Дело № 2-1755/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2015 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием истица Цулина Р. С.,
его представителя – адвоката Решетниковой Ю. К., действующей на основании ордера №40 от 16.04.2015, представившей удостоверение №117,
ответчиков: Олторжевской О. С., Сарапульцева С. Г.,
третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цулина Р. С. к Олторжевской О. С., Сарапульцеву С. Г. о вынесении решения о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли – продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Цулиным Р. С. и Олторжевской О. С., действующей по доверенности за Сарапульцева С. Г.,
УСТАНОВИЛ:
Цулин Р.С. обратился в суд с иском к Олторжевской О. С., Сарапульцеву С. Г. о вынесении решения о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли – продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Цулиным Р. С. и Олторжевской О. С., действующей по доверенности за Сарапульцева С. Г..
В обоснование своих требований указал, что 05 марта 2015 года между ним и Олторжевской О.С, действующей на основании доверенности за Сарапульцева С.Г. был заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 7 февраля 2015 года он обратился к Олторжевской О.С. с требованием о необходимости явиться в Многофункциональный центр, либо в учреждение Росреестра, однако по неизвестной причине Олторжевская О.С. на встречу не явилась. Заявление о государственной регистрации права собственности с прилагаемыми документами, которые необходимы для регистрации перехода права собственности были сданы на регистрацию в Управление Росреестра 5 марта 2015 года. В марте 2015 года им была получена информация о том, что государственную регистрацию перехода права собственности по вышеуказанному договору совершить невозможно, в связи с тем, что у Олторжевской О.С. Сарапульцевым С.Г. была отозвана доверенность 6 марта 2015 года.
Таким образом, ответчики фактически уклонились от действий, необходимых для осуществления государственной регистрации перехода права собственности, в связи с чем, возник спор о праве, который полежит разрешению в судебном порядке в соответствии с положениями ст.11, ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Договор купли-продажи заключен в предусмотренной законом форме (ст.550, п.2 ст. 550 ГК РФ) и исполнен сторонами. Необходимо отметить, что после 01 марта 2013 года, п. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации " Правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 524, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Считает, что Ответчики своими действиями необоснованно уклоняются от регистрации перехода права собственности на основании заключенного договора. Таким образом, в спорном случае регистрации полежит переход права собственности.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из смысла пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора, то есть условием государственной регистрации договора является волеизъявление сторон договора.
Заявление о государственной регистрации права собственности подано совместно с Ответчиком 05 марта 2015 года. В заявлении выражена воля Ответчиков о регистрации перехода права собственности, которая изменена по неизвестным мне причинам.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.131, ст. 132 ГПК РФ, просит суд вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Цулиным Р. С. и Олторжевской О. С., действующей по доверенности за Сарапульцева С.Г..
В судебном заседании истец Цулин Р. С., его представитель Решетникова Ю. К., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Олторжевская О. С. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Сарапульцев С. Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Об отложении судебного заседания не ходатайствовал, о причинах неявки суд не известил.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия представило в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
По основаниям статьи 167 ГПК Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Сарапульцева С.Г. и третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд делает следующие выводы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.04.2015 года №13/001/050/2015-2769 Сарапульцеву С. Г. по праву собственности принадлежит квартира площадью 47,2 квадратных метра, расположенная по адресу: <адрес>, на которую наложен арест на основании Определения Ленинского районного суда г.Саранска от 13.02.2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
06 февраля 2015 года между Цулиным Р.С. и Олторжевской О.С, действующей на основании доверенности за Сарапульцева С.Г. был заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Доверенность на имя Олторжевской О. С. выдана Сарапульцевым С. Г. 22 января 2015 года.
19 февраля 2015 года Сарапульцев С.Г. отменил указанную доверенность на имя Олторжевской О.С.
Указанная доверенность предоставляла Олторжевской О.С. право на продажу данной квартиры за цену и на условиях по её усмотрению.
Данные факты свидетельствуют о том, что сделка купли – продажи квартиры <адрес> осуществлена уполномоченными на то лицами.
Согласно представленным суду распискам в тот же день, то есть 06.02.2015 года Олторжевская О.С. получила от Цулина Р.С. по договору купли – продажи указанной квартиры 1900000 рублей.
Согласно расписке от 22.01.2015 года Сарапульцев С.Г. получил от Олторжевской О.С. 1900000 рублей за проданную квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Деньги получены в полном размере. Претензий не имеет.
05 февраля 2015 года Цулин Р.С. и Олторжевская О.С., действующая по доверенности за Сарапульцева С.Г., в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия сдали документы для регистрации права собственности на квартиру, о чем была выдана расписка. Из этой же расписки следует, что датой окончания срока регистрации является дата 20.03.2015 года.
24 марта 2015 года регистрации права была приостановлена в связи, в том числе, с отзывом доверенности Сарапульцевым С.Г., выданной им ранее на имя Олторжевской О.С.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора, то есть условием государственной регистрации договора является волеизъявление сторон договора.
Все указанные при подаче документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним условия были соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Часть 5 этой же нормы предусматривает, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из содержания упомянутого выше договора купли – продажи, последующих действий по регистрации сделки и права собственности на недвижимое имущество по этому договору, в частности действия по сдаче документов на госрегистрацию, усматривается добрая воля Сарапульцева С. Г. по отчуждению принадлежавшей ему квартиры и, вместе с тем, недобросовестное поведение по воспрепятствованию регистрации перехода права собственности на квартиру. Суд считает, что такое поведение Сарапульцева С.Г. не основано на законе, является уклонением от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности. Иного суду не представлено, ответчиками не опровергнуто.
Суд расценивает действия Сарапульцева С. Г. по отзыву доверенности на имя Олторжевской О.С. на проведение сделки купли – продажи квартиры <адрес> с последующей регистрацией перехода права собственности, а так же его бездействие, выразившееся в самоустранении от действий по регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, как направленные на причинение вреда другому лицу – Цулину Р. С. и являются уклонением от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно пункту 3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению.
В данном случае материально-правовой интерес Цулина Р.С. заключается в регистрации за ним права собственности на находящееся в его владении имущество.
На основании пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи, если иное не установлено договором или законом. В отношении недвижимого имущества переход права собственности на недвижимость императивно привязан к моменту регистрации отчуждения (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса).
В силу пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса и абзаца третьего пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 61 постановления N 10/22). По общему правилу такой иск подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Передача недвижимости не означает перехода права собственности, но является одним из условий для регистрации перехода права собственности, если иное не указано в договоре или законе. Иной факт (например, полная оплата), с которым может быть связано требование о регистрации, в договоре от 06 февраля 2015 года не предусмотрен.
Из этого договора следует, что передача квартиры произошла одновременно с подписанием договора, дополнительного акта приема-передачи не требовалось.
Таким образом, исходя из цели обращения Цулина Р.С. и установленных по делу обстоятельств, к спорным правоотношениям подлежат применению пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса и абзац третий пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Цулина Р. С. к Олторжевской О. С., Сарапульцеву С. Г. о вынесении решения о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли – продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Цулиным Р. С. и Олторжевской О. С., действующей по доверенности за Сарапульцева С. Г. удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать переход права собственности от Сарапульцева С. Г. к Цулину Р. С. на квартиру <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного 06 февраля 2015 года между Цулиным Р. С. и Олторжевской О. С., действующей по доверенности за Сарапульцева С. Г..
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Парамонов