Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3204/2013 ~ М-2176/2013 от 12.03.2013

Дело № 2-3204\2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2013 года                 г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Александриной С.В.

при секретаре судебного заседания Ким Д.Б.

с участием представителя истца администрации Волгограда Коновалова В.А., ответчика судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Новиковой ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области, Управлению службы судебных приставов по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Волгограда в порядке ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО2. Новиковой, Управлению ФССП по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительских сборов по исполнительным производствам в отношении взыскателя Мельниковой ФИО1. Полагает, что вина администрации Волгограда в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует, так как предпринимались все меры для предоставления взыскателям жилых помещений, о которых судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по Волгоградской области уведомлялся, факт уклонения должника администрации Волгограда от исполнения решения суда отсутствует, неисполнение решения суда в срок в отношении взыскателя вызвано объективными причинами. Просит освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству (взыскатель Мельникова ФИО1.).

    В судебном заседании представитель истца Администрации Волгограда Коновалов В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Пояснил, что в настоящее время принимаются все необходимые меры для предоставления жилых помещений гражданам.

    Ответчик судебный пристав-исполнитель Новикова ФИО2. против удовлетворения иска возражала.

Представитель ответчика Управления ФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по иску не представил.

Третье лицо Мельникова ФИО1. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не поставила в известность.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Законодатель, предусмотрев право должника обратиться с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора, возложил на последнего в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств отсутствия его вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.

В соответствии с ч. 7 с. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГПК РФ в соответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По настоящему делу судом установлено.

На основании исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФСМСП по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство (взыскатель Мельникова ФИО1.).

В рамках указанных исполнительных производств судебным приставом - исполнителем вынесено постановление от 13.02.2013 года, о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере 5000 руб. Основанием для вынесения постановлений послужило неисполнение администрацией Волгограда требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств уважительности причин неисполнения.

По смыслу закона, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора является отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, а именно данное обстоятельство имеет юридическое значение для настоящего спора.

Из материалов дела следует, что взыскатель относятся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений за счет бюджетных средств осуществляется на основании торгов (аукциона).

Администрация Волгограда полагает, что подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора по нижеследующим обстоятельствам.

Мельникова ФИО1. относятся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа.

Приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность для предоставления взыскателям по договорам социального найма осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94-ФЗ) на основании открытого аукциона в электронной форме.

В силу требований ФЗ № 94-ФЗ процедура приобретения жилых помещений включает в себя:- направление заявки на проведение открытого аукциона в электронной форме для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

размещение заказа на проведение открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, публикация извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме;

назначение сроков подачи заявок, рассмотрение заявок, проведение аукциона;

проведение открытого аукциона в электронной форме;

по результатам проведенного аукциона заключение муниципального контракта.

После исполнения муниципальных контрактов осуществляется осмотр приобретенных

жилых помещений, составляются акты приема-передачи, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области направляются документы для осуществления государственной перехода права собственности, согласовывается и издается постановление администрации Волгограда «О включении в реестр муниципального имущества жилых помещений (квартир)», принимается решение о предоставлении жилых помещений гражданам, издается соответствующие постановления администрации Волгограда.

Указанные мероприятия осуществляются в трехмесячный срок.

Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления взыскателям по договорам социального найма не может находиться вне процедуры, предусмотренной федеральным законодательством.

Отсутствие заявок со стороны собственников жилых помещений (квартир), соответствующих требованиям и нормам действующего законодательства, затрудняет исполнение администрацией Волгограда решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

В связи с чем, администрацией Волгограда заключены муниципальные контракты долевого участия в строительстве жилых помещений (квартир) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с последующей передачей их в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (многоквартирного жилого дома).

Реализация переданных администрации Волгограда государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в части обеспечения их жильем, должна обеспечиваться за счет средств областного фонда компенсаций, предусмотренных на очередной финансовый год, поступающих в бюджет Волгограда в форме субвенций.

Общий объем средств субвенции из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот в 2012 году составил 177 729,7 тыс. руб., в том числе остаток субвенции 2011 года - 53 766,7 тыс. руб., субвенция 2012 года - 123 963 тыс. руб.

Администрацией Волгограда средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного фонда компенсаций освоены в полном объеме.

За период 2011-2012 года администрацией Волгограда исполнено 224 решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

На исполнении администрации Волгограда находится 110 решений суда о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В течение 2012 года:

-оплачен 41 муниципальный контракт, заключенный в 2011 году на сумму 45 882,5 тыс. руб.;

-27.02.2012 с ООО «Агростройинвест» заключено 48 муниципальных контрактов долевого участия в строительстве жилых помещений (квартир) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с последующей передачей их в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (многоквартирного жилого дома)» со сроком поставки 15.11.2012 на сумму 73 302,6 тыс. руб. (за счет средств субвенции 2012 года. Согласно информации ООО «Агростройинвест» (письмо от 06.12.2012 № 106) исполнение 48 заключенных муниципальных контрактов ожидается в феврале-марте 2013 года;

13.09.2012 с ООО «Диалог» заключены 20 муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве в 2012 жилых помещений (квартир) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с последующей передачей в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (многоквартирного жилого дома), на сумму 25 920,0 тыс. рублей (за счет средств субвенции 2012 года). Исполнение ожидается в декабре 2012 года;

11.09.2012 с ООО «НВ-ПРОЕКТ» заключен 21 муниципальный контракт на приобретение жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на сумму 28 944,7 тыс. руб. (за счет средств субвенции 2011 года, субвенции 2012 года). Указанные муниципальные контракты исполнены 26.09.2012 в полном объеме;

-28.11.2012 размещены 2 извещения №№ 0129300014912003131, 0129300014912003132 о проведении открытых аукционов в электронной форме «Приобретение жилого помещения (квартиры) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2012 году» на общую сумму 2 943,6 тыс. руб. Согласно протоколам от 07.12.2012 данные открытые аукционы признаны несостоявшимися. Аукционной комиссией отклонены заявки, поданные участниками по каждому аукциону, как не соответствующие требованиям аукционной документации.

В рамках дополнительно выделенных средств субсидии из федерального бюджета, 29.11.2012 на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещены уведомления о проведении 55 открытых аукционов в электронной форме «Приобретение жилого помещения (квартиры) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2012 году» на общую сумму 80 950,32 тыс. руб. на средства субсидии из федерального бюджета. Согласно протоколам от 10.12.2012 аукционы признаны несостоявшимися: на 31 аукцион не подано ни одной заявки, 2 заявки по 1 аукциону отклонены и по 23 аукционам подано по одной заявке.

По итогам данных конкурсных процедур, департаментом планируется заключить 22 муниципальных контракта.

Таким образом, в I квартале 2013 года, после передачи администрации Волгограда жилых помещений в рамках заключенных муниципальных контрактов, решение Центрального районного суда Волгограда в отношении взыскателя будет исполнено.

Кроме того, в областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов предусмотрены средства в сумме 214 441 руб. в целях предоставления муниципальным образованиям муниципальных районов и городских округов Волгоградской области в форме иных межбюджетных трансфертов на исполнение вступивших в законную силу решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Для определения единого порядка доведения и эффективного использования указанных средств муниципальными образованиями министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Волгоградской области разработан проект постановления Правительства Волгоградской области «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

После принятия данного постановления между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и органами местного самоуправления будут заключаться соглашения о перечислении иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Поэтому, истец считает, что неисполнение администрацией исполнительного документа в установленный законом срок было связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств: отсутствие свободных жилых помещений, соответствующих требованиям судебных решений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям.

Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Так, решением     Центрального районного суда города Волгограда, вступившим в законную силу, Администрация Волгограда обязана предоставить Мельниковой ФИО1. жилое помещение по договору социального найма в г. Волгограде, площадью, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи – четыре человека, то есть с учетом малолетних детей: Мельникова ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мельниковой ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мельникова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав- исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Из материалов дела усматривается, что исполнительный лист о предоставлении Мельниковой ФИО1 жилого помещения поступили на исполнение судебному приставу-исполнителю.

21.01.2013 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации Волгограда, предмет исполнения – предоставить Мельниковой ФИО1 не очереди жилое помещение.

13.02.2013 года в Администрацию Волгограда судебным приставом направлено требование об исполнении решения суда и 13.02.2013 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Волгограда за неисполнение в добровольном порядке указанного решения.

Вместе с тем лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (абзац второй п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Такие обстоятельства, как необходимость в силу закона приобретать категории лиц из числа детей-сирот жилые помещения за счет бюджетных средств на основании торгов (аукциона) в строго регламентированных процедуре и сроках, не могут быть расценены в качестве уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что постановление о возбуждении исполнительного производства должником получены, срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов установлен в 5 дней.

Должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Также он не представил доказательств отсутствия его вины в неисполнении в срок исполнительных документов, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Оценив доводы сторон с позиции указанных выше правовых норм, исходя из того, что обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, что должником предпринимались все меры для своевременного и надлежащего исполнения решения суда, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, Администрацией Волгограда не предоставлено, учитывая, что должнику отсрочки исполнения решения суда не предоставлялось, суд считает, что оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам не имеется.

Кроме того, изложенные должником обстоятельства не являются доказательствами наличия уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа, либо невозможности их исполнения вследствие непреодолимой силы в смысле, придаваемом данным понятиям нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области, Управлению службы судебных приставов по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству (взыскатель Мельникова ФИО1.).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области, Управлению службы судебных приставов по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству (взыскатель Мельникова ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 16 апреля 2013 года.

    Судья:                          С.В. Александрина

2-3204/2013 ~ М-2176/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Волгограда
Ответчики
Мельникова Валентина Николаевна
Новикова А.С.
УФССП по Волгоградской области
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгограда
Судья
Александрина Софья Валентиновна
Дело на странице суда
dser--vol.sudrf.ru
12.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2013Передача материалов судье
14.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2013Судебное заседание
19.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2013Дело оформлено
01.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее