№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2015 года Кисловодский городской суд Ставропольского края
в составе
председательствующего судьи Стойлова С.П
при секретаре судебного заседания Я.О.В
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.В.А к администрации города-курорта Кисловодска, управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании действительным акта выбора земельного участка, согласования размещения объекта строительства, о возложении обязанности по утверждению акта выбора земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Истец Т.В.А обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в 2007 году обратился в администрацию города-курорта Кисловодска по вопросу предоставления ему земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства гостиницы. По указанию ответчика, изложенному в письме № от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании его заявления специалистами КФ ОАО «СтавропольНИИгипрозем» был проведен комплекс землеустроительных работ по формированию участка и подготовлен проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке первым заместителем главы администрации города-курорта Кисловодска в 2008 году. Далее был составлен Акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с администрацией города-курорта Кисловодска, прошедший необходимые согласования с руководителями служб и ведомств, входящих в состав комиссии по согласованию. Кроме того было составлено и утверждено начальником Управления архитектуры и градостроительства <адрес> градостроительное заключение по размещению гостиницы по <адрес> в <адрес> в соответствии с разработанным генпланом. После завершения процедуры согласования в январе 2009 года он обратился в администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, на что получил ответ ДД.ММ.ГГГГ за № 15-и о том, что данный вопрос может быть рассмотрен после принятия правил землепользования и застройки города-курорта Кисловодска.
Истец указал, что он длительное время ждал разрешения его вопроса, самовольно производить строительство не стал, пытаясь решить все законным путем, а ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление за № 497-и Управления архитектуры и градостроительства о том, что постановлением администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № отменено постановление главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении индивидуальному частному предприятию «Т» земельного участка для проектирования и строительства магазина по продаже промышленных товаров на 3 раз места и офиса в районе индивидуальной застройки <адрес>», с приложением указанного постановления.
По мнению истца, действиями администрации города-курорта Кисловодска нарушены его права и законные интересы, поскольку на его очередное обращение по вопросу утверждения акта выбора земельного участка по адресу: <адрес>, письмом управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ за № ему дан ответ, которым отказано в утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта со ссылкой на п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, где так же указано, что срок предоставленного им акта выбора земельного участка превышает три года, в связи с чем удовлетворить его требования не представляется возможным.
С данным отказом Т.В.А не согласился, указав, что с момента получения акта выбора часто болел, находился в тяжелом материальном положении, при этом вынужден был выезжать за пределы <адрес> для трудоустройства. В случае восстановления судом его прав им будут приняты все меры по постановке участка на кадастровый учет и оформлению прав на участок.
В исковом заявлении Т.В.А просил признать действительным, законным акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства: гостиницы по <адрес> в <адрес> города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный заместителем руководителя администрации КМВ ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию города-курорта Кисловодска утвердить акт выбора земельного участка площадью 2450 кв.м под строительство объекта – гостиницы по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Т.В.А исковое заявление поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Представители администрации города-курорта Кисловодска и управления архитектуры и градостроительства в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Сведений о причинах неявки представителей и об уважительности этих причин в суд не поступило.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав истца Т.В.А, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Как следует из ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В то же время, как следует из ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как видно из представленных документов, в декабре 2007 года истец Т.В.А в установленном порядке обратился в администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о предоставлении ему участка под строительство гостиницы.
На основании заявления Т.В.А о выделении участка под строительство гостиницы, поступившего в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ года, письмом управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ истцу указано на необходимость выполнения проекта границ объекта землеустройства для подготовки акта выбора и предварительного согласования размещения объекта – гостиницы в <адрес>.
В начале 2008 года по заказу Т.В.А Кисловодским филиалом ОАО «СтавропольНИИгипрозем» выполнен комплекс землеустроительных работ с истребованием из соответствующих служб и предприятий города сведений о проходящих по участку инженерных коммуникаций и охранных зон, подготовлен проект границ, проведено межевание земельного участка под гостиницу по <адрес> в <адрес>.
Как видно из пояснительной записки к проекту границ земельного участка участок формировался в результате разделения участка государственной собственности с кадастровым номером №, не закрепленного за конкретными лицами, расположенного в границах кадастрового квартала № № и ориентировочной площадью 69454 кв.м на две части, одна из которых с проектируемой площадью 2450 кв.м, предоставляется под строительство гостиницы, вторая остается в государственной собственности. Площадь участка по проекту – 2450 кв.м. Участок расположен в существующей застройке.
Проект границ выполнен на основании заявления Т.В.А на имя главы города от ДД.ММ.ГГГГ г., письма и графического материала УАиГ от №, а так же в соответствии с заданием на выполнение работ, утвержденным заказчиком.
Образование нового земельного участка проведено с учетом таких характеристик как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению; разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства РФ; площади, местоположения границ; ограничения в использовании и обременения правами иных лиц(сервитуты); эколого-ландшафтной организацией территории и др. Проектируемый участок сформирован из участка, ранее предоставленного Т.В.А и за счет свободных земель в границах кадастрового квартала № №.
Участок обеспечен подъездом со стороны <адрес>.
Проектный план утвержден начальником управления архитектуры и градостроительства. Проект границ согласован с комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска и утвержден первым заместителем главы администрации города-курорта Кисловодска в 2008 году.
Тогда же, в 2008 году начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска утверждено градостроительное заключение по размещению границы по <адрес> в <адрес> города-курорта Кисловодска. В соответствии с ориентировочными технико-экономическим показателями объекта, характеристиками участка и градостроительной ситуации площадь участка составляет 2450 кв.м. Участок, где предусматривалось проектирование объекта, расположен по <адрес> города-курорта Кисловодска, во 2-ой зоне санитарной охраны, в районе новой индивидуальной жилой застройки <адрес>. Участок свободен от застройки и зеленых насаждений. Через участок проходят сети водопровода и электроснабжения. Отведенный под застройку земельный участок не входит в район охраны памятников истории, культуры и архитектуры. Объект является элементом инфраструктуры и негативного влияния на санитарно-гигиенические условия жизни человека и окружающую среду не окажет.
ДД.ММ.ГГГГ Т.В.А на основании его заявки выдан акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства: гостиницы по <адрес> в <адрес> города-курорта Кисловодска, согласно которому комиссия в составе председателя –первого заместителя главы администрации города и членов комиссии в составе: и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства, руководителя управления Роснедвижимость по <адрес>, председателя комитета имущественных отношений как представителя собственника земли, начальника ТОУ Роспотребнадзора по СК в городе Кисловодске, председателя комитета промышленности, транспорта, связи и охраны окружающей среды, начальника ГИБДД <адрес>, начальника Управления по недропользованию по СК, руководителя Управления Росприроднадзора по СК, Директора ФГУП СК «<адрес>водоканал – Кисловодский «Водоканал», рассмотрев материалы обоснования места размещения индивидуального капитального гаража и осмотрев в натуре земельные участки, решила принять оптимальный вариант размещения гостиницы по <адрес> в <адрес> города-курорта Кисловодска, на участке площадью 2450 кв.м, расположенном во 2-й зоне санитарной охраны курорта из муниципальных земель, категории земель населенных пунктов в соответствии с проектом района индивидуальной застройки <адрес> города-курорта Кисловодска. Предварительные условия подключения к инженерным сетям – в соответствии с ТУ служб города. Земельный участок находится во второй санитарной зоне охраны курорта, памятники истории, культуры и архитектуры в окружении земельного участка отсутствуют. В разделе «4», содержащем сведения об условиях и согласованиях размещения объекта, имеются подписи членов комиссии, свидетельствующие о согласовании размещения объекта, а именно: начальника управления архитектуры и градостроительства Б, заказчика Т.В.А, председателя комитета имущественных отношений Г, начальника ТОУ Роспотребнадзора по СК в <адрес> Е, директора ФГУП СК «<адрес>водоканал» - Кисловодский водоканал Бр. Начальник Управления по недропользованию по <адрес> М С.В. подписал акт с учетом заключения от ДД.ММ.ГГГГ № Руководителем управления Росприроднадзора по СК Н акт подписан на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ года. В акте имеются подписи госинспектора отдела по надзору за охраной недр и переработкой минсырья П, генерального директора ОАО «Кавминкурортресурсы» Пак Б.М., начальника ПТО ОАО «Горэлектросеть» М, министра культуры <адрес> И, директора МУ «Возрождение» Щ
Таким образом, акт выбора согласован всеми перечисленными выше службами и ведомствами, руководителями которых в акте проставлены подписи, свидетельствующие о согласовании.
Все перечисленные выше действия истцом совершены в соответствии со ст.ст. 29-31 Земельного кодекса РФ, действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент обращения Т.В.А по вопросу предоставления ему спорного участка, регулировавшими порядок предоставления земельных участков для строительства, из земель, находящихся в муниципальной собственности, а так же выбор земельных участков для строительства.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ ( в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, понесенных убытков.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
А в силу ст. 32 ЗК РФ ( в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Таким образом, вопрос о предоставлении участка Т.В.А и его обращение по вопросу утверждения акта выбора земельного участка под строительство подлежало рассмотрению в соответствии с указанной нормой.
При этом суд учитывает, что подготовленный истцом Т.В.А проект границ спорного земельного участка полностью соответствовал Постановлению главы города-курорта <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и согласовании проектов территориального землеустройства (проектов границ) земельных участков в границах земель города-курорта Кисловодска, согласовании границ земельных участков от имени муниципального образования.
Между тем, из письма управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что Т.В.А на его дальнейшее обращение по вопросу утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования объекта строительства гостиницы по <адрес> в <адрес> сообщено, что данный вопрос может быть рассмотрен после принятия Правил землепользования и застройки города-курорта Кисловодска.
Поскольку правоотношения сторон по предоставлению Т.В.А земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, под строительство гостиницы, возникли и подлежали разрешению в период действия специального закона – ст. ст. 29-32 ЗК РФ, при рассмотрении настоящего спора суд руководствуется положениями этих норм, хотя их действие прекратилось с ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу прямого указания части 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) на орган местного самоуправления возлагалась обязанность по заявлению гражданина обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Требования, предъявляемые частью 1 ст. ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) Т.В.А выполнены. По заказу Т.В.А проведен комплекс землеустроительных работ, после чего утверждены проектный план, градостроительное заключение и проект границ земельного участка. Предусмотренная законом процедура согласования размещения объекта так же соблюдена.
Администрацией города-курорта Кисловодска и управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска не представлено доказательств и сведений об обстоятельствах, препятствовавших принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка в разумные сроки.
Принятие постановления об утверждении акта выбора земельного участка являлось заключительным этапом процедуры предварительного согласования. И законодательством предусматрено, что в течение трех лет действует именно принятое органом местного самоуправления постановление об утверждении акта выбора земельного участка, но не сам акт, выданный под согласование.
При таких обстоятельствах не могут быть приняты во внимание доводы управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска и направленные в адрес Т.В.А уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № №-и, а так же от ДД.ММ.ГГГГ № об истечении трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку такое решение органом местного самоуправления по заявлению Т.В.А не принималось.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Т.В.А в части признания действительным, законным акта выбора земельного участка, согласования размещения объекта строительства от ДД.ММ.ГГГГ под строительство гостиницы по адресу: <адрес>.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований в части возложения на администрацию города-курорта Кисловодска обязанности по утверждению акта выбора земельного участка площадью 2450 кв.м под строительство объекта- гостиницы по адресу: <адрес>, поскольку решение вопроса об утверждении акта выбора земельного участка в силу приведенных выше норм в компетенцию суда не входит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Т.В.А удовлетворить частично и признать действительным, законным акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства: гостиницы по <адрес> в <адрес> города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный заместителем руководителя администрации КМВ ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Т.В.А к администрации города-курорта Кисловодска, управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о возложении на администрацию города-курорта Кисловодска обязанности утвердить акт выбора земельного участка площадью 2450 кв.м под строительство объекта – гостиницы по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья Стойлов С.П.