Решение по делу № 2-1414/2021 ~ М-837/2021 от 29.06.2021

г. Луга 24 августа 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-1414/2021

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.,

при секретаре Купцовой И.В.,

с участием прокурора Рагимова К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечения охраны учебного заведения,

У С Т А Н О В И Л:

Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с исковым заявлением об обязании администрации Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить охрану образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал: в ходе проведения проверки исполнения законодательства при обеспечении безопасных условий обучения установлено, что в МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» 09.10.2019 проведено категорирование объекта (территории), по результатам которого утвержден и согласован Паспорт безопасности объекта (территории), согласно которому образовательной организации присвоена третья категория опасности. Вместе с тем, в МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» в нарушение Требований к антитеррористической защищенности образовательных организаций не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа», где обучаются и воспитываются несовершеннолетние, не в полном объеме приняты меры, направленные на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, что создает угрозу для безопасного пребывания граждан в указанном учреждении.

Прокурор в обоснование заявленных требований ссылается на ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также на ст.ст.2,3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункты 24,25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Рагимов К.Г. поддерживает заявленные исковые требования по указанным основаниям.

Ответчик МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа», надлежаще уведомленное о месте и времени слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве на иск указало о несогласии с иском прокурора в связи с запланированным в 2022 году оснащением учреждения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ. Считает, наличия данной системы достаточно для обеспечения антитеррористической защищенности учреждения.

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве на иск указала об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на данные цели.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит исковые требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ч. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу ч.1 ст. 9, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5).

Статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3).

В силу п.п.6.1 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 того же закона, в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Закона) одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Статья 5 Закона устанавливает: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3).

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п.3.1).

Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений (далее – Требования).

Согласно п. 1 Требований, они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

В соответствии с п. 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п.17 Требований).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).

Как следует из п.20 Требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Согласно п.25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п.п. б).

В ходе рассмотрения дела установлено:

В отношении МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Мшинская, ул. Пролетарская, д.16, комиссией по обследованию и категорированию объекта составлен акт обследования и категорирования, в котором данное образовательное учреждение отнесено к третьей категории опасности. Указано о наличии физической охраны: обеспечена круглосуточная охрана силами трех сторожей, штатные сотрудники. Количество постов охраны: 1 пост. Рекомендовано принять первоочередные неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков, в том числе совершенствовать систему охраны объекта, исключающую проникновение посторонних лиц с целью совершения террористического акта. Акт категорирования составлен и подписан 09.10.2019 года.

Отсутствие в образовательном учреждении охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, является существенным нарушением, затрагивающим права неопределенного круга лиц, которые обучаются или могут находиться в данном учебном заведении, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно Уставу МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа», утвержденному администрацией Лужского муниципального района 09.02.2018, школа является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества школы является администрация Лужского муниципального района (п.п. 1.5, 1.9 Устава).

Из изложенного следует, что обязанность по содержанию здания школы и созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях возложена на органы местного самоуправления муниципального района, к которым относится администрация Лужского муниципального района.

Поскольку школа является самостоятельным юридическим лицом, на которое возложены обязанности соблюдения требований законодательства, суд полагает, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на обоих ответчиков.

На администрацию Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность выделить денежные средства для выполнения указанных мероприятий.

При этом суд находит, возражения представителя образовательной организации не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют требованиям законодательства.

Суд находит необходимым установить срок для исполнения данных обязанностей согласно ст. 206 ГПК РФ шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, для финансирования указанных мероприятий – четыре месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.

Обязать МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить охрану МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию Лужского муниципального района произвести финансирование указанных мероприятий в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 31.08.2021.

47RS0012-01-2021-001490-09

2-1414/2021 ~ М-837/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
Администрация Лужского муниципального района
МОУ "Мшинская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Михайлов Вячеслав Владимирович
Дело на сайте суда
lugasud--lo.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
05.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Подготовка дела (собеседование)
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее