Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2015 (2-8048/2014;) ~ М-7080/2014 от 05.11.2014

№ 2-291/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2015 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи И.Н. Масловой

при секретаре А.Н. Терещенко

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по заявлению Колхоза «Родина», должностное лицо, чьи действия оспариваются - главный государственный инспектор труда Козлова С. В., заинтересованные лица – Государственная инспекция труда в Ставропольском крае, Воробьева Т. В. о признании незаконным предписания № 12/106/2014/3 от 22.10.2014 года,

У С Т А Н О В И Л:

Колхоз «Родина» обратился в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ, в котором (после изменения требований в порядке ст.39 ГПК РФ – л.д. 169) просит:

- признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора труда (по правым вопросам) в Ставропольском крае Козловой С.В. об устранении нарушения трудового законодательства от <дата обезличена> <номер обезличен> Колхоза «Родина», поскольку оно нарушает имущественные права, возлагая на него обязанности по выплате заработной платы, не предусмотренной требованиями законодательства.

В обоснование требований в заявлении указано следующее. Государственной инспекцией труда в СК проведена проверка Колхоза «Родина», по результатам которой вынесено Предписание об устранении нарушения трудового законодательства от <дата обезличена> № 12/106/2014/3, согласно которому выявлены нарушения:

1. Отдельным работникам колхоза, в т.ч. сторожу Воробьевой Т.В. работодателем выплачивалась зарплата в 2013 году из расчета <данные изъяты>. в месяц, в 2014 году - <данные изъяты>. при отработке полной нормы рабочего времени, т.е. ниже прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, чем нарушены требования ст. 48, 133.1 ТК РФ, п.2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015 г.г. Так, например зарплата сторожа Воробьевой Т.В. за сентябрь месяц 2014 г. составила <данные изъяты> руб. (за отработанные ею 174 часа при норме 158,4 часа), что ниже прожиточного минимума установленного Постановлением <адрес обезличен> № 295-п от <дата обезличена> для трудоспособного населения в размере - <данные изъяты> руб.

2. В нарушение требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации ст.8.5 Правил внутреннего трудового распорядка сверхурочная работа сторожу Воробьевой не оплачивается и не компенсируется. Так сторож Воробьева Т.В. отработала в сентябре месяце 2014 года 174 часа при норме 158,2 часа, т.е. сверхурочно. При этом оплата согласно ст. 152 ТК РФ не произведена.

3. Разд. 8 Правил внутреннего трудового распорядка, штатное расписание предусматривает минимальную зарплату в размере <данные изъяты> руб. при условии полной отработки рабочего времени в течение месяца, чем нарушены требования ст.48, 133.1 ТК РФ, п. 2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015 г.г

Колхоз «Родина» не согласен с вынесенным предписанием, по следующим основаниям. Труд членов сельскохозяйственного производственного кооператива регулируется не Трудовым кодексом, а Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом кооператива.

Соглашение между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015 г.г. противоречит нормам Трудового кодекса и не может применяться при определении минимального размера заработной платы. Соглашение не соответствует требованиям Трудового кодекса, четко устанавливающего, что в названии соглашения должно быть указание на то, что это «соглашение о минимальной заработной плате», а не просто некое соглашение. Кроме того, в тексте соглашения отсутствует установленный «размер минимальной заработной платы», как того требует Трудовой кодекс, не определено - каким размером прожиточного минимума следует руководствоваться - утвержденном на дату заключения соглашения или каким-то иным.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Обосновывая доводы ст. 11, 227 Трудового кодекса РФ, ст. 40 п. 2 и п. 3 ФЗ № 193 «О сельскохозяйственной кооперации». Дополнил, что в Колхозе нет наемных работников, все члены колхоза работают на основании договора личного трудового участия. Воробьева Т.В. исполняет свои обязанности в соответствии с Уставом Колхоза «Родина», на нее распространяются его положения, поэтому Производственный календарь не распространяется на членов колхоза, поскольку они не наемные работники. Считает, что обжалуемое предписание противоречит ТК РФ, ФЗ «О сельхозкооперации» и Уставу Колхоза «Родина», им нарушены экономические права колхоза и право на реализацию закона о «О сельхозкооперации».

Государственный инспектор труда Козлова С.В. требования не признала.

В обосновании возражений, пояснила, что все пункты предписания гл.госинспектора труда, адресованные колхозу «Родина» основаны на требованиях соблюдения трудового законодательства РФ.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной зарплаты в субъекте Российской Федерации. В Ставропольском крае региональным Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015г.г. установлен минимальный размер оплаты труда в Ставропольском крае, соответствующей величине прожиточного минимума для трудоспособного населения (п.2.23 Соглашения). Таким образом, установленный в Ставропольском крае минимальный размер оплаты труда, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, обязателен в силу требований ч.1 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, а также в силу требований ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, обязывающих всех работодателей Ставропольского края соблюдать условия названного Соглашения.

Соглашение между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015г.г. принятое на срок с 01.01.2013 по 31.12.2015 прошло уведомительную регистрацию в управлении труда и занятости населения Ставропольского края (№ 18 от 19.12.2012), а также 13.03.2013 опубликовано в газете «Ставропольская правда» №74-75 (25936-25937). Мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в управление труда и занятости населения Ставропольского края от колхоза «Родина» не поступило. Следовательно, условия Соглашения распространяются на заявителя- колхоз «Родина».

Дополнила, что не согласна с позицией представителя заявителя о том, что между Воробьевой Т.В. и Колхозом «Родина» нет трудовых правоотношений, поскольку между Воробьевой и заявителем - колхозом возникли трудовые отношения на основании Договора личного трудового участия членов колхоза «Родина № 3 от 05.05.2010, который предусматривает выполнение Воробьевой должности сторожа (п. 1.6 договора), данная должность предусмотрена штатным расписанием колхоза, утвержденным приказом №1 от 09.01.2013. Кроме того, договор между колхозом и Воробьевой оформлен на неопределенный срок (п. 1.5 договора). А также данный договор предусматривает для работника Воробьевой гарантированную оплату труда - 2300руб. в месяц, режим работы - сменный, дни еженедельного отдыха, перерыв в работе, оплачиваемый отпуск - 28 календарный дней, а дополнительные соглашения к Договору, в т.ч. от 16.12.2013 предусматривает оплату Воробьевой ночных часов в размере 20%, оплату праздничных согласно ТК РФ.

Обратила внимание на пункт 1 дополнительных соглашений к договору № 3 от 05.05.2010 со сторожем Воробьевой от 01.11.2012, от 16.12.2013, которыми на основании Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 12.10.2012, и на основании Федерального закона от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», установлены Воробьевой Т.В. оклад в размере 5.205 руб., 5.554 руб. соответственно, что также соответствует требованиям ст. 133 Трудового Кодекса РФ, предусматривающей, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Соответственно, заявителем-колхозом были предоставлены Воробьевой Т.В. права и обязанности, гарантированные трудовым законодательством РФ (ст.21 ТК РФ), и заявитель в свою очередь также нес права и обязанности перед Воробьевой Т.В., предусмотренные трудовым законодательством РФ (ст.22 ТК РФ ).То есть Воробьева и заявитель - колхоз «Родина» состояли в трудовых отношениях, и колхоз »Родина» - является субъектом трудового права. Соответственно заявитель обязан был соблюдать трудовое законодательство в отношении работника Воробьевой.

Заинтересованное лицо Воробьева Т.В. возражала против удовлетворения заявления, указала, что работает в Колхозе много лет, ранее длительное время работала дояркой. В связи с заболеванием бруцеллезом была принята на должность сторожа, о чем имеются соответствующие записи в Трудовой книжке. Дополнила, что работает сторожем по графику сутки через трое, охраняет несколько объектов, имеет время отдыха, обеденный перерыв, в соответствии с графиком ходит в отпуск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. Данный вывод суда основан на следующем.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, признаются таковым и рассматриваются судом по правилам, предусмотренным Главами 23-25 ГПК РФ, в случае поступления заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 356 ТК РФ Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований,, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

15.10.2014 врио руководителя Государственной инспекции труда в СК из прокуратуры <адрес обезличен> поступило обращение Воробьевой Т.В. о нарушении трудового законодательства председателем колхоза «Родина».

Распоряжением (приказом) от 15.10.2014 № 12/106/2014/1 назначена внеплановая, документарная проверка в отношении Колхоза «Родина» в целях защиты прав и интересов работников, лицом, уполномоченным за проведение проверки, назначена Козлова С.В. – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам).

22.10.2014 главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) С.В. Козловой по результатам проверки составлен акт проверки №12/106/2014/2.

Колхозу «Родина» выдано предписание №12/106/2014/3, об устранении выявленных нарушений.

В ходе проверки главным государственным инспектором труда выявлены следующие нарушения:

1. Отдельным работникам колхоза, в т.ч. сторожу Воробьевой Т.В. работодателем выплачивалась зарплата в 2013 году из расчета 5025 руб. в месяц, в 2014 году - 5554 руб. при отработке полной нормы рабочего времени, т.е. ниже прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае, чем нарушены требования ст. 48, 133.1 ТК РФ, п.2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015 г.г. Так, например зарплата сторожа Воробьевой Т.В. за сентябрь месяц 2014 г. составила 5521 руб. (за отработанные ею 174 часа при норме 158,4 часа), что ниже прожиточного минимума установленного Постановлением Правительства Ставропольского края № 295-п от 24.07.2014 г. для трудоспособного населения в размере - 7500 руб.

2. В нарушение требований статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации ст.8.5 Правил внутреннего трудового распорядка сверхурочная работа сторожу Воробьевой не оплачивается и не компенсируется. Так сторож Воробьева Т.В. отработала в сентябре месяце 2014 года 174 часа при норме 158,2 часа, т.е. сверхурочно. При этом оплата согласно ст. 152 ТК РФ не произведена.

3. Разд. 8 Правил внутреннего трудового распорядка, штатное расписание предусматривает минимальную зарплату в размере 5554 руб. при условии полной отработки рабочего времени в течение месяца, чем нарушены требования ст.48, 133.1 ТК РФ, п. 2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015 г.г

В оспариваемом предписании инспектор обязывает устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

1. Работникам, в т.ч. Воробьевой Т.В. доначислить и выплатить зарплату с момента возникновения на то права не ниже прожиточного минимума при полной норме рабочего времени согласно ст. ст. 48,133.1 Трудового кодекса РФ, п. 2.23 соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015г.г.

2. Согласно ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, ct.S\5 Правил внутреннего трудового распорядка сверхурочную работу сторожам, в т.ч. Воробьевой оплатить или по желанию компенсировать предоставлением дополнительного времени отдыха.

3. Разд.8 Правил внутреннего трудового распорядка, штатное расписание привести в соответствие со ст. ст. 48,133.1 ТК РФ, п. 2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015г.г.

Согласно ст.353 ТК РФ Государственная инспекция труда в СК - государственный орган по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде всеми организациями, на которые оно распространяется. Основными задачами государственной инспекции труда является обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 356 ТК РФ Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

По пункту 1 Предписания:

В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В соответствии с п. 2.23 Распоряжения Правительства Ставропольского края от 25.02.2013 № 46-рп «Об утверждении соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013 - 2015 года» работодатели обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В оспариваемом предписании, вынесенным в отношении Колхоза «Родина» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в СК и в акте проверки отсутствуют данные об установлении минимальной заработной платы в Ставропольском крае.

Ссылка в п.1 предписания от 22.10.2014 № 12/106/2014/3 на ст.133.1 ТК РФ, п.2.23 соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополя» на 2013-2015 годы и указание доначислить и выплатить работникам, в т.ч. Воробьевой Т.В. с момента возникновения на то права не ниже прожиточного минимума при полной норме рабочего времени согласно ст. ст. 48,133.1 Трудового кодекса РФ, п. 2.23 соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013-2015г.г., по мнению суда, не может являться достаточной для признания обжалуемого действия законным и обоснованным.

Суд считает, что отсутствие данных об установлении минимальной заработной платы в Ставропольском крае является существенным обстоятельством.

Доказательств достаточности, допустимости, достоверности п.1 предписания в отношении Колхоза «Родина», при установленных судом обстоятельствах, главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) суду не представлено, что, по мнению суда, не препятствует повторному рассмотрению результатов проверки Колхоза «Родина» по заявлению Воробьевой Т.В. о нарушении ее трудовых прав.

Оснований полагать, что данный пункт предписания соответствует закону и иному нормативному правовому акту, а также не нарушает права и свободы заявителя, в суда не имеется.

Исходя из положения ч.1 ст.249 ГПК РФ, принимая во внимание, что более слабой и незащищенной стороной в правоотношениях выступает лицо, чьи права нарушены, суд, полагает требования Колхоза «Родина» по п.1 предписания от 22.10.2014 № 12/106/2014/3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По пункту 2 Предписания:

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.121995 № 193-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ) для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Потребительские кооперативы вправе нанимать работников и из числа своих членов.

Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Труд членов производственного кооператива регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами кооперативов.

Время работы в кооперативе работников и членов производственного кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые производственный кооператив обязан вести на каждого члена кооператива, а также на каждого работника кооператива, для которого работа в этом кооперативе является основной. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и другие).

Производственный кооператив самостоятельно определяет формы, системы и порядок оплаты труда членов кооператива. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда членов производственного кооператива определяется в зависимости от его личного трудового участия и доходов кооператива. Помимо оплаты труда член производственного кооператива получает кооперативные выплаты в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом кооператива.

05.05.2010 Колхоз «Родина» в лице председателя Хромых В.Н. и Воробьева Т.В. заключили договор личного трудового участия членов колхоза «Родина», согласно которому Воробьева Т.В. осуществляет обязанности по личному трудовому участию в СТФ в качестве сторожа.(л.д. 54)

Согласно п. 3.1 Воробьева Т.В. принимает на себя выполнение служебно-трудовых обязанностей по должности сторожа, ей устанавливается трудовой оклад в размере 2300 рублей.

В договоре личного трудового участия от 05.05.2010 установлено для работника Воробьевой Т.В.:

гарантированная оплата труда - <данные изъяты>. в месяц,

режим работы - сменный,

дни еженедельного отдыха,

перерыв в работе,

оплачиваемый отпуск - 28 календарный дней.

Дополнительные соглашения к Договору, в т.ч. от 16.12.2013, предусматривает оплату Воробьевой ночных часов в размере 20%, оплату праздничных согласно ТК РФ.

В дополнительных соглашениях к договору личного трудового участия № 3 от 05.05.2010 – от 16.12.2013, 10.10.2013, 11.03.2013, 01.11.2012, 01.07.2011, 30.05.2011 (л.д. 197-202) п. 1 со сторожем Воробьевой на основании Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 12.10.2012, на основании Федерального закона от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлены Т.В. Воробьевой оклад в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> рублей соответственно.

Указанное соответствует требованиям ст. 133 Трудового Кодекса РФ, предусматривающей, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно трудовой книжки (л.д. 183-186) 29.09.1985 Воробьева Т.В. принята в члены колхоза «Россия» дояркой.

19.01.1992 Воробьева Т.В. переведена в АО «Россия» закрытого типа в связи с реорганизацией колхоза «Россия».

20.01.1992 Воробьева Т.В. принята в АОЗТ «Россия» в связи с реорганизацией колхоза «Россия».

11.04.1997СХП АОН «Россия» преобразовано в сельскохозяйственную артель (колхоз) «Родина».

17.02.2001 СКА (колхоз) «Родина» переименована в колхоз «Родина».

04.12.2002 Воробьева Т.В. уволена в связи с инвалидностью – п. 5 ст. 83 ТК РФ.

01.12.2003 Воробьева Т.В.принята на работу в колхоз «Родина» в качестве доярки МТФ,

10.04.2009 Воробьева Т.В.переведена на должность сторожа СТФ.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что колхозом предоставлены Воробьевой Т.В. права и возложены обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РФ (ст.21 ТК РФ). Также колхоз «Родина» имеет права и обязанности перед Воробьевой Т.В., предусмотренные трудовым законодательством РФ.

Соответственно Воробьева Т.В. и колхоз «Родина» состояли в трудовых отношениях.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции России каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Следовательно, право на получение вознаграждения (оплаты труда, заработной платы) распространяется на всех работающих граждан, в том числе членов и работников сельскохозяйственных предприятий (колхозов).

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения членов кооператива регулируются Федеральным законом «О производственных кооперативах» и уставом кооператива, а наемных работников законодательством о труде Российской Федерации (ст. 19 Закона), что прямо противопоставляет наемных работников и членов кооператива. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Оплата труда в кооперативе может производиться в денежной и (или) натуральной формах на основании положения об оплате труда, разрабатываемого непосредственно кооперативом.

Трудовые отношения в кооперативах также регулируются Федеральным законом « О сельскохозяйственной кооперации».

Статья 40 закона «О сельскохозяйственной кооперации» определяет, что для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Потребительские кооперативы вправе нанимать работников и из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Время работы в кооперативе работников и членов производственного кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые производственный кооператив обязан вести на каждого члена кооператива, а также на каждого работника кооператива, для которого работа в этом кооперативе является основной. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и другие).

В силу части 3 статьи 40 Закона труд членов производственного кооператива регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами кооперативов.

Согласно ст. 152. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Согласно п. 8.5 Правил внутреннего трудового распорядка членов колхоза «Родина» оплата сверхурочной работы производится за первые 2 часа в 1,5 размере, а последующий – в двойном, для сторожей учетным периодом считать – месяц, для других категорий – год. Почасовой учет рабочего времени ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (месяц, год), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные установленного для этого периода норм рабочего времени. Их оплата для сторожей производится ежемесячно. для других категорий – по итогам календарного года.

Так, согласно расчетному листку Воробьевой Т.В. за сентябрь 2014 ею отработано 174 часа, а в соответствии с Производственным календарем 158,4 часов.

Установленные обстоятельства, перечисленные выше, позволяют суду сделать вывод о наличии трудовых отношений между колхозом «Родина» и Воробьевой Т.В., на которые распространяются, в том числе положения Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд считает возможным согласиться с выявленным государственным инспектором труда нарушением трудового законодательства Колхозом «Родина», выразившимся в том, что сверхурочная работа сторожу Воробьевой Т.В. не оплачивается и не компенсируется.

Соответственно п.2 Предписания № 12/106/2014/3 от 22.10.2014 является законным и обоснованным.

По пункту 3 Предписания:

В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В соответствии с п. 2.23 Распоряжения Правительства Ставропольского края от 25.02.2013 № 46-рп «Об утверждении соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013 - 2015 года» работодатели обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно раздела 8 Правил внутреннего трудового распорядка Колхоза «Родина» (л.д. 190) колхозе применяется сдельная оплата труда за фактический объем выполненных работ и повременная, за фактически отработанное время, за 7-и часовой рабочий день по 6-и разрядной тарифной сетке, согласно, Положения об оплате труда. Оплата труда руководителей подразделений, работников, специалистов и МОП, производится согласно штатному расписанию.

Дневная тарифная ставка 1-го разряда составляет - <данные изъяты>. Минимальная зарплата в размере <данные изъяты> руб. гарантируется члену кооператива, если им в течение месяца полностью отработан установленный в соответствии с принятым режимом труда и отдыха месячный фонд рабочего времени.

Суд соглашается с доводами государственного инспектора труда о необходимости приведения разд.8 Правил внутреннего трудового распорядка, штатное расписание в соответствие со ст. ст. 48,133.1 ТК РФ, п. 2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015г.г.

Доводы представителя заявителя о том, что труд членов сельскохозяйственного производственного кооператива регулируется не Трудовым кодексом РФ, а Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом колхоза, судом не принимаются, поскольку анализирую представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о наличии трудовых отношений между заявителем и Воробьевой Т.В., которые урегулированы не только Законом «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом колхоза «Родина», но и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199, 254 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Колхоза «Родина» – удовлетворить частично.

Признать пункт 1 Предписания от 22.10.2014 № 12/106/2014/3 Главного Государственного инспектора труда в Ставропольском крае С.В. Козловой в отношении Колхоза «Родина» - не соответствующим требованиям закона и отменить его.

В части признания незаконным и отмене п.2, п.3 Предписания от 22.10.2014 № 12/106/2014/3 Главного Государственного инспектора труда в Ставропольском крае С.В. Козловой в отношении Колхоза «Родина» – в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н.Маслова

Мотивированное решение составлено 19.01.2015 года.

Судья И.Н.Маслова

2-291/2015 (2-8048/2014;) ~ М-7080/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Колхоз "Родина"
Другие
Федеральная служба по труду и занятости Государственная инспекция труда в СК
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Маслова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
05.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2014Передача материалов судье
10.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2014Предварительное судебное заседание
11.12.2014Предварительное судебное заседание
15.01.2015Предварительное судебное заседание
15.01.2015Судебное заседание
19.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее