Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-183/2018 (2-3508/2017;) ~ М-3830/2017 от 04.12.2017

№ 2-183/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2018 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Осколковой А.Н.,

с участием:

представителя истца адвоката Еремченко Е.П. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя ответчика Урусова Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Захаровой Н.П., действующей в интересах несовершеннолетней Захаровой Р.М. к Муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Захарова Н.П., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Захаровой Р.М. в суд с иском к Муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 37,5 кв.м.

В обоснование требований указано, что Захарова Р.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом, у нее имеется тяжелая форма хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. На основании постановления Правительства РФ №817 от 21.12.2004 истец имеет право на дополнительную жилую площадь. Распоряжением Главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Захарова Р.М. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием тяжелого заболевания.

Истец, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя адвоката Еремченко Е.П.

Представитель истца в судебном заседании требование поддержала, пояснила, что Захарова Н.П. и ее дочь Захарова Р.М. проживают в частном доме по <адрес>, который им предоставлен в фактическое владение собственником Л.. Помимо них в указанном доме проживает семья Л., имеющих также ребенка инвалида. Жилой дом имеет одну комнату. Иного жилья, ни ребенок, ни мать не имеют.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва, суть которого сводится к тому, что в настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное урегулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, требования заявлены ненадлежащему ответчику, надлежащим же является субъект Российской Федерации – Томская область в лице администрации Томской области.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствии истца.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утв. Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 к данным заболеваниям отнесено заболевание несовершеннолетней Захаровой Р.М., что подтверждено врачебными справками от ДД.ММ.ГГГГ и ОГБУЗ ...

Суду также представлена справка о том, что ДД.ММ.ГГГГ Захаровой Р.М. установлена группа инвалидности категория «Ребенок-инвалид».

Заболевание Захаровой Р.М. (...) входит в перечень, согласно которого она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с абз. 6 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Таким образом, характер заболевания Захаровой Р.М. предусматривает право на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Судом установлено, что Захарова Р.М. и ее мать Захарова Н.П. признаны малоимущими и с ДД.ММ.ГГГГ состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а Захарова Р.М. на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

Из пояснений представителя истца следует, что несовершеннолетняя Захарова Р.М. вместе с матерью проживает в жилом доме по <адрес>, который предоставлен им семьей Л. в фактическое владение. Жилой дом состоит из одной комнаты. Факт проживания Захаровой Р.М. по адресу <адрес> подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ ..., индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям ЕГРП и БТИ несовершеннолетняя Захарова Р.М. и ее мать Захарова Н.П. в собственности жилых помещений не имеют.

При таких обстоятельствах суд считает требование истца о предоставлении Захаровой Р.М. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в целом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» правом на дополнительную площадь обладают лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.

Из ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», вступившего в законную силу и подлежащего применению с 11.02.2016, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

При таких обстоятельствах, суд при определении общей площади предоставляемого истцу жилого помещения исходит из нормы предоставления 25 км.в., а также права Захаровой Р.М. на дополнительную жилую площадь.

Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд определяет размер площади жилого помещения в размере заявленной 37,5 кв.м.

В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14, части 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1563-О-О, согласно которой содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ условие о предоставлении отдельной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу статьи 39 Устава города Томска обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на Администрацию г. Томска.

На основании изложенного, суд полагает, что муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Руководствуясь, ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Захаровой Н.П., действующей в интересах несовершеннолетней Захаровой Р.М. к Муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить Захаровой Р.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 37,5 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

2-183/2018 (2-3508/2017;) ~ М-3830/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарова Наталья Павловна
Информация скрыта
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г. Томска
Администрация г. Томска
Другие
Еремченко Елена Петровна
Урусов Денис Борисович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
04.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2017Подготовка дела (собеседование)
19.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
09.01.2018Подготовка дела (собеседование)
09.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2018Дело оформлено
31.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее