Решение по делу № 2-1005/2016 ~ М-897/2016 от 31.03.2016

Дело № 2-1005/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,

при секретаре Стасюк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте

29 апреля 2016 г. дело по иску Белого А.В. к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о восстановлении в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера

УСТАНОВИЛ:

Белый А.В. просит признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа "Воркута", протокол ... от ..., утвержденный постановлением администрации от ... ... об исключении его из списков учета граждан на получение государственной жилищной субсидии незаконным; признать его право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на состав семьи из 1 человека; восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с даты постановки на учет ....

В обоснование иска указал, что состоял на учете для получения социальных выплат на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с .... При принятии ... решения о снятии его с учета из-за наличия ранее в собственности его бывшей супруги, а у дочери в настоящее время жилых помещений в городе ... и на территории ... общественная комиссия не учла, что не проживает совместно с дочерью, брак с супругой расторгнут в ... году, при постановке на учет не знал и не мог знать о наличии у супруги ранее, а у дочери в настоящее время в собственности жилых помещений.

Определением Воркутинского суда от 04.04.2016 к участию в деле в качестве надлежащего третьего лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (вместо Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми).

Стороны и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствии. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требований и оснований не подлежащим удовлетворению.

На основании заявления от ... Белый А.В. включен в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с составом семьи три человека, в том числе Н. (жена), К.Ю. (дочь). Одновременно он включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с датой постановки в очереди ... по категории "и" с составом семьи 3 человека.

Согласно сведениям в поквартирной карточке по состоянию на ... Белый А.В. совместно с Н., К.Ю. с ... зарегистрированы по адресу: ....

Ранее в период со ... по ..., с ... по ... Белый А.В. был зарегистрирован по адресу: ....

Там же в период с ... по ... была зарегистрирована К.Ю. а с ... по ...Н.

В заявлениях на имя главы МО ГО "Воркута" от ..., ..., ... Белый А.В. просил выделить ему государственный жилищный сертификат соответствующего года выпуска на состав семьи 3 человека.

В заявлении от ... Белый А.В. состав (количество) членов семьи не указал, однако в учетном деле имеется заявление Н. от ... о согласии ее и совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных, заявление подписано в том числе К.Ю.. К заявлению приложено свидетельство о заключении ... брака между К.А. и К.Ю. После заключения брака жене присвоена фамилия К..

Согласно свидетельству о расторжении брака на основании совместного заявления супругов брак между Белым А.В. и Н. прекращен ....

В материалах учетного дела Белого А.В. в администрации МО ГО "Воркута" имеется выписка из ЕГРПН по состоянию на ..., предоставленная Управлением Росреестра по Республике Коми, о зарегистрированном праве собственности Белого А.В. на ... квартиру, расположенную по адресу: Воркута, ..., площадью ... кв.м. Сведений о регистрации права собственности на иное недвижимое имущество выписка не содержит.

Согласно выписке из ЕГРПН в период с ... по ... Н. принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: ... площадью ... кв.м., право собственности на которую было зарегистрировано ... на основании договора, удостоверенного государственным нотариусом ... .... Право собственности прекращено ....

Н. также принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: ..., площадью ... кв.м., право собственности на которую было зарегистрировано ... на основании договора дарения квартиры от .... Право собственности прекращено ... на основании договора дарения.

К.Ю. по состоянию на ... принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: ..., площадью ... кв.м., право собственности на которую зарегистрировано ..., на основании договора купли-продажи от ....

К.Ю. принадлежит однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ... площадью ... кв.м., право собственности на которую зарегистрировано ... на основании договора дарения квартиры от ...; квартира, расположенная по адресу: ..., площадью ... кв.м, право собственности на которую зарегистрировано ... на основании договора дарения квартиры от .... Право собственности прекращено ....

Постановлением администрации МО ГО "Воркута" от ... ... утвержден протокол комиссии по жилищным вопросам от ... ..., согласно которому жилищная комиссии рекомендовала снять Белого А.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты с датой постановки на учет ... на основании п. 21 "в" Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений).

Уведомлением от ... ... Белый А.В. извещен об исключении его из очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера или нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, изначально установил условия возникновения этого права, связанные либо с отсутствием у граждан желающих выехать из районов Крайнего Севера других жилых помещений на территории РФ за пределами места их постоянного проживания либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.

К данным основаниям в частности относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п/п."в"); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам) (п/п."д").

По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

При этом необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют в т.ч. граждане, имеющие другие жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, но остающиеся при этом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ прямо предусмотрено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера. Членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Анализ Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты. При определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

Основанием к снятию Белого А.В. с учета согласно постановлению администрации МО ГО "Воркута" от ... ... явился п/п. "в" п. 21 Постановления Правительства РФ N 879: выявление в представленных Белым А.В. документах не соответствующих действительности сведений.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ в действовавшей с 01.01.1995 до 01.07.2004 редакции право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Право собственности на приобретенную квартиру в соответствии с ч. 2 статьи 223 ГК РФ возникает с момента государственной регистрации.

Часть 2 ст. 135 ГК РСФСР действовавшего до 01.01.1995 устанавливает возникновение права собственности на вещь с момента регистрации договора об отчуждении вещи, если таковой подлежит регистрации.

Частью 1 статьи 139 ГК РСФСР действовавшей до 01.01.1995 предусмотрено, что договор купли - продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.

Как выше указано Белый А.В. впервые с заявлением включить его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, обратился ... с указанием трех членов семьи. На указанную дату с ... истец состоял в зарегистрированном браке с Н.

Право собственности на квартиру по адресу: ..., площадью ... кв.м Н. приобрела на основании статей 135, 139 ГК РСФСР в период брака с Белым А.В. после регистрации договора ... в БТИ ....

Указанная квартира в ... подарена Н. ... дочери К.Ю. на основании договора дарения квартиры от ..., зарегистрированного ... в ЕГРПН.

Квартира в ... приобретена Н. в собственность ... на основании договора дарения от ... спустя чуть более шести месяцев после даты постановки истца ... на учет. Указанная квартира в ... подарена Н. дочери К.Ю. на основании договора дарения квартиры от ..., зарегистрированного ... в ЕГРПН.

Указывая Н. (супругу) в качестве члена семьи для получения социальной выплаты для приобретения жилья Белый А.В. в заявлении от ... сообщил недостоверные сведения об отсутствии у супруги квартиры в ....

Согласно сообщению администрации городского округа "Жигулевск" со ссылкой на Постановление мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 24.07.2008 №1250 "Об утверждении норм принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставления площади по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2008 году установлена в размере менее 12 кв.м общей площади жилого помещения на человека.

С учетом указанной учетной нормы, состава семьи 3 человека и площади жилого помещения квартиры в ... ... кв.м семья Белого А.В. оставалась нуждающейся в жилом помещении на ... кв.м.

Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 № 63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

С приобретением супругой Н. ... права собственности на квартиру в ... площадью ... кв.м общая площадь двух квартир за пределами районов Крайнего Севера составила ... кв.м, семья Белого А.В. перестала быть нуждающейся в жилом помещении.

Весь период с ... по ... семья Белого А.В. из трех человек нуждающейся в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера не являлась.

Не являлась семья Белого А.В. из трех человек нуждающейся в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера и после ..., так как обе квартиры в ... и ... переданы по договору дарения К.Ю. (дочери). Квартира в ... по настоящее время находится в собственности дочери.

Белый А.В. скрыл от администрации МО ГО "Воркута" факт наличия у членов его семьи Б.В. и К.Ю.. в собственности по договорам дарения двух квартир в ... и ... общей площадью ... кв.м.

Прекращение ... права собственности К.Ю.. на квартиру по адресу: ..., площадью ... кв.м не привело к нуждаемости семьи Белого А.В. из 3-х человек в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера.

В собственности К.Ю. после ... осталась квартира в ... общей площадью ... кв.м, что с учетом нормы площади жилого помещения 10 кв.м в ... на одного члена семьи не дает право семье из трех человек для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В заявлении ... уже после прекращения брачных отношений с Н. просил выделить государственный жилищный сертификат выпуска 2013 года с тем же составом семьи – три человека.

Б.В. и К.Ю. продолжали проживать после ... вместе с истцом по адресу: .... Документы в учетном деле не содержат сведений о намерении Б.В. и К.Ю. отказаться от участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

По сведениям в выданной истцу ... ООО УО "Центральное" справке Б.В. и К.Ю. значатся зарегистрированными в качестве членов семьи собственника Белого А.В.

Выписка из ЕГРПН указывает на передачу ... в собственность Белому А.В. предоставленной ... по договору найма на состав семьи из трех человек муниципальной квартиры по адресу: ... в порядке приватизации. В связи с такой передачей члены семьи собственника сохраняют пожизненное право пользования жилым помещением независимо от прекращения брачных отношений и ведения совместного хозяйства.

Приобретя по договору купли-продажи от ... квартиру по адресу: ... дочь К.Ю. с регистрационного учета с адреса: ... не снялась, что свидетельствует о ее намерении постоянно проживать по месту регистрации, быть членом семьи отца.

Ссылаясь на не проживание с бывшей супругой и дочерью по адресу: ... истец доказательств их фиктивной регистрации по указанному адресу не представил. На необходимость истребования дополнительных доказательств в связи с невозможностью их получения самостоятельно, вызова свидетелей с указанием их наименования (Ф.И.О.) и места жительства в исковом заявлении и приложенных к нему ходатайстве и заявлении истец не указал.

Белый А.В. скрыл от администрации МО ГО "Воркута" информацию о наличии у членов его семьи К.Ю. и Н. в собственности жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, общая площадь которых превышала учетную норму площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих регионах.

Только после исключения ... из очереди истец отправил ... на имя руководителя администрации МО ГО "Воркута" из ... заявление о выделении ему государственного жилищного сертификата выпуска 2017 года на состав семьи из 1 человека.

То обстоятельство, что Белый А.В. не знал о наличии у Н. в собственности квартир за пределами районов Крайнего Севера значения в данном случае для разрешения спора иметь не может. Именно гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, обязан выяснить у членов семьи такие сведения.

При обращении в администрацию МО ГО "Воркута" Белый А.В. постоянно (по 2015 года включительно) указывал в качестве членов своей семьи Н. и К.Ю. (дочь). Указывая в своих заявлениях состав семьи три человека, с учетом которых должен быть определен размер выплаты, Белый А.В. рассчитывал получить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера из расчета трех человек.

Уклоняясь от предоставления в орган местного самоуправления достоверных сведений, Белый А.В. нарушил правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Так как нуждаемость истца в улучшении жилищных условий в период после ... не подтверждается, право состоять на учете с даты первоначальной постановки на учет он утратил.

Вопрос о постановке Белого А.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации), с иным составом семьи может быть рассмотрен вновь при условии подачи такого заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.

Требования Белого А.В. о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол ... от ..., утвержденного постановлением администрации ... от ..., об исключении его из списков учета граждан на получение государственной жилищной субсидии; о признании его права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на состав семьи из 1 человека; о восстановлении его в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с даты постановки на учет ... удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Отказать Белому А.В. в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута": о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа "Воркута", протокол ... от ..., утвержденного постановлением администрации ... от ..., об исключении его из списков учета граждан на получение государственной жилищной субсидии; о признании его права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на состав семьи из 1 человека; о восстановлении его в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с даты постановки на учет ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________

Мотивированное решение изготовлено 04.05.2016.

2-1005/2016 ~ М-897/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белый Альберт Владимирович
Ответчики
Администрация
Другие
Минархстрой
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Тимофте Валерий Константинович
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
31.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2016Передача материалов судье
04.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее