Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-715/2021 ~ М-713/2021 от 30.06.2021

дело № 2-715(1)/2021

УИД 64RS0034-01-2021-001652-66

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года                  п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симшина Д.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кадралиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования к садоводческому некоммерческому товариществу «Здоровье» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов,

установил:

Администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования обратилась в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу (далее СНТ) «Здоровье» о понуждении к оборудованию контейнерной площадки для сбора мусора, отвечающей установленным требованиям, установке контейнеров, заключению договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечению регулярного вывоза отходов. Свои требования истец мотивировал тем, что в администрацию поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от СНТ «Здоровье», на предмет большого количества несанкционированных свалок на территории указанного садового товарищества. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчика организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно, оборудовать на территории садового товарищества контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

Администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика СНТ «Здоровье», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.

Третье лицо администрация Саратовского муниципального района Саратовской области в суд своего представителя не направила, извещена надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Судом установлено, что СНТ «Здоровье» организовано и расположено на территории Усть-Курдюмского муниципального образования по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Пристанное.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

На основании ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области № 01-17/50 от 22.10.2020 года утверждены «Правила об организации благоустройства территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» (далее Правила).

В соответствии с данными Правилами уличное коммунально-бытовое оборудование представлено различными видами мусоросборников - контейнеров и урн. Основными требованиями при выборе того или иного вида коммунально-бытового оборудования являются: экологичность, безопасность (отсутствие острых углов), удобство в пользовании, легкость очистки, привлекательный внешний вид (п. 5.1).

Разделом 9 Правил установлены нормы организации уборки на территории Усть-Курдюмского муниципального образования:

На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Лица, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, должны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка (п. 9.1).

На территории общего пользования муниципального образования запрещается сжигание отходов производства и потребления (п. 9.2).

Вывоз твердых коммунальных отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляют указанные организации и домовладельцы, а также иные производители отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.

Запрещается складирование отходов, образовавшихся во время ремонта, в места временного хранения отходов. (п. 9.4).

Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления необходимо устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).

Урны (баки) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора и не реже одного раза в месяц промывать и дезинфицировать (п. 9.5).

Вывоз отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

Вывоз опасных отходов осуществляется организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (п. 9.6).

Содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления (п. 9.9).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

В силу ч.ч. 1,3 ст. 4 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества (ст. 7 Закона № 217-ФЗ).

К полномочиям правления товарищества относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ).

В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно акту Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 25.05.2021 года, на территории, находящейся в пользовании СНТ «Здоровье», отсутствуют соответствующие предъявленным требованиям площадки для установки мусорных контейнеров. В связи с этим, члены СНТ складируют мусор на землях муниципального образования, что приводит к постоянному захламлению отходами земельных участков.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории, находящейся в пользовании СНТ «Здоровье», отсутствуют оборудованные места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.

Отсутствие возможности и необходимости для размещения на территории СНТ контейнерной площадки, установки контейнеров, не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца. СНТ не обращалось в орган местного самоуправления для содействия в организации сбора и вывоза отходов с территории СНТ и выделения дополнительного земельного участка под размещение контейнерной площадки.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Неисполнение СНТ «Здоровье» обязанности: организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, и оборудовать на территории СНТ «Здоровье» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям с установлением контейнеров и с заключением договора со специализированной организацией на регулярный вывоз мусора и отходов, влечет образование мест несанкционированного накопления мусора и отходов за пределами территории СНТ «Здоровье» на территории Усть-Курдюмского муниципального образования, и нарушение прав и интересов жителей Усть-Курдюмского муниципального образования.

На основании изложенного, принимая во внимание требования приведенного выше законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-238 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в интересах жителей Усть-Курдюмского муниципального образования к садоводческому некоммерческому товариществу «Здоровье» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, - удовлетворить.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Здоровье» организовать накопление, сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования на территории СНТ «Здоровье» контейнерной площадки, отвечающей установленным требованиям, установления контейнеров, заключения договора со специализированной организацией на вывоз мусора, обеспечения регулярного вывоза отходов.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.

Решение может быть обжаловано ответчиком в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, решение суда может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:

2-715/2021 ~ М-713/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Усть-Курдюмского МО
Ответчики
СНТ "Здоровье"
Другие
Администрация Саратовского МР Саратовской области
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Симшин Денис Вячеславович
Дело на странице суда
saratovsky--sar.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
06.12.2021Дело оформлено
06.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее