Дело № 2-101/2018 26 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Пырерко А.В.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа к Левчаткиной Т.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
истец – Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к Левчаткиной Т.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование требований указано, что 05.11.2015 ответчику был выдан жилищный сертификат №, размер социальной выплаты составил 1277224 руб. Вместе с тем, 11.09.2015 ответчик подарила принадлежащую ей на праве собственности квартиру <адрес> своему сыну Левчаткину В.А., проживающему совместно с ответчиком и не принимавшему участия в получении жилищного сертификата. Заявитель указывает, что ответчиком истцу при получении сертификата не было предоставлено обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность. Размер социальной выплаты определен за вычетом стоимости указанной квартиры, отчужденной по договору дарения. В августе 2017 года ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России проведена проверка деятельности истца. По результатам проверки составлен акт, согласно которому ответчику необоснованно оформлен и выдан государственный жилищный сертификат, т.к. при расчете размера жилищной субсидии не учтен Левчаткин В.А., являющийся членом семьи Левчаткиной Т.В. Истцу указано на необходимость принятия мер для устранения выявленных в ходе проверки нарушений. Истец полагает, что государственный жилищный сертификат получен ответчиком с нарушением требований закона, в связи с чем, на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение.
Истец просит суд взыскать с ответчика Левчаткиной Т.В. в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 1277224 руб.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Павлова Ю.Я., Савинская Т.Ю. на иске настаивали по тем же основаниям. Указали, что размер предоставленной ответчику жилищной субсидии рассчитывался без учета ее сына Левчаткина В.А., который в качестве члена семьи ответчика для целей предоставления государственного жилищного сертификата указан не был. Считают, что на ответчика, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в данном случае возлагалась обязанность по предоставлению обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность. Просили требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчик, ее представитель по устному ходатайству Тюкачева О.В. с иском не согласились по основаниям, указанным в письменном отзыве. Ответчик пояснила, что на момент принятия решения о предоставлении государственного жилищного сертификата ее сын Левчаткин В.А. с ней не проживал, членом семьи ответчика для целей предоставления государственного жилищного сертификата не являлся, в таком качестве в заявлении о выдаче государственного жилищного сертификата ответчиком не указывался, намерения выезжать за пределы Ненецкого автономного округа не имел, государственный жилищный сертификат был предоставлен ответчику без учета Левчаткина В.А. Для целей выдачи государственного жилищного сертификата Левчаткин В.А. членом семьи ответчика не являлся, на момент выдачи сертификата совместно с ответчиком не проживал. При определении размера жилищной субсидии на состав семьи ответчика без учета сына Левчаткина В.А. истцом была учтена стоимость отчужденного жилого помещения. Просили в иске отказать, считая, что на стороне ответчика не имеется неосновательного обогащения, средства социальной выплаты предоставлены правомерно, в обоснованном размере.
Третье лицо Левчаткин В.А. (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика) в судебном заседании поддержал доводы возражений на иск, указанные ответчиком и ее представителем. Пояснил, что на момент принятия решения о предоставлении ответчику государственного жилищного сертификата он с ней не проживал, членом семьи ответчика для целей предоставления государственного жилищного сертификата не являлся, намерения выезжать за пределы Ненецкого автономного округа не имел, проживал в жилом помещении по другому адресу – в квартире <адрес>. Просил в иске отказать.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, показания свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено статьями 1102, 1103 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ для целей данного закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Как предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику государственного жилищного сертификата) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Из материалов дела следует, что ответчик состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», была принята на учет в т.ч. на период действия Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (утратил силу с 01.01.2003), изначально в составе семьи из двух человек: ответчик, а также ее сын Левчаткин В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые проживали по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ответчиком 03.03.2006, квартира передана ей на праве собственности по договору безвозмездной передачи жилья в собственность граждан № 262 от 19.12.2005. Третье лицо Левчаткин В.А. участия в приватизации не принимал.
18 октября 2012 года ответчик обратилась в адрес истца с заявлением, где просила включить ее в очередь граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, категория «пенсионеры».
В указанном заявлении от 18 октября 2012 года имеется отметка за подписью ответчика о том, что она ознакомлена с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в т.ч. в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в собственности заявителя или в общей собственности членов ее семьи, и обязуется выполнять указанные условия.
29 сентября 2015 года ответчик обратилась к истцу с заявлением, в котором просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории г. Санкт-Петербурга, иных лиц в составе членов своей семьи, в т.ч. сына Левчаткина В.А., для целей выдачи государственного жилищного сертификата ответчик в данном заявлении от 29 сентября 2015 года не указывала.
В соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 05.11.2015 № 3175 решено выдать ответчику государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Как следует из материалов дела, ответчик с 29.05.2000, а сын ответчика Левчаткин В.А. – с 23.06.2001 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что по договору дарения от 11 сентября 2015 года ответчик распорядилась принадлежащей ей квартирой <адрес> в пользу своего сына – Левчаткина В.А., право собственности которого на указанное жилое помещение зарегистрировано 18.09.2015.
Как установлено, 29.09.2015 ответчик обратилась к истцу с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории г. Санкт-Петербурга, при этом иных лиц в составе членов своей семьи, в т.ч. сына Левчаткина В.А., для целей выдачи государственного жилищного сертификата ответчик в данном заявлении от 29 сентября 2015 года не указывала.
В данном заявлении ответчик указала, что она жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеет, в т.ч. занимаемых по договорам социального найма и/ или принадлежащих ей на праве собственности, а также предоставила сведения о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилого помещения, - об указанном договоре дарения квартиры от 11.09.2015, заключенном с сыном Левчаткиным В.А.; подтвердила свое ознакомление с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата, согласие с ними, а также их выполнение.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 05.11.2015 № 3175 ответчику выдан государственный жилищный сертификат №, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1277224 руб. на приобретение жилья в г. Санкт-Петербурге, рассчитанной исходя из норматива общей площади жилого помещения на 1-го человека (только ответчик) – 33 кв.м., норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации – 35915 руб., повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1-го кв.м. – 1,2, норматива предоставления жилищных субсидий – 1,00 и уменьшенную на сумму 145101 руб. (согласно справке о стоимости отчужденного ответчиком жилого помещения, принадлежавшего ей на праве собственности, - квартиры <адрес>).
Распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 17.02.2016 № 516 ответчик снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании подпункта «а» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как реализовавшая свое право на приобретение жилья с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Истец указывает, что принадлежавшая ответчику квартира <адрес> была подарена Левчаткиной Т.В. ее сыну Левчаткину В.А. Вместе с тем, обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность ответчиком истцу предоставлено не было, в связи с чем, оснований для выдачи государственного жилищного сертификата не имелось.
Критически суд оценивает данные доводы искового заявления, как основанные на ином толковании норм права, и приходит к выводу о том, что в обстоятельствах дела на стороне ответчика при получении средств жилищной субсидии не имеется неосновательного обогащения.
Согласно подпункту «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153) (Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в частности, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Перечень документов, предоставляемых гражданином - участником подпрограммы для получения сертификата, установлен пунктом 44 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 23.09.2015 № 1013, действовавшей на момент принятия решения о выдаче ответчику государственного жилищного сертификата), согласно которому для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в т.ч. обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, который применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (пункт 16.1 Правил).
В противном случае, как предусмотрено абзацем 3 пункта 16.2 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 23.09.2015 № 1013, действовавшей на момент принятия решения о выдаче ответчику государственного жилищного сертификата), в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Как следует из материалов дела и в судебном заседании по существу не оспаривалось, сын ответчика – Левчаткин В.А., в пользу которого ответчиком по договору дарения была отчуждена принадлежавшая последней квартира <адрес>, не являлся членом семьи ответчика для целей предоставления государственного жилищного сертификата, с участием Левчаткина В.А. размер предоставленной ответчику социальной выплаты для приобретения жилья не рассчитывался.
Из распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 05.11.2015 № 3175 следует, что ответчику выдан государственный жилищный сертификат №, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1277224 руб. на приобретение жилья в г. Санкт-Петербурге, рассчитанной исходя из норматива общей площади жилого помещения на 1-го человека (ответчик) – 33 кв.м., норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации – 35915 руб., повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1-го кв.м. – 1,2, норматива предоставления жилищных субсидий – 1,00 и уменьшенную на сумму 145101 руб. (согласно справке о стоимости отчужденного ответчиком жилого помещения, принадлежавшего ей на праве собственности, - квартиры <адрес>).
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Ненецкому автономному округу от 17.09.2015 следует, что инвентаризационная стоимость квартиры <адрес> по состоянию на 11.09.2015 составляла 145010 руб.
Сведений об иной (в т.ч. большей) инвентаризационной стоимости указанного жилого помещения по состоянию на дату выдачи государственного жилищного сертификата в материалах дела не имеется.
Инвентаризационная стоимость квартиры, указанная в приведенной справке филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Ненецкому автономному округу от 17.09.2015, по делу не оспаривается.
Доводов в обоснование иного порядка определения размера предоставленной ответчику социальной выплаты исковое заявление не содержит.
В судебном заседании не опровергнуто, что на момент обращения ответчика к истцу с заявлением от 29.09.2015 о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в г. Санкт-Петербурге на состав семьи из одного человека (ответчик), Левчаткина Т.В. не занимала жилых помещений по договорам социального найма, а равно не имела жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, в связи с чем, не могла предоставить обязательство о передаче соответствующего жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в государственную (муниципальную) собственность.
