Дело № 2-1379/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 года г. Елизово Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Кошелева П.В.,
при секретаре Головановой И.Е.,
с участием представителя истца, адвоката Павленко С.А.,
представителя ответчика Федерального государственного бюджетного
учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление"
Министерства обороны Российской Федерации Кисановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Петра Юрьевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителя.
Требования Мельникова П.Ю. мотивированы тем, что он является нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договоров № 09-52/131 найма служебного жилого помещения, заключенных между истцом и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 17 октября 2019 года и 19 ноября 2020 года, и дополнительных соглашений к ним. Служебное жилое помещение предоставлено истцу на состав семьи из двух человек (истца и его супругу Мельникову Диану Алексеевну 2000 года рождения). По условиям договоров найма от 17 октября 2019 года и 19 ноября 2020 года истец обязался вносить плату за наём жилого помещения, а также плату за предоставляемые ему коммунальные услуги (холодное водоснабжение, содержание жилья и электрическая энергия). При заселении истца в указанное жилое помещение квартира находилась в состоянии, непригодном для проживания. Истец своими силами поменял окна, вставил двери, сделал ремонт в жилых комнатах и ванной комнате. Кроме того, в квартире отсутствовало центральное отопление, отсутствовали стояки отопления, подводки к радиаторам отопления и сами радиаторы отопления на втором этаже в подъезде жилого дома, где расположена указанная служебная квартира. Несмотря на отсутствие центрального отопления, с момента заселения истца в служебную квартиру, то есть с октября 2019 года, истцу начислялась плата за данную коммунальную услугу. Только после неоднократных обращений истца ответчиком был произведен перерасчет за не предоставленную ему коммунальную услугу в виде отопления за период с октября 2019 года по октябрь 2020 года. Тем не менее, за 2019 год по данному жилому помещению числится задолженность по отоплению в размере 1 329 рублей 18 копеек.
За период проживания в служебном жилом помещении ответчиком так и не был решен вопрос о восстановлении отопления в занимаемом истцом жилом помещении. Данный вопрос был решен истцом самостоятельно, за счет собственных сил и средств, путем установления в занимаемом им жилом помещении в ноябре 2020 года четырех электрических конвекторов для поддержания стабильного температурного режима. Данные конвекторы были установлены истцом с разрешения собственника жилого фонда и функционируют по настоящее время.
Фактически услуга по отоплению истцу ответчиком не предоставляется, однако, за истцом числится задолженность по оплате данной коммунальной услуги за период с ноября 2020 года в размере 34 050 рублей 88 копеек. Общий размер задолженности, выставляемой истцу ответчиком, составляет 35 380 рублей 07 копеек.
На основании изложенного, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей), истец просил суд:
- Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу "отопление" Мельникову Петру Юрьевичу за период с 17 октября 2019 года по 30 июня 2021 года по адресу: <адрес>, освободив его от уплаты задолженности в размере 35 380 рублей 7 копеек, начисленных в качестве платы за данную услугу;
- Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мельникова Петра Юрьевича компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей;
- Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мельникова Петра Юрьевича штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, предусмотренных законом, в размере 15 000 рублей.
Истец Мельников П.Ю. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, со слов представителя, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В ранее состоявшихся судебных заседаниях по настоящему гражданскому делу Мельников П.Ю. дал суду пояснения по обстоятельствам дела, из которых следует, что в день заселения в служебное жилое помещение 17 октября 2019 года, согласно договору найма служебного жилого помещения, он приехал в домоуправление № 2 и обратился к мастеру Шевченко О.Б. для того, чтобы зафиксировать состояние жилого помещения, а также для того, чтобы поставить счетчики. Сославшись на занятость, указанный специалист в квартиру истца для составления акта не выехала. Ключей от квартиры у истца не было, поскольку замок на входной двери отсутствовал, о чем истцом сделан фотоотчет. Мельников П.Ю. произвел фотоотчет, после чего обратился к своему непосредственному командиру с рапортом о том, что данное домоуправление отказывается составлять акт заселения в данное служебное жилое помещение. По распоряжению командира в квартиру в качестве свидетелей были направлены два офицера, которые зафиксировали акт заезда. 21 октября 2019 года представитель домоуправления № 2 Шевченко О.Б. приехала в квартиру истца и составила соответствующий акт, в котором зафиксировала то обстоятельство, что в жилом помещении отсутствует отопление и требуется ремонт. До указанной даты истец произвел ремонт своими силами. После вселения истцу стали поступать квитанции на оплату коммунальных услуг, в которые входило отопление, содержание жилья и электроэнергия на общую площадь жилого помещения 93 м. кв. Поскольку на первом этаже отсутствовали полы, проживать там было невозможно, истец занял второй этаж, где своими силами произвел ремонт: установил дверь, окна, сделал электропроводку, провел водоотведение, канализацию и поставил необходимую бытовую технику. Мельников П.Ю. обращался в домоуправление с вопросом, почему идет начисление платы за отопление. Мастер приезжать не отказывалась, однако неоднократно переносила даты обследования. 12 ноября 2020 года истец обратился в аварийную службу для того, чтобы зафиксировать течь в квартире. После приезда мастеров в квартиру прибыла представитель домоуправления № 2 Шевченко О.