёме, дополнительно суду пояснила, что она обращалась в администрацию …. с заявлением о признании ее пострадавшей и включении в списки имеющих право на получение единовременной помощи, в администрации она видела списки, там была ее фамилия, потом написали, что им помощь не положена и по письменному запросу дали отказ.
Представитель истца Николаева В.Г. - Чернова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объёме, дополнительно суду пояснила, что администрация поселений включает и формирует списки граждан имеющих право на получение единовременной материальной помощи. Николаевых в указанный список не включили. При этом Николаевы пострадали от ливневых дождей, затопило огород, не получили полностью урожай и иное имущество: дрова намокли и не пригодны к использованию, сарай, в подполе была вода, сыро до сих пор, появился грибок, ведет пол, сырость в доме и холод. Право собственности и право проживания подтверждено документально.
Ответчик - представитель администрации … с иском не согласна, та как семья признана пострадавшей и включена в список имеющих право на получение помощи, то есть предмет спора отсутствует, просит в требованиях отказать.
Ответчик – представитель муниципального образования …. с требованиями не согласен, так как Николаевы обращались с заявлением о признании их пострадавшими и включении в списки, они включили их в списки и направили их в администрацию ….. Списки формировались поэтапно, Николаевы попали в 4 список. … со своей стороны сделала все необходимое и в сроки, это можно проверить по документам. Далее администрация района говорила забрать списки, но они не забирали. Как неработающие пенсионеры Николаевы получили 5 тысяч рублей и овощи по льготным ценам. Просит в иске отказать.
Ответчики - представители Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области в судебное заседание не явились, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Из материалов дела следует:
Согласно уведомлению комиссией по обследованию объектов, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданной при Магдагачинской районной администрации, принято решение об отказе в предоставлении Николаеву В.Г. единовременной материальной помощи в связи с необоснованностью включения граждан в списки пострадавших на право получения единовременной материальной помощи (л.д.11).
Согласно распоряжению губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 20:00 23 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации (л.д.8).
Согласно акту от 04 сентября 2013 года обследован жилой дом, расположенный по адресу: … В результате ливневых дождей вода зашла в подпол и на приусадебный участок, полностью уничтожены посадки овощей (л.д.9).
Согласно договору на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 20 ноября 1992 года … передало Николаеву В.Г. безвозмездно в личную собственность квартиру, состоящую из трех комнат, расположенную по адресу:.. (л.д.10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Николаев В.Г. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: … (л.д.11).
Согласно справке администрации муниципального образования Тыгдинского сельсовета от 16 октября 2013 года Николаев В.Г. проживает по адресу: с… в состав его семьи входит жена Николаева В.А. (л.д.12).
Согласно выписке из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождающихся паводками на территории …, имеющих право на получение единовременной помощи, находящимся в администрации …, семья Николаевых значится под номером 157 (л.д. 50).
Согласно информации администрации … об объекте земельный участок … принадлежит Николаеву В.Г., вид разрешенного использования – приусадебное хозяйство (л.д. 51).
Согласно переписки администрация … разъясняет, право и порядок получения единовременной помощи (л.д. 53-57).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением губернатора …. от …. года № …. на территории …. с …. года введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы ….. от …. года № ….на территории района с …. года введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы муниципального образования …. от …. года № …. на территории муниципального образования с …. года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской
области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на
поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской
Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение
финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств
резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской
области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с подп. «з» п.3 Указа Президента России от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации поручено обеспечить выплату гражданам признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
В судебном заседании установлено, что Николаев В.Г. имеет в собственности индивидуальный жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: с… (л.д.10-11). Николаев В.Г. проживает по адресу: с…, в состав его семьи входит жена Николаева В.А. (л.д.12). …. года обследован жилой дом, расположенный по адресу: …. В результате ливневых дождей вода зашла в подпол и на приусадебный участок, полностью уничтожены посадки овощей (л.д.9).
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что семья Николаевых включена в список на получение единовременной помощи и значится под № 157.
При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае права истца не нарушены, он признан пострадавшим в результате ЧС и включен в список на получение единовременной материальной помощи. Оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части нет.
Довод истцов и их представителя о том, что они не признаны пострадавшими и не включены в списки пострадавших на основании уведомления об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи, суд считает не состоятельными, поскольку указанный факт опровергается материалами дела, а именно: согласно акту обследования частного жилого помещения и выписки из списка граждан, Николаевы признаны пострадавшими и включены в списки граждан имеющих право на получение единовременной материальной помощи. Согласно уведомлению Николаевым было отказано в предоставлении единовременной материальной помощи.
Вместе с тем, в целях реализации подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» приняты Правительством Российской Федерации распоряжение от 5 октября 2013 года № 1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года № 489 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению».
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 года.
По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Как следует из материалов дела в августе 2013 года территория …, в том числе …, подверглись опасному гидрометеорологическому явлению «сильные ливневые дожди».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года № 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу…., принадлежит Николаеву В.Г., относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - приусадебное хозяйство. Каких-либо сведений о том, что указанный земельный участок относится к числу личных подсобных хозяйств не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится и исковые требования Николаева В.Г., Николаевой В.А. в силу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р в части признания за Николаевыми права на получение единовременной материальной помощи не подлежат удовлетворению. Каких-либо доказательств, что повреждено иное имущество, суду не представлено. Из акта обследования частного жилого помещения Николаевых установлено, что вода зашла в подпол и на приусадебный земельный участок, уничтожены посадки овощей и картофеля. При этом, как было установлено в судебном заседании, Николаевы получили материальную помощь как неработающие пенсионеры в размере 5000 рублей и приобрели овощи по льготным ценам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Николаева В.Г., Николаевой В.А. к администрации муниципального образования …, администрации …, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования …. и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования …; признании за Николаевым В.Г., Николаевой В.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Российской Федерации, из резервного фонда Правительства Амурской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Магдагачинского районного суда
Амурской области Е.А. Мельник
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2013 года