№ 12-15/2019
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2019 года г. Кемь Республики Карелия
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Клепцов Б.А.,
при секретаре Рысаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Смирновой А.М. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 12 декабря 2018 года должностное лицо – руководитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района (далее - МБОУ Рабочеостровская СОШ, школа, учреждение) Смирнова А.М., привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Смирнова А.М. не согласна с постановлением, считает его незаконным в связи с тем, что в соответствии с соглашением № от 30.12.2016г. о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам по плану предусмотрено предоставление компенсации расходов 20 педагогическим работникам, фактически компенсацию получили 11 человек. Считает нарушений условий предоставления субсидий в недостижении эффективности по выделяемым денежным средствам в соответствии с заключенным соглашением не имеется, поскольку компенсация расходов осуществлялась по факту предоставленных квитанций, компенсация не была предоставлена пенсионерам, которые работали на педагогических должностях на момент заключения соглашения. Полное выполнение соглашения не могли предусмотреть по независящим от них причинам. Кроме того, в ходе проверки должностными лицами Министерства финансов РК подписано дополнительное соглашение к данному соглашению, в котором устранены выявленные нарушения. По вопросу предоставления субсидий на питание должностным лицом указано, что фактическое количество детей, обеспеченных питанием составило 81 человек, при плане - 83 человека. Показатель не был достигнут в связи с несвоевременным оформлением пакета документов родителями (законными представителями), в связи с чем списки в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» подавались ранее, чем заявления от родителей. В списках ГКУ СЗ «Центр социальной защиты г. Кеми и Кемского района» не учтены обучающиеся из многодетных семей, дети-инвалиды, неверно указаны места обучения детей, у которых место обучения и прописка не совпадают. По спискам данные дети числились в списках других школ. Реальное расходование соответствует фактическому количеству учащихся, посещающих учебное заведение, что подтверждается служебными документами. Выявленные нарушения носят единичный характер, никакой угрозы охраняемым общественным отношениям не несут, поскольку совершены не с целью причинения ущерба школе или процессу обучения, направлены на создание оптимальных условий для возможности организации обучения в соответствии с установленными требованиями. Считает, что должностным лицом необоснованно отклонена возможность применения положения п. 2.9 КоАП РФ и определения допущенных нарушений, как малозначительных. Просит жалобу удовлетворить, оспариваемое постановление – отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
К жалобе Смирновой А.М. приложено ходатайство о восстановлении срока обжалования вышеуказанного постановления, так как пропуск срока обжалования постановления допущен по уважительным причинам.
Заявитель Смирнова А.М. в суде ходатайство о восстановлении срока и доводы жалобы поддержала в полном объеме, просит производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель заявителя Смирновой А.М. – адвокат Волков А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что компенсация расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения осуществлялась по факту предоставленных квитанций, компенсация не была предоставлена пенсионерам, которые работали на педагогических должностях на момент заключения соглашения. В ходе проверки было подписано дополнительное соглашение, в котором устранены выявленные нарушения.
По вопросу предоставления субсидий на питание показатель не был достигнут в связи с несвоевременным оформлением пакета документов родителями, в связи с чем списки в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» подавались ранее, чем заявления от родителей. В списках не учтены обучающиеся из многодетных семей, дети-инвалиды. Кроме того списки постоянно менялись, расхождения имелись по объективным причинам.
Представитель должностного лица по доверенности Пахоменко Р.В., в суде доводы жалобы не признал, считает постановление законным и обоснованным, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в отношении правонарушителя не имеется.
Заслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы, проверив материалы по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
В соответствии со ст.ст. 29.1 - 29.11, 30.1 - 30.9 КоАП РФ, Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. № 5 (в ред. от 19.12.2013г.), судья считает подлежащим удовлетворению ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления от 12.12.2018 года, учитывая, что постановление Смирновой А.М. получено 20.12.2018г., жалоба на вышеуказанное постановление поступила в суд 28.12.2018г. Определением Кемского городского суда РК от 11.01.2019г. жалоба оставлена без рассмотрения, в виду выявления судом препятствий для ее рассмотрения. 16.01.2019г. жалоба вновь подана в суд. 21.01.2019г. заявителем получено определение суда от 17.01.2019г. об оставлении жалобы без рассмотрения в виду пропуска срока обжалования и отсутствием ходатайства о восстановлении срока обжалования. 24.01.2019г. жалоба вновь подана в суд с ходатайством о восстановлении срока для подачи жалобы, в связи с чем срок обжалования постановления пропущен по уважительной причине.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судьей установлено, что в период с 04 июля 2018 года по 17 августа 2018 года должностными лицами Министерства финансов РК в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Карелия от 20.06.2018 года № 292 (в ред. от 30.07.2018 №352) на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля проведена выездная проверка в МБОУ Рабочеостровская СОШ соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений при предоставлении и использовании средств бюджета Республики Карелия в виде межбюджетных трансфертов бюджету Кемского муниципального района, выполнение условий предоставления бюджетных средств за 2017 год. По результатам проверки выявлены нарушения условий предоставления субсидий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Предоставление субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (пункт 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Порядком определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования «Кемский муниципальный район» субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели, утвержденного Постановлением Администрации Кемского муниципального района от 07.12.2010г. № (в действующей редакции), условия предоставления субсидии устанавливаются в заключаемом с учреждением соглашении.
В соответствии с трудовым договором заключенным Администрацией Кемского муниципального района с руководителем МБОУ Рабочеостровской СОШ от 01.06.2013 года (с последующими дополнениями) руководителем Школы является Смирнова А.М..
В соответствии с Уставом Школы руководитель Учреждения единолично руководит деятельностью учреждения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач и функций, действует от имени учреждения без доверенности.
Между администрацией Кемского муниципального района, в лице главы администрации Р. и МБОУ Рабочеостровской СОШ, в лице директора Смирновой A.M., заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах от 30.12.2016 года №.
В соответствии с пунктом 6 Соглашения от 30.12.2016 года № Учреждение: обеспечивает использование субсидии в соответствии с целями, установленными пунктом 1 Соглашения (п.п. «а»); обеспечивает достижение показателей эффективности использования расходов, источником финансового обеспечения которых является, согласно Приложению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения (п.п. «в»); предоставляет Учредителю ежемесячно отчеты о произведенных расходах за счет средств Субсидии и о выполнении целевых показателей результатов использования Субвенции (п.п. «д»).
Приложением к Соглашению от 30.12.2016 года № утверждены Показатели эффективности использования расходов, источником финансового обеспечения, которых является субсидия на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах на 2017 год, согласно которым, по МБОУ Рабочеостровской СОШ предусмотрено выплатить компенсацию 20 педагогическим работникам, пользующихся мерами поддержки.
Согласно пункту 8 Соглашения от 30.12.2016 года № в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных Соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
На основании представленных ежемесячных расчетов специалистов и расходов по коммунальным услугам, предоставляемых МБОУ Рабочеостровской СОШ в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района, а также реестров к платежным поручениям на перечисление льгот за 2017 год установлено, что среднегодовое количество работников, получивших компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, составило - 11 человек ((9 чел.*12мес.+9 чел.+4 чел.+10 чел./12 мес), при плане - 20 человек или на 55%.
Таким образом, в нарушение подпункта «в» пункта 6 Соглашения от 30.12.2016 года № учреждением не достигнут показатель эффективности использования расходов, источником финансового обеспечения которого является субсидия, т.е. не выполнено одно из условий Соглашения.
Между администрацией Кемского муниципального района, в лице главы администрации Р. и МБОУ Рабочеостровской СОШ, в лице директора Смирновой A.M., заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на питание обучающихся в учреждении в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2017 год от 22.02.2017 года №.
Размер Субсидии составляет 826000,00 руб., субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели (пункты 2 и 3 Соглашения).
В соответствии с пунктом 6 Соглашения от 22.02.2017 года № Учреждение: обеспечивает использование субсидии в соответствии с целями, установленными пунктом 1 Соглашения (п.п. «а»); обеспечивает достижение показателей результативности использования расходов, источником финансового обеспечения которых является, согласно Приложению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения (п.п. «в»); предоставляет Учредителю ежемесячно отчеты о произведенных расходах за счет средств субсидии и о выполнении целевых показателей результатов использования субсидии (п.п. «д»).
Согласно пункту 8 Соглашения от 22.02.2017 года № в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных Соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Приложением к Соглашению от 22.02.2017 года № утверждены показатели результативности использования расходов, источником финансового обеспечения, которых является субсидия на питание обучающихся в учреждении в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2017 год, согласно которым, по МБОУ Рабочеостровской СОШ предусмотрено:
- количество детей, обеспеченных питанием - 83 человека;
- доля детей, имеющих право на получение социальной помощи, которым предоставлялось питание в Общей количестве детей, имеющие право на обеспечение питанием - 29%.
На основании представленных ежедневных меню-требований на выдачу продуктов питания, а также табелям учета посещения детей за 2017 год количество дето-дней питания по учреждению составило - 10077, количество дней, в которых предоставлялось питание, составило - 124 дня.
В результате, фактическое количество детей, обеспеченных питанием за 2017 год, составило - 81 человек (10 077/124), при плане - 83 человека.
Доля детей, имеющих право на получение социальной помощи, которым предоставлялось питание в общей количестве детей, имеющие право на обеспечение питанием за 2017 год составила - 29% (81 чел./общее количество учеников на 01.01.2017 - 281 человек).
Таким образом, в нарушение подпункта «в» пункта 6 Соглашения от 22.02.2017 года № учреждением не достигнут показатель результативности использования расходов, источником финансового обеспечения которого является субсидия.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение соответствующего юридического лица - <адрес>
С учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации и срока действия вышеуказанных соглашений о предоставлении субсидий временем совершения административного правонарушения является 01 января 2018 года.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, должностное лицо - руководитель МБОУ Рабочеостровская СОШ Смирнова А.М., совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 15.15.5 КоАП РФ.
Вина Смирновой A.M. в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении, а именно: постановлением по делу об административном правонарушении от 12.12.2018г. № протоколом об административном правонарушении от 10.12.2018г.; объяснениями с приложенными документами; Положениями о порядке установления расходных обязательств; копией приказа о проведении выездной проверки с приложениями; Актом от 07.09.2018 г. № с приложениями; возражениями от 28.09.2018г. на акт проверки; представлением от 16.11.2018г.; ответом на представление № от 16.11.2018г.; трудовым договором от 01.06.2016г. с дополнительными соглашениями; копией постановления Администрации Кемского муниципального района от 07.12.2010г. №; Соглашениями: № от 30.12.2016г., № от 22.02.2017г.; уставом Учреждения.
Выводы должностного лица, вынесшего постановление о виновности Смирновой А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отказ в привлечении Смирновой А.М. к административной ответственности, не допущено.
Постановление о привлечении Смирновой А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, действия Смирновой А.М. правильно квалифицированы должностным лицом по части 2 статье 15.15.5 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для освобождения должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Санкция ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предусматривает административное наказание для должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. В данном случае назначение наказания несоразмерно тяжести административного правонарушения, не отвечает целям административного наказания и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что административное правонарушением, предусмотренное ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, совершенное Смирновой А.М., хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия опасных последствий выявленного правонарушения, способного причинить существенный вред охраняемым законом общественным отношениям, роли правонарушителя, которая вину признала, суд полагает возможным признать данное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ. Производство по делу подлежит прекращению, а должностному лицу руководителю МБОУ Рабочеостровской СОШ Смирновой А.М. следует объявить устное замечание.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ :
Жалобу Смирновой А.М. удовлетворить.
Постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 12 декабря 2018 года о привлечении должностного лица – руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района Смирновой А.М. к административной ответственности по части 2 статье 15.15.5 КоАП РФ и назначении ей наказания в административного штрафа в размере 10 000 рублей - отменить
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Смирновой А.М., - прекратить, освободив от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, объявив Смирновой А.М. – устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья Б.А. Клепцов