Б. истец показал ей видеоролик, в котором было зафиксировано состояние жилого помещения на момент вселения в него истца. Мастер категорически отказалась фиксировать состояние квартиры, объясняя это тем, что данная видеозапись может быть сфальсифицирована. После ноября 2020 сотрудники домоуправления произвели замеры температурного режима на первом этаже и зафиксировали показатели в акте. На втором этаже также был произведен осмотр, но в акте был зафиксирован только температурный режим первого этажа. После получения квитанции на оплату за отопление истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете указанной платы, но ответчик обвинил его в том, что он снял радиаторы отопления. В своем ответе на письмо ответчика Мельников П.Ю. указал на то, что он не снимал радиаторы отопления, поскольку на момент его вселения они отсутствовали, имелись только стояки отопления, которые он демонтировал. Истец установил свои радиаторы, на первом этаже поставил заглушки, чтобы можно было провести отопление на второй этаж. Он за свой счет установил два биметаллических радиатора, однако к центральному отоплению они не были подключены, так как требовался подвод от начала здания.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в зал суда своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца адвокат Павленко С.А. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Кисанова О.В. против удовлетворения иска возражала, полагала, что Мельников П.Ю. самовольно заселился в указанное в иске жилое помещение, ключи от квартиры ему не выдавались. Демонтаж системы отопления произведен истцом самостоятельно, незаконно, без получения соответствующего согласия и разрешения. Пояснила, что тепловая энергия в квартиру истца поступает, коммунальная услуга предоставляется. Ответчик не отказывается от обязанности по восстановлению системы отопления, однако истец не предоставляет ответчику доступ в жилое помещение. В момент вселения в указанное в иске жилое помещение истец с требованием о восстановлении системы отопления не обращался. В жилом доме по адресу: <адрес>, имеются две двухэтажные квартиры, в одной из которых проживает истец. Тепловая энергия поступает на первый этаж, от стен, отопление в соседней квартире осуществляется. На первом этаже отопление работает, на втором этаже истец отрезал стояки отопления.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, материалы наблюдательного производства к материалам проверки по обращению Мельникова П.Ю., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение) (статья 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ об энергоснабжении, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.
В силу статьи 539 ГК РФ отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом-потребителем являются договорными.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (статья 540 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 10 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" предусмотрено, что стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении" (пункт 9 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Действующее правовое регулирование допускает переход на отопление помещений с использованием индивидуальных источников тепловой энергии при условии соблюдения требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения. Невыполнение органом местного самоуправления всех действий по соблюдению порядка переустройства не может быть поставлено в вину собственнику квартиры.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1.1. ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
На основании ч.2.3 ст.161 ГК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила).
Названные Правила устанавливают, в том числе, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п.2 Правил потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, относится отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подп. "е" п.4 Правил).
На основании подп. "а", "г", "д" п.31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Подп. "а", "е" п.33 Правил установлено, что Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм законодательства, а также положений договора управления многоквартирным домом, ответчик ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязан предоставлять потребителям, в том числе, истцу, коммунальные услуги в необходимых для них объемах и надлежащего качества, а в случаях, предусмотренных законодательством, производить перерасчет размера оплаты за коммунальные услуги.
Как следует из содержания п.98 Правил, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п.150 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, между собственником жилищного фонда – Министерством обороны Российской Федерацией и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом от 29 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ТОФ-2, в том числе, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором расположено занимаемое истцом жилое помещение (л.д.54-59, 138-143).
Основной целью деятельности ответчика ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, исходя из положений Устава данного учреждения и содержания выписки из ЕГРЮЛ, является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг. К основным видам деятельности ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации относится производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя, предоставление коммунальных услуг нанимателям служебных жилых помещений (л.д.152-155, 156).
Учредителем ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п.3.1.1 договора управления жилищным фондом от 29 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ТОФ-2 управляющая организация - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязана обеспечивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества нанимателям и проживающим вместе с ними лицам.
На основании п.3.1.21 договора управления жилищным фондом от 29 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ТОФ-2 управляющая организация обязана по требованию нанимателя производить сверку платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и выдавать документы, подтверждающие правильность начисления платы с учетом соответствия их качества обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и договорам.
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Граждане, являющиеся нанимателями помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (п.28), при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей качество услуг должно соответствовать условиям, установленным договорам, законам, стандартами.
