№ 2-5168/2021
64RS0045-01-2021-001455-47
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Пугачева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовой И.Е.,
с участием
представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области – Анисимовой О.О.,
представителя ответчика Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области – Симонова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романова Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации поСаратовской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области о понуждении к внеочередному предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и компенсации морального вреда,
установил:
Романов Д.А. обратился в Кировский районный суд г.Саратова с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее – ГУ МВД России по Саратовской области), Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление Росгвардии по Саратовской области) о понуждении к внеочередному предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указаны следующие обстоятельства.
Истец проходит службу в филиале ФГКУ «УВО ВНГ России по Саратовской области» в должности полицейского (водителя) 1 роты батальона полиции (отдельного) отдела вневедомственной охраны по г. Балаково Саратовской области.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 8 февраля 2013 г. он принят на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Саратовской области от 26 мая 2021 г. внесено изменение в потребность в получении истцом жилой площади: из общей площади жилого помещения, положенной истцу в размере 33 кв.м, исключено 9,3 кв.м, чем нарушено его право на жилье, так как в собственности у него нет жилых помещений.
ГУ МВД России по Саратовской области и Управление Росгвардии по Саратовской области бездействуют по вопросу предоставления истцу единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
По утверждению истца это бездействие является не законным, так как:
нарушает его право сотрудника органов внутренних дел на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
является вмешательством в его право сотрудника полиции на уважение имущества, гарантированное статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
является нарушением его права на эффективное средство правовой защиты, гарантированной статьей 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Истец ссылается на то, что нарушением указанных норм международного права, непредставлением единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и лишением права на 9,3 кв.м. жилой площади ему причинен моральный вред.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Романов Д.А. просил обязать ГУ МВД России по Саратовской области и Управление Росгвардии по Саратовской области к внеочередному предоставлению Романову Д.А. единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, исходя из расчета 33кв.м жилой площади и взыскать с ответчиков солидарно за счет казны Российской Федерации в пользу РомановаД.А. компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
ГУ МВД России по Саратовской области представило письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование этой позиции указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности принятия на учет.
Романов Д.А. не относится к числу лиц, имеющих в соответствии с
частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247 преимущественное право на предоставление указанной выплаты.
Действующим законодательством не предусмотрено право на внеочередное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Реализация прав истца не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, поставленных на учет ранее истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что для расчета размера субсидии общая площадь жилого помещения подлежит уменьшению на общую площадь жилых помещений, занимаемых сотрудником по договору социального найма.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, так как истец не доказал причинение ему физических либо нравственных страданий действиями ответчиков.
В возражениях также указано, что Романов Д.А. не состоит в ГУ МВД России по Саратовской области на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Управление Росгвардии по Саратовской области также представило письменные возражения на иск, в которых просит отказать в его удовлетворении. В обоснование этой позиции указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности принятия на учет.
Романов Д.А. не относится к числу лиц, имеющих в соответствии с
частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247 преимущественное право на предоставление указанной субсидию.
Действующим законодательством не предусмотрено право на внеочередное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1223, предусмотрено, что для расчета размера выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью помещений, принадлежащих сотруднику на праве собственности или занимаемых им по договору социального найма. Романов Д.А. зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире, предоставленной нанимателю (отцу Романова Д.А.) и членам его семьи (в том числе, Романову Д.А.) по договору социального найма. Поэтому решением жилищной комиссии от 26мая 2021г. произведен расчет общей площади жилого помещения, положенной РомановуД.А., с учетом фактической обеспеченностью жилой площадью в указанной выше квартире.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, так как истец не доказал причинение ему этого вреда.
От Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее – УФК по Саратовской области), действующего от своего имени, а на основании совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н также представляющего интересы Министерства финансов Российской Федерации, поступили письменные возражения на иск, в которых изложена позиция о необходимости отказа в удовлетворении требования к Минфину России. В обоснование этой позиции указано, что вопросы начисления и выплаты единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения сотрудникам ФКУ «УВО ВНГ России по Саратовской области» не входят в компетенцию Минфина России (ни в компетенцию УФК по Саратовской области) и Минфин России не является надлежащим ответчиком по делу.
Истец Романов Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки не сообщил. Ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в иске изложено ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, третье лицо УФК по Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили и не сообщили об уважительности причин их неявки. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от этих лиц, участвующих в деле, не поступило.
Суд в соответствии со статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие истца Романова Д.А., представителей Минфина России и УФК по Саратовской области.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Саратовской области Симонов Н.В. и представитель Управления Росгвардии по Саратовской области Анисимова О.О. просили в иске отказать, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на иск.
Заслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Правовые основы предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел установлены Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «Осоциальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).
Этим законом предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Частью 10 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрены категории лиц, обладающих преимущественным правом на предоставление единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. К этим категориям отнесены лица, имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними.
Право на внеочередное предоставление социальной выплаты Федеральным законом № 247-ФЗ не предусмотрено.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено определение правил предоставления единовременной социальной выплаты, порядка расчета ее размера и порядка исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты. (далее – Правила предоставления выплат).
Пунктом 31 Правил предоставления выплат предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В этом же пункте указано, что правило о предоставлении выплат в порядке очередности принятия на учет распространяется и на лиц, обладающих преимущественным правом на предоставление таких выплат.
Право на внеочередное предоставление социальной выплаты Правилами предоставления выплат не предусмотрено.
При определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи (пункт 29 Правил предоставления выплат).
Исследовав предоставленные лицами, участвующими в деле, письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В выписке из протокола № 4 заседания Жилищно-бытовой комиссии ФГКУ«УВО ГУ МВД России по Саратовской области» от 8 февраля 2013 г. указано, что сотрудник полиции Романов Д.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
(л.д. 6, 88).
В абзац 11 пункта 2 Правил предоставления выплат были внесены изменения, предусматривающие принятие территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющими руководство соответствующими организациями вневедомственной охраны войск национальной гвардии, на учет для получения единовременной выплаты сотрудников войск национальной гвардии, проходящих службу в организациях вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Во исполнение абзаца 11 пункта 2 Правил предоставления выплат жилищная комиссия ФГКУ «УВО ВНГ по Саратовской области» передала учетные дела сотрудников и граждан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (в том числе дело РомановаД.А.) в Управление Росгвардии по Саратовской области (выписка из протокола № 3-2019 заседания жилищной комиссии ФГКУ «УВОВНГ по Саратовской области» от 4февраля 2019 г., л.д. 89, 89 оборот).
В выписке из протокола № 4 заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Саратовской области от 29 марта 2019 г. отражено, что комиссия рассмотрела учетные дела сотрудников и граждан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, переданные из ФГКУ «УВО ВНГ по Саратовской области», и решила принять на учет Управления Росгвардии по Саратовской области указанных сотрудников и граждан с даты принятия их на учет по прежнему месту жилищного учета (л.д. 77-78).
Копия паспорта Романова Д.А. и копия лицевого счета подтверждают, что истец зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 37,2 кв.м, предоставленной по договору социального найма от 25 сентября 2012 г. №3107 (л.д.71-74, 85, 85 оборот, 87). В этой квартире также зарегистрированы и проживают Романов А.Н. (отец истца), Романова Н.И. (мать истца) и Романов Е.А. (брат истца).
Таким образом, размер приходящейся на истца площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, составляет 9,3 кв.м.
На этом основании жилищная комиссия Управления Росгвардии по Саратовской области 26 мая 2021 г. приняла решение (л.д. 86, 86 оборот) об определении площади жилого помещения, на получение которого имеет право Романов Д.А., с учетом площади жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, то есть в размере 23,7 кв.м
(33 кв.м – 9,3 кв.м = 23,7 кв.м).
С учетом приведенных выше доказательств следует признать, что это решение принято в соответствии с требованиями пункта 29 Правил предоставления выплат.
Поэтому довод Романова Д.А. о незаконности этого решения основан на неправильном толковании норм права.
Кроме этого, данное решение не нарушает права истца на получение социальной выплаты в определенном размере, так как решения о размере такой выплаты комиссия 26 мая 2021 г. не принимала.
Романов Д.А. не ссылался на то, что относится к числу указанных
в части 10 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ лиц, обладающих преимущественным правом на предоставление выплаты. Романов Д.А. не представил доказательств, подтверждающих, что он имеет трех и более совместно проживающих с ним детей, либо удостоен звания Героя Российской Федерации, либо является ветераном боевых действий на территории Афганистана, либо имеет одного и более проживающего совместно с ним ребенка-инвалида.
Имеющие в деле доказательства также не позволяют сделать вывод о наличии указанных выше обстоятельств.
Как было указано ранее, Правила предоставления выплат предписывают предоставлять выплаты только в порядке очередности, в том числе и лицам, обладающим преимущественным правом на их получение.
Истец не ссылался на то, что имеет в настоящее время право на получение выплаты в соответствии с очередностью, а утверждал о наличии у него права на внеочередное получение такой выплаты.
Однако это утверждение также основано на неправильном толковании норм права, так как действующее законодательство (в том числе Федеральный закон №247-ФЗ и Правила предоставления выплат) не предусматривает возможности внеочередного предоставления выплат для приобретения или строительства жилья.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Романов Д.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решениями жилищных комиссий подтверждено право истца на получение такой выплаты, которое подлежит реализации в установленном законом порядке, то есть в порядке очередности.
Суд также учитывает данные в судебном заседании объяснения представителя Управления Росгвардии по Саратовской области, согласно которым Романов Д.А. состоит в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под порядковым номером 7, с учетом его места в очереди и объемов финансирования данная выплата будет предоставлена ему не позднее 2022 г.
С учетом изложенного требование Романова Д.А. о внеочередном порядке реализации этого права не только не основано на законе, но и противоречит законным правам и интересам других лиц, принятых на учет ранее истца.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2018г. № 1240-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав и конституционных прав его несовершеннолетних детей пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», разъяснил, что оспариваемая заявителем норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте, поскольку реализация права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности – с учетом финансовых возможностей государства и времени принятия граждан на соответствующий учет – соответствует конституционному принципу справедливости.
На основании этого суд признает необоснованным довод Романова Д.А. о том, что изложенные в иске действия (бездействие) ответчиков были незаконными.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии самого факта причинения ответчиками вреда истцу, а равно причинения ему физических либо нравственных страданий, то есть об отсутствии обязательных условий, предусмотренного статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возмещения вреда, в том числе компенсации морального вреда.
Поскольку требования Романова Д.А. являются необоснованными, то они не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении искового заявления Романова Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области о понуждении к внеочередному предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 ноября 2021 г.
Судья Д.В. Пугачев