Дело №2а-2081/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 мая 2018 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Юмановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Малининой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании запрещенной к распространению информации, причиняющей вред здоровью и(или) развитию детей, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
УСТАНОВИЛ:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию, размещенную на интернет странице <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Обосновывая требования, административный истец указал, что Волжской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства было установлено, что на интернет-странице: <данные изъяты> (далее - сайт) размещена информация, об оказании платных услуг по изготовлению и продаже поддельных <данные изъяты> Посетителям сайта предлагается купить <данные изъяты> Распространяемая через сайт информация причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, поскольку побуждает подростков к противоправному поведению, связанному <данные изъяты>. Сайт содержит сведения, пропагандирующие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, в том числе таких как подделка <данные изъяты>.
Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, несовершеннолетние могут беспрепятственно ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информации, в связи с чем, указал, что данная информация является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца старший помощник прокурора города Йошкар-Олы Павлова В.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения, в которых в удовлетворении административного иска просил отказать.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Количество несовершеннолетних лиц, права которых, нарушаются в результате распространения запрещенной информации, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, психическому и нравственному развитию, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон № 436) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: оправдывающая противоправное поведение.
Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.
Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.
Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла, бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п.6 ст. 10 вышеназванного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу требований ст. 2, 60 Федерального закона от 289.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании выдаются образовательными организациями только лицам, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в соответствии с требованиями законодательства и образовательными программами. Выдача документа об образовании гражданину, который не прошел обучение не допускается.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Судом установлено, что Волжской прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства было установлено, что на интернет-странице: <данные изъяты> размещена информация, об оказании платных услуг по изготовлению и продаже <данные изъяты>.
Распространяемая через сайт информация причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, поскольку побуждает подростков к противоправному поведению, связанному с использованием <данные изъяты> Сайт содержит сведения, пропагандирующие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, в том числе таких как <данные изъяты>
Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, несовершеннолетние могут беспрепятственно ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информации.
В соответствии с п.3 и п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.
Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы РФ и неопределенного круга лиц.
Таким образом, информация об оказании платных услуг по изготовлению и продаже поддельных документов об образовании распространяется на сайте с нарушением требований законодательства, причиняя вред здоровью и развитию детей.
Согласно ст.9 Закона о защите информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, в отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федераций запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и. гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса. Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи(Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа(ст.19,22 КАС РФ).
Таким образом, доводы ответчика о том, что поскольку Роскомнадзор не является распространителем или изготовителем противоправной информации в сети Интернет, а равно, не может быть признан ответчиком в споре, к которому могут быть предъявлены вышеуказанные требования, являются несостоятельными.
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать информацию, размещенную на интернет - странице <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Йошкар-Олинский городской суд.
Судья Е.В. Юманова
мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