С 18 сентября 2015 года квартира <адрес> принадлежит на праве собственности сыну ответчика – Левчаткину В.А., не являющемуся членом семьи заявителя для целей предоставления государственного жилищного сертификата. Левчаткин В.А в заявлении ответчика от 29.09.2015 о предоставлении социальной выплаты не значился.
В противном случае, доводы истца о необходимости предоставления ответчиком обязательства о безвозмездном отчуждении указанного жилого дома в государственную или муниципальную собственность, в обстоятельствах дела по существу сводятся к осуществлению ответчиком правомочия распоряжения в отношении имущества, которое ей не принадлежит (статья 209 ГК РФ).
В силу статьей 27, 35 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Разрешая спор, суд учитывает, что право пользования ответчиком квартирой <адрес> не является безусловным и не подлежащим утрате (прекращению) по основаниям, предусмотренным законом либо договором.
При этом правом собственности в отношении указанной квартиры, а равно в отношении иных жилых помещений ответчик на момент принятия истцом решения о предоставлении социальной выплаты не обладала, что по делу не опровергнуто.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что по смыслу Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность должно быть предоставлено членами семьи лица, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в случае, если указанные лица заявлены им для целей предоставления социальной выплаты, размер которой рассчитывается с их участием.
В противном случае, при отчуждении лицом, в составе семьи из одного человека претендующим на получение государственного жилищного сертификата, принадлежащего ему жилого помещения, размер социальной выплаты подлежал определению в соответствии с абзацем 3 пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, который в данном случае был обоснованно применен Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Принимая во внимание приведенные положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае размер социальной выплаты определяется в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также пунктами 15, 16.2 Правил, что в их системной взаимосвязи предполагает невозможность предоставления обязательства о безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, в отношении которого у гражданина – участника подпрограммы и членов его семьи (с учетом которых рассчитывается размер социальной выплаты) отсутствует право собственности.
Суд обращает внимание, что исходя из содержания Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а также Приложения № 6 к ним (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выдаче ответчику государственного жилищного сертификата), обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность) предоставляется не обезличенно, а в отношении конкретного жилого помещения (помещений) с указанием его адреса, а также реквизитов правоподтверждающих документов.
Отсутствие жилого помещения, принадлежащего гражданину – участнику подпрограммы и/ или членам его семьи на праве собственности, в силу Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы не является препятствием для выдачи государственного жилищного сертификата на условиях, установленных указанными Правилами.
В случае, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, не принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность, в результате отчуждения гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение иным лицам, то размер социальной выплаты определяется в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 16.2 Правил.
В судебном заседании не опровергнуто, что на момент выдачи государственного жилищного сертификата ответчик проживала в жилом помещении, которое не принадлежало ей на праве собственности, иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, либо занимаемых по договору социального найма также не имела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на стороне ответчика не имеется неосновательного обогащения при получении средств социальной выплаты для приобретения жилья.
Из материалов дела следует, что средства социальной выплаты использованы ответчиком для приобретения доли в праве общей долевой собственности (доля в праве – 13/268) в отношении жилого помещения – квартиры <адрес>, право собственности на указанное имущество зарегистрировано за ответчиком 16.12.2015.
Необоснованным суд считает довод истца о том, что Левчаткин В.А. является членом семьи ответчика для целей предоставления государственного жилищного сертификата.
Доказательствами, полученными в ходе рассмотрения дела, в т.ч. показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, оснований не доверять которым суд не усматривает, подтверждается, что на момент обращения ответчика к истцу с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также на момент принятия истцом решения о предоставлении ответчику средств социальной выплаты в 2015 году Левчаткин В.А. совместно с ответчиком не проживал, членом ее семьи для целей выдачи государственного жилищного сертификата не являлся, проживал по иному адресу – в квартире <адрес>.
В обстоятельствах дела само по себе наличие у третьего лица Левчаткина В.А. регистрации по месту жительства в принадлежащей ему квартире <адрес> правового значения по делу не имеет, не свидетельствует об обоснованности иска.
В остальной части доводы искового заявления на наличие оснований для удовлетворения иска также не указывают.
Суд приходит к выводу о том, что при отсутствии у ответчика обязанности по предоставлению истцу обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности Левчаткиной Т.В. жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, оснований для вывода о незаконности предоставления ответчику средств социальной выплаты в указанном размере, наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения при получении государственного жилищного сертификата, по делу не имеется.
Иных доводов в обоснование иска истцом по существу не указано. В судебном заседании не оспаривалось, что других препятствий для выдачи ответчику государственного жилищного сертификата, предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении ей социальной выплаты не имелось, таких оснований в иске также не приведено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа к Левчаткиной Т.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение суда изготовлено 31 января 2018 года