Мировой судья судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Чигирева И.В.
УИД № 63RS01106-01-2022-000271-05
дело № 11-59/2022
(№ 2-244/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июля 2022 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,
при секретаре Апахиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области от 25.02.2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747, банковские реквизиты: р/с 40..., БИК 043601607, наименование банка: Банк ПАО 2Сбербанк», к/с 30...), сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ... по ... в размере 29947руб. 94 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1098 руб.00 коп.»,
Выслушав объяснения ответчика Клементьевой Н.А., отрицавшей иск и поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к ответчику Клементьевой Н.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по октябрь 2020 года в сумме 29948,94 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1098руб., мотивируя свое обращение тем, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области на основании результатов конкурсного отбора и соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. Норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевска Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск составляет на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домовсоставляет 0,091 м3 в год (приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. №1023). Клементьевой Н.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 301, кв.м., расположенный по адресу: .... ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 598,16 руб. С 01.01.2019 г. истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.Ответчик не производил оплату оказанных услуг в период времени с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г., в связи с чем образовалась задолженность в размере 29947, 94 руб.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены в полном объеме.
Ответчик Клементьева Н.А., не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, поскольку считает сумму взыскания завышенной, не согласна с начислением платы вывоза ТКО исходя из площади дома, поскольку принадлежащая ей недвижимость не производит отходы в том количестве, за которое начислена плата, а истец не предъявил доказательств того, что вывез данный объем ТКО.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» Андреева Е.И. в судебное заседание не явилась, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила оставить решение мирового судьи без изменения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Ответчик Клементьева Н.А. в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу, пояснила суду, что при расчете ТКО «ЭкоСтройРесурс» берет данные в едином государственном реестре недвижимости, начисляет за ТКО на общую площадь здания, а не общую площадь жилого помещения. В общую площадь не входят балконы, лоджии, технические подвалы. Такое начисление происходит во всем частном секторе п. Федоровка, никто не обращал внимание на это, ранее начисление было исходя из количество проживающих в доме лиц. Они могли обойти все дома, как это сделал Горгаз, взять технический паспорт дома, определить общую площадью жилого помещения. У нее не производится такое количество мусора, за которое выставляет оплата, часть мусора сжигается. Даже с жильцов квартир плата берется исходя из площади помещения, включая балконы и лоджии, что неправильно. ООО «Экостройресурс» может через Управление Росреестра получить данные об общей площади жилого помещения по всем домам и пересчитать размер оплаты. Необходимо обосновать начисление оплаты за вывоз ТКО не с общей площади жилого помещения, а с площади дома. Ей непонятно, на основании какого закона общая площадь жилого дома и общая площадь жилого помещения для истца является одним и тем же понятием. Кроме того, договор с истцом на оказание услуг по вывозу ТКО не заключался.
В соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав пояснения ответчика Клементьевой Н.А., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно требованиям ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, возложено на собственника.
В силу ч.1-2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 309-310 ГК РФ)
Мировым судьей установлено, что Клементьева Н.А. с 24.07.2013 г. является собственником жилого дома, площадью 300,1 кв.м. по адресу: ....А. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Частью 3 ст. 154 ЖК РФ установлена обязанность собственников жилых домов по несению расходов на их содержание и ремонт, а также оплате коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положений ст.ст. 10, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации».
Согласно п.3, 4 раздела I Правил сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Положениями ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами Государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.ст. 154, 155, 157 ЖК РФ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.112016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641» применяются к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утвержден порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.» утверждена типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 8(4) - 8(17) вышеуказанных Правил)
Исходя из положений ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, в силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, его условия установлены законом, а не договором.
Договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 г. №N 41963-АЧ/04).
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Клементьева Н.А. не заключала договор с ООО «ЭкоСтройРесурс», суд находит несостоятельным, поскольку все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 г. в связи с началом осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области.
Осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет деятельность по обращению с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в МКД и жилых домов», согласно которым размер платы за коммунальную услугу по обращению с TKО определяется исходя из количества граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений, принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении (п. 148 (30) Правил).
Орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 72 ЖК РФ и п. 148 (30) Правил № 354 от 06.05.2011 г.).
При принятии такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии с приложениями №1, 2 к Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКОна территории городских округов Самарской области, в том числе г. Тольятти,на 1 кв. метр общей площади жилого помещенияМКД и индивидуальных домов. Нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3 в год.
Данный Приказ является действующим и принятым в соответствии с законодательством, что подтверждено решением Самарского областного суда по делу №3а-1004/2019 от 06.11.2019 г., апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-253/20120 от 18.02.2020 г. и постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8а-14094/2020 от 13.07.2020 г.
Доводы ответчика Клементьевой Н.А. о том, что региональным оператором расчет платы за вывоз ТКО производится исходя из площади здания, а не из общей площади жилого помещения, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным и основанным на неправильном понимании норм права.
Понятие общей площади жилого помещения определено частью 5 ст. 15 ЖК РФ, согласно которой она состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Жилым домом согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 63:09:0201061:3401, по адресу: ....А, расположен жилой дом площадью 300,1 кв.м.
В отношении зданий, помещений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 г. №1 «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», сведения о площади в ГКН отражаются без учета площадей лоджий, балконов, террас, веранд (письмо Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от 16.08.2013 г. № 08-2641-КЛ).
В случае выявления в ГКН сведений об общей площади ряда зданий и помещений, расположенных в них, с учетом балконов, лоджий, веранд и террас, с целью снижения жалоб со стороны заявителей, ФГБУ «ФКП Росреестра» считает целесообразным принимать решение об исправлении технической ошибки в силу п.5 ст. 15 ЖК РФ.
Мировым судьей установлено, и ответчиком не оспаривалось, что последняя не обращалась ни в Росреестр по Самарской области о внесении изменений в сведения об общей площади жилого дома, ни к ООО «ЭкоСтройРесурс» с письменным заявлением и приложением правоустанавливающих документов с указанием уточненной площади, в связи с чем начисление коммунальных услуг региональный оператор правомерно производит исходя из площади 300,1кв.м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер платы, рассчитанный исходя из площади жилого дома, является завышенным, поскольку данное количество ТКО она не производит, не принимаются судом во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права, как верно указано мировым судьей, оплата данной коммунальной услуги осуществляется на основании норматива накопления ТКО применительно к площади помещения, и не зависит от количества ТКО, образованных в результате жизнедеятельности конкретного собственника.
Согласно представленному в материалы дела платёжному документу, истец производит расчет платы исходя из общей площади жилого дома, принадлежащего Клементьевой Н.А. (300,1 кв.м.), ежемесячная оплата составляет 598,16 руб., в связи с чем сумма задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2020 г. составляет 29947,94 руб.
Мировым судьей признан обоснованным, арифметически правильным представленный расчет задолженности, суд апелляционной инстанции также соглашается с представленным расчетом, принимает его в качестве надлежащего доказательства суммы задолженности, которая подлежит взысканию с ответчика.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела мировым судьей и при рассмотрении апелляционной жалобы нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком обязанности по внесению платы за оказанную услугу по обращению с ТКО, в связи с чем ответчика в пользу истца правомерно взыскана образовавшаяся задолженность.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 098 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ.
Приводимые в апелляционных жалобах доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, вместе с тем не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом интересов.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 25.02.2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья О.В. Меньшикова