Судом установлено, что истец Мельников П.Ю. является нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое предоставлено ему в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, основании договоров № 09-52/131 найма служебного жилого помещения, заключенного между истцом и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, заключенных 17 октября 2019 года и 19 ноября 2020 года и дополнительных соглашений к ним (л.д. 17-24).
Указанное служебное жилое помещение предоставлено истцу на состав семьи из двух человек (истца и его супругу Мельникову Диану Алексеевну 2000 года рождения).
Наличие договоров найма служебного жилого помещения и дополнительных соглашений к ним опровергают доводы стороны ответчика о незаконном занятии истцом указанного в иске жилого помещения.
То обстоятельство, что ключи от служебной квартиры ему не выдавались, стороной истца отрицалось, однако данный факт не означает самовольное занятие служебной жилой площади, поскольку из пояснений истца следует, что замок на входной двери отсутствовал.
Доказательств обратного стороной ответчика, вопреки положениям ст.ст.56, 57 ГПК РФ, не представлено.
По условиям договоров найма от 17 октября 2019 года и 19 ноября 2020 года истец обязался вносить плату за наём жилого помещения, а также плату за предоставляемые ему коммунальные услуги (холодное водоснабжение, содержание жилья и электрическая энергия).
Из содержания искового заявления и пояснений истца в судебном заседании, а также из показаний свидетеля Мельниковой Д.А., допрошенной в судебном заседании 23 сентября 2021 года, следует, что при заселении истца указанное в иске служебное жилое помещение находилось в состоянии, непригодном для проживания, на входной двери отсутствовал замок, в связи с чем истец был вынужден своими силами поменять окна, вставить двери, произвести ремонт в жилых комнатах и ванной комнате. Кроме того, в квартире отсутствовало центральное отопление, отсутствовали стояки отопления, подводки к радиаторам отопления и сами радиаторы отопления на втором этаже в подъезде № 1 жилого дома, где расположена указанная служебная квартира. За период проживания в служебном жилом помещении ответчиком так и не был решен вопрос о восстановлении отопления в занимаемом истцом жилом помещении. Данный вопрос был решен истцом самостоятельно, за счет собственных сил и средств, путем установления в занимаемом им жилом помещении в ноябре 2020 года четырех электрических конвекторов для поддержания стабильного температурного режима. Данные конвекторы были установлены истцом с разрешения собственника жилого фонда и функционируют по настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей (л.д.103-115), актом общего осеннего осмотра жилого дома <адрес>, актами обследования квартиры от 11 декабря 2019 года, от 01 марта 2020 года, от 21 марта 2021 года, а также справкой в/ч 32782.
Так, из акта общего осеннего осмотра жилого дома <адрес> от 21 октября 2019 года, составленного комиссией в составе начальника домоуправления Савченкова Д.А., мастера Шевченко О.Б., техника Билим А.Е. (л.д.42-44), следует, что отопление в указанном жилом доме отсутствует, в наличии сколы, протечки радиаторов отопления, коррозия стальных труб отопления вследствие длительной эксплуатации.
Из акта обследования жилого помещения от 11 декабря 2019 года, составленного комиссией в составе начальника домоуправления Савченкова Д.А., мастера Шевченко О.Б., техника Билим А.Е. (л.д.46), следует, что занимаемое истцом жилое помещение состоит из двух этажей. На первом этаже находится помещение площадью 30,3 кв.м., не пригодное для проживания, с разбитыми полами, отопление отсутствует. На втором этаже силами нанимателя Мельникова П.Ю. производится ремонт, отопление также отсутствует, помещение отапливается обогревателями.
На основании обследования комиссией установлена необходимость выполнить следующие работы: сделать пересчет занимаемой площади, произвести ремонт системы центрального отопления общедомового инженерного оборудования; производить начисления на общую площадь 57,7 кв.м.
Из акта обследования жилого помещения от 01 марта 2021 года, составленного комиссией в составе начальника домоуправления Савченкова Д.А., мастера Шевченко О.Б., техника Билим А.Е. (л.д.47), следует, что на первом этаже занимаемого истцом помещения частично отсутствуют стояки отопления, в связи с чем, на втором этаже отопление помещения производится обогревателями. Радиаторы отопления отсутствуют.
На основании обследования комиссией установлена необходимость выполнить следующие работы: произвести ремонт системы центрального отопления с установкой радиаторов на первом и втором этажах, а также монтаж стояков отопления с первого по второй этаж; сделать перерасчет за отопление квартиры № 2 второй этаж на общую площадь 57,7 кв.м. с 01 марта 2020 года.
Из акта осмотра служебного жилья от 21 марта 2021 года, составленного на основании запроса военной прокуратуры комиссией в составе начальника узла связи в/ч 32783 Папкова В.А. и ВрИО начальника ОС УС в/ч 32782 Мудрик А.А. следует, что на первом этаже занимаемого Мельниковым П.Ю. помещения в отдельной комнате первого этажа имеются 3 радиатора в слабом нагреве, остальные в нерабочем состоянии, температура первого этажа составляет 12 градусов тепла, водопровод и водоотведение отопления на второй этаж отсутствуют. На втором этаже проживает военнослужащий Мельников П.Ю., которым производится ремонт за свой счет. Отсутствуют радиаторы и подвод/отвод отопления. Отопление производится с помощью навесных электрических конвекторов в количестве четырех штук (л.д.48).
Названные документы опровергают доводы стороны ответчика о том, что коммунальная услуга в виде отопления ответчиком истцу предоставляется.
При этом, доводы ответчика о том, что истец демонтировал радиаторы отопления самостоятельно, никакими допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.
Несмотря на отсутствие центрального отопления, с момента заселения истца в служебную квартиру, то есть с октября 2019 года, истцу начислялась плата за данную коммунальную услугу. После неоднократных обращений истца ответчиком был произведен перерасчет за не предоставленную ему коммунальную услугу в виде отопления за период с октября 2019 года по октябрь 2020 года. При этом, за 2019 год по данному жилому помещению числится задолженность по отоплению в размере 1 329 рублей 18 копеек.
Таким образом, фактически услуга по отоплению истцу ответчиком не предоставляется, вместе с тем, за истцом числится задолженность по оплате данной коммунальной услуги за период с ноября 2020 года в размере 34 050 рублей 88 копеек.
Общий размер задолженности, выставляемой истцу ответчиком, составляет 35 380 рублей 07 копеек (л.д.32-40).
Военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона по результатам проведенной проверки в адрес ответчика 18 января 2021 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в том числе, по вопросу нахождения в неудовлетворительном состоянии отопления в занимаемом истцом жилом помещении (л.д.64-66 наблюдательного производства к материалам проверки по обращению Мельникова П.Ю.).
Государственной жилищной инспекцией Камчатского края по результатам проверки, проведенной на основании обращения Мельникова П.Ю., в действиях ответчика также выявлены нарушения требований жилищного законодательства, выдано предписание на устранение нарушений законодательства № 842 ЛК/1-6ж от 24 мая 2021 года, в том числе, с требованием восстановить систему отопления в квартире <адрес> со сроком исполнения до 17 августа 2021 года, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено (л.д.210-224).
При таких установленных по делу обстоятельствах суд исходит из того, что в жилом помещении истца отсутствуют теплопринимающие установки (отопительные приборы), используемые в целях отопления, при этом служебное жилое помещение отапливается альтернативными способами (электроприборами - конвекторами), ответчиком не предоставлено доказательств предоставления в спорный период времени услуги по отоплению надлежащего качества.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанности произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу "отопление" Мельникову Петру Юрьевичу за период с 17 октября 2019 года по 30 июня 2021 года по адресу: <адрес>, освободив его от уплаты задолженности в размере 35 380 рублей 7 копеек, начисленных в качестве платы за данную услугу, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
Поскольку факт нарушения прав потребителя в данном случае установлен, то дополнительного правового обоснования для взыскания компенсации морального вреда не требуется. Определяя размер компенсации, суд учитывает фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен моральный вред, а также требования разумности и справедливости, и взыскивает с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф, в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 5 000 рублей.
Поскольку исполнителем коммунальной услуги не были выполнены требования потребителя, предусмотренные законом – о производстве перерасчёта платы за не оказанную услугу, с ответчика – исполнителя коммунальной услуги должен быть взыскан штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Поскольку полномочия собственника имущества ответчика в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, при недостаточности имущества Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание, недостающая денежная сумма, взыскиваемая с ответчика, подлежит взысканию в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению государственные пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.4 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Елизовского муниципального района Камчатского края в сумме 1 561 рубль 40 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст., 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Мельникова Петра Юрьевича удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу "отопление" Мельникову Петру Юрьевичу за период с 17 октября 2019 года по 30 июня 2021 года по адресу: <адрес>, освободив его от уплаты задолженности в размере 35 380 рублей 7 копеек, начисленных в качестве платы за данную услугу.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мельникова Петра Юрьевича компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, предусмотренных законом, в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
При недостаточности имущества Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание, недостающее взыскать в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 561 (одной тысячи пятисот шестидесяти одного) рубля 40 копеек в доход бюджета Елизовского муниципального района Камчатского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 01 ноября 2021 года.
Судья П.В. Кошелев
КОПИЯ ВЕРНА. Подлинный экземпляр находится в материалах гражданского дела № 2-1379/2021 (RS002-01-2021-003402-94) в Елизовском районном суде Камчатского края.
Решение в законную силу НЕ вступило.
Судья П.В. Кошелев