ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Предеина Н.Л. Дело №33-4411/2011г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А., Харманюк Н.В.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 июня 2011 года, по которому обязано Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми установить Медведеву Ю.С. стажевый коэффициент 0,64 по специальному стажу с 2 августа 2008 года.
Обязано Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми выплатить Медведеву Ю.С. недоплату пенсии за период с 2 августа 2008 года по 31 мая 2011 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.
В удовлетворении остальной части исковых требований Медведеву Ю.С. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми отказано.
Взыскана с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей ... копеек.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медведев Ю.С. обратился в суд иск к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68, взыскании недоплаты пенсии с момента назначения пенсии с учетом индексации по день вынесения решения суда. В обоснование заявленных требований указал, что является получателем трудовой пенсии по старости с 02.08.2008 в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001. При расчете трудовой пенсии ответчик применил стажевый коэффициент по общему стажу. Медведев Ю.С. считает, что поскольку его специальный стаж составляет 23 года, то для расчета пенсии должен быть применен стажевый коэффициент по специальному стажу работы по Списку №1 - 0,68.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчиком представлен отзыв на иск, в котором заявленные Медведев Ю.С. требования признаны необоснованными.
Суд вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, находя неправомерным включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов службы в рядах Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Медведев Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ., является получателем трудовой пенсии по старости с 02.08.2008 в соответствии со ст.27 п.1 пп.1 и ст.28.1 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
На дату назначения пенсии стаж истца для определения пенсионного капитала составил: общий трудовой стаж 19 лет 10 мес., 24 дня, стаж работы в РКС - 17 лет 8 мес., 25 дней, специальный стаж с вредными условиями труда условиями по Списку № 1 - 16 лет 1 мес. 18 дней.
При исчислении размера пенсии истцу ГУ УПФР в г. Воркуте со 2 августа 2008 года применяется стажевый коэффициент по общему стажу 0,55 с отношением неполного имеющегося общего стажа к требуемому 0,99583333.
Истец проходил военную службу по призыву в период с 5 мая 1983 года по 13 мая 1985 года. Периоду военной службы истца предшествовал период работы с 9 июня 1982 года по 14 апреля 1983 года в качестве подземного электрослесаря, учтенный ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1.
В период с 12 октября 1992 года по 16 декабря 1992 года и 27 января 1993 года Медведев Ю.С. проходил обучение на курсах с отрывом от производства.
То обстоятельство, что периоды службы в рядах Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, послужили основанием для обращения Медведева Ю.С. в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд правомерно указал на то, что на момент прохождения Медведевым Ю.С. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, в соответствии с подпунктом "к" пункта 109 которого служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, поскольку периоду службы в армии предшествовал период работы, включенный ответчиком в специальный стаж работы по Списку №1, суд сделал правильный вывод, что период службы в армии с 5 мая 1983 года по 13 мая 1985 года (2 года 0 мес. 8 дней) подлежал включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работ.
Таким образом, несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на то, что период прохождения службы по призыву подлежит включению в общий трудовой стаж, а не в специальный стаж.
Признавая необоснованными действия ответчика по исключению из стажа на соответствующих видах работ по Списку №1 периодов прохождения Медведевым Ю.С. обучения на курсах повышения квалификации, суд, руководствуясь требованиями ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.), а также положениями ст. 187 Трудового кодекса РФ, пришел к правильному выводу, что поскольку указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствует закону.
При таких обстоятельствах, суд обосновано удовлетворил исковые требования о включении вышеназванных периодов в специальный стаж.
С учетом периода службы в армии стаж истца на соответствующих видах работ, для определения пенсионного капитала составит: 16 лет 11 мес. 18 дней (стаж на соответствующих видах работ по данным ответчика) + 2 года 0 мес. 8 дней (служба в армии) + 2 мес. 5 дней (курсы) = 19 лет 2 мес. 1 день.
Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 30 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" стажевый коэффициент повышается с 0,55 за каждый полный год переработки во вредных и опасных условиях труда на 0,01, суд обосновано удовлетворил исковые требования о перерасчете пенсии истца с учетом стажевого коэффициента 0,64 (0,55 + 0,01 х 9), и взыскании недоплаты с учетом индексации за период с 02.08.2008 по 31.05.2011.
При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы своего подтверждения не нашли, были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку суда как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут безусловную отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, основаны на обстоятельствах дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи