УИД:58RS0034-01-2021-000576-49
Дело № 2-221(2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года р.п. Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Аблаева А.В.,
при секретаре Качкуркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы села Синодское (далее - МБОУ СОШ с. Синодское) о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Синодское о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению, указав, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБОУ СОШ с. Синодское были выявлены нарушения данного законодательства, а именно: на в ходе в здание МБОУ СОШ с. Синодское, здание филиала МБОУ СОШ с. Синодское в с. Каргалейка Шемышейского района Пензенской области и здание филиала МБОУ СОШ с. Синодское в с. Мачкасы Шемышейского района Пензенской области, отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, что подтверждается актом от 30.06.2021 г.
В связи с изложенным прокурор, с учетом заявления об уменьшении исковых требований, поданного в соответствии со ст.39 ГПК РФ, просит суд обязать МБОУ СОШ с. Синодское Шемышейского района Пензенской области оборудовать здания общеобразовательных учреждений, расположенных по адресу: Пензенская область, Шемышейский район, с. Синодское, ул. Школьная, д. 4 и Пензенская область, Шемышейский район, с. Мачкасы, ул. Октябрьская, д.3А, информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр.
В судебном заседании прокурор Аблаев А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика -МБОУ СОШ с. Синодское Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица-Управления образования Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. От Управления образования поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 2 Конституции РФ декларируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. (далее Закон №181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения, должны обеспечивать:1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
14 ноября 2016 г. N 798/пр утверждены «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее Свод правил), в которых отражены основные требования к зданиям и сооружения, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Указанная норма (п.8.1.6 СП 59.13330.2016) является обязательной к применению в соответствии с пунктом 43 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года № 985.
В силу положений п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено: Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования закона об обеспечения зданий школы мнемосхемами, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим нахождением в тот или иной момент в конкретном здании лица определенной категории (в данном случае инвалида по зрению). Обязанность установить данную схему возложена именно на образовательное учреждение, в данном случае на МБОУ СОШ с. Синодское.
Из материалов дела следует, что 30 июня 2021 года, помощником прокурора Шемышейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в здании МБОУ СОШ с. Синодское, в ходе которой было установлено отсутствие на здании школы и ее филиала в с.Мачкасы, в нарушение пункта 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» мнемосхемы (тактильной схемы движения).
Доказательств опровергающих доводы искового заявления, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
По смыслу законодательства РФ, целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Шемышейского района Пензенской области направлены на защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, с ограниченными физическими возможностями (инвалидов по зрению).
В судебном заседании установлен факт отсутствия мнемосхемы на здании МБОУ СОШ с. Синодское и здании ее филиала, что препятствует реализации инвалидам по зрению и иным слабовидящим гражданам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, следовательно требования прокурора Шемышейского района в интересах неопределённого круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объёме.
С учетом требований разумности суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности, в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Синодское (ОГРН 1025801090292) оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: Пензенская область, Шемышейский район, с. Синодское, ул. Школьная, д. 4 и здание филиала МБОУ СОШ с. Синодское в с. Мачкасы, расположенное по адресу: Пензенская область, Шемышейский район, с. Мачкасы, ул. Октябрьская, д. 3А, информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр, в течении шести месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Шемышейский районный суд сторонами иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Угрушева