Судья: Швед А.Ю. Дело № 33-2692/17
Апелляционное определение«31» января 2017 года г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
и судей Диденко И.А., Пегушина В.Г.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Лесных Е.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >1 на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района и муниципальное унитарное предприятие (МУП) г. Лабинска «Тепловые сети» обратились в горсуд с иском к < Ф.И.О. >24, < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >23, < Ф.И.О. >9,< Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >21, < Ф.И.О. >20, < Ф.И.О. >19, < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >17, < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >12 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения в квартирах, расположенных в многоквартирном жилом доме по <...>. Указано, что по запросу администрации Лабинского городского поселения, руководство МУП г. Лабинска «Тепловые сети» предоставило списки лиц, самовольно демонтировавших приборы отопления и незаконно установивших автономное газовое отопление. Администрацией ответчикам были разосланы уведомления о приведении жилых помещений в прежнее состояние следующим собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <...> которые незаконно эксплуатируют установленные газовые приборы. Срок исполнения был установлен до <...>, однако собственники жилых помещений его не исполнили, сообщений о принятие каких-либо действий не представили.
Ответчиками было самостоятельно произведено отключение от централизованной системы отопления и самовольно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование. Данное переустройство ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления, поэтому просили суд обязать ответчиков подключить принадлежащие им на праве собственности квартир к централизованной системе отопления, действующей в многоквартирном доме, признав их действия по отключению квартиры от централизованной системы отопления – незаконными и обязать не чинить препятствий для проведения работ по подключению незаконно отключенных отопительных приборов. Признать дополнительно установленное внутридомовое газоиспользующее оборудование, незаконно установленным и обязать не чинить препятствий для проведения работ по отключению самовольно установленного дополнительного газового оборудования. Привести в прежнее до переустройства состояние системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования. Взыскать расходы по уплате госпошлины в размере <...> солидарно с ответчиков в пользу МУП г. Лабинска «Тепловые сети».
Обжалуемым решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2016 года исковые требования полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >3 указывает на незаконность решения Лабинского городского суда и просит его отменить.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 просит отменить обжалуемое решение, вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В своих отзывах на апелляционную жалобу < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >21, < Ф.И.О. >20, < Ф.И.О. >19, < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >12, < Ф.И.О. >22, < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >24, < Ф.И.О. >1, указывают, что с доводами апелляционной жалобы согласны и просят отменить решение горсуда.
В возражении на апелляционные жалобы представитель МУП «Тепловые сети», по доверенности < Ф.И.О. >13, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В возражении на апелляционные жалобы исполнительный директор АО «Лабинскрайгаз» < Ф.И.О. >14 просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения, полагая, что решение горсуда законно и обоснованно.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Лабинского ГО ВДПО, по доверенности < Ф.И.О. >15, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу представитель администрации Лабинского городского поселения, по доверенности < Ф.И.О. >16, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение < Ф.И.О. >1, поддержавшей доводы своей жалобы; мнение представителя АМО г. Лабинска, считающего решение горсуда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения горсуда по доводам жалоб не имеется.
Как установлено материалами дела, ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>: < Ф.И.О. >24 - квартира <...>; < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >23 - квартира <...>; < Ф.И.О. >22 - квартира <...>; < Ф.И.О. >4 - квартира <...>; < Ф.И.О. >21 – квартира <...>; < Ф.И.О. >20 – квартира <...>; < Ф.И.О. >17, < Ф.И.О. >1 - квартира <...>; < Ф.И.О. >12 – квартира <...>; < Ф.И.О. >10 – квартира <...>; < Ф.И.О. >19 - квартира <...>; < Ф.И.О. >18 - квартира <...>.
Ответчиками самостоятельно произведено отключение от централизованной системы отопления и самовольно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование. Данное переустройство ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения <...>, согласно постановления главы Лабинского городского поселения Лабинского района от <...> <...>).
Часть 1 ст. 25 ЖК РФ устанавливает, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст. 290 ГК предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из справки АО «Лабинскрайгаз» от <...> <...>, согласно типового проекта, разработанного «Центральным институтом типового проектирования Госстроя СССР Минский филиал», газификация многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, произведена Лабинским хозрасчетным участком Майкопского ССМУ в <...>. Установка какого-либо дополнительного газового оборудования типовым проектом не предусмотрена. Согласно актам приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от <...> в многоквартирном жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу, установлены газовые плиты двухконфорные – <...> четырехконфорные - <...>
Данные обстоятельства также подтверждаются строительным паспортом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>; актом приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, представленными в материалы дела.
Согласно п. 1.7.1. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением < Ф.И.О. >2 от <...>, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма) (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. №170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п. 7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г.№780, и введенных в действие с 20.05.2011г., возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и другим нормам, регламентирующим вопросы переоборудования жилого помещения. У ответчиков по делу нет разрешения на переустройство принадлежащих им квартир.