№ 3а-58/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2019 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Елисеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Потаповой Е.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Потапова Е.И. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что до настоящего времени не исполнено решениеКемского городского суда Республики Карелия от 19 января 2017 г., которым на администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия была возложена обязанность предоставить административному истцу вне очереди на состав семьи из шести человек благоустроенное жилое помещение.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 26 апреля 2018 г. Потаповой Е.И. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20000 руб.
Считая, что длительное неисполнение решения суда нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), просит взыскать компенсацию в размере 100000 руб.
В заседание суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что решением Кемского городского суда Республики Карелия от 19 января 2017 г. на администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность предоставить Потаповой Е.И. на состав семьи из шести человек на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Кемь, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям г.Кемь, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 32,2 кв.м. Решение суда вступило в законную силу 21 февраля 2017 г.
02 марта 2017 г. выдан исполнительный лист, который в тот же день был предъявлен к принудительному исполнению.
Исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем 03 марта 2017 г.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Часть 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) установил право взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,обратитьсяв суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» ч.8 ст.3изложена в иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.ч.2,3 ст.1 Федерального закона №68-ФЗ).
При этом в соответствии с п.п.40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 26 апреля 2018 г. с муниципального образования «Кемское городское поселение» в лице администрации Кемского муниципального района Республики Карелия за счет средств бюджета Кемского городского поселения в пользу административного истца присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки в размере 20000 руб.
Суд установил, что с момента возбуждения исполнительного производства прошло более 1 года 1 месяца 22 дней, вина взыскателей отсутствует, со стороны административного ответчика мер, направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа, не предпринято, и пришел к выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Ссылаясь на длящееся по настоящее время неисполнение решения Кемского городского суда Республики Карелия, Потапова Е.И. вновь обратилась в суд с настоящим административным иском о присуждении компенсации.
Учитывая, что организация и обеспечение своевременного и эффективного исполнения судебных актов являются гарантией реализации права каждого на судебную защиту, а также то, что при вынесении Верховным Судом Республики Карелия решения о присуждении компенсации дана оценка лишь обстоятельствам, имевшим место до 26 апреля 2018 г., суд считает требования административного истца подлежащими рассмотрению.
При этом следует установить обстоятельства допущения нарушения разумного срока с 27 апреля 2018 г.
Из материалов дела следует, что 24 мая 2018 г. выдано требование должнику о необходимости исполнить указанные в исполнительном документе требования до 31 мая 2018 г.
18 сентября 2018 г. в адрес Главы администрации Кемского муниципального района вынесено предупреждение.
Судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 11 января 2019 г.
07 декабря 2018 г. вынесено предупреждение в адрес должника.
Судебным приставом-исполнителем выдано требование со сроком исполнения до 25 января 2019 г.
В адрес должника вынесено предупреждение.
06 марта 2019 г. постановлением начальника отдела-старшим судебным приставом ОСП по Кемскому району администрация Кемского муниципального района привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Срок продолжительности исполнения судебного акта на день принятия настоящего решения составил 11 месяцев26 дней (с 27 апреля 2018 г. по 01 апреля 2019 г.).
Как следует из материалов дела, после принятия судебного акта административным ответчиком достаточных и эффективных мер для полного исполнения судебного постановления предпринято не было, что стало основанием для привлечения к административной ответственности.
Доказательств того, что административный истец препятствовал исполнению судебного акта суду не представлено.
При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона № 68-ФЗ).
Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Устава Беломорского городского поселения полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения Кемского городского поселения.
В соответствии с Уставом Кемского городского поселения (ч. 1 ст. 34) и Уставом Кемского муниципального района (ч. 1 ст. 35), ст.ст. 1, 3 Положения о бюджетном процессе в Кемском городском поселении, утвержденного решением Совета Кемского городского поселения от 21.12.2016 № 4-4/17, полномочия администрации Кемского городского поселения возложены на администрацию Кемского муниципального района, которая отвечает за исполнение бюджета Кемского городского поселения. При таких обстоятельствах компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки подлежит взысканию сКемского городского поселения в лице администрации Кемского муниципального района за счет средств бюджета Кемского городского поселения.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что неисполнение решения суда влечет для Потаповой Е.И. негативные последствия для нее и ее семьи, учитывает факт принятия административным ответчиком мер, направленных на исполнение судебного акта, на отсутствие их эффективности, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 15000 руб.
По мнению суда, именно указанная сумма позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу п.4 ст.4 Федерального закона №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательствомРоссийской Федерации (п.3 ст.259 КАС РФ).
Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен ч.3.1 ст.353 КАС РФ.
В соответствии со ст.111КАС РФс административного ответчика в пользуПотаповой Е.И.подлежат взысканию понесенные административным истцом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180,259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Потаповой Е.И. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования «Кемское городское поселение» в лице администрации Кемского муниципального районаза счет средств бюджета Кемскогогородского поселения в пользу Потаповой Е.И. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 руб.
Взыскать с муниципального образования «Кемское городское поселение» в лице администрации Кемского муниципального района за счет средств бюджета Кемского городского поселения в пользу Потаповой Е.И. судебныерасходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 03 апреля 2019 г.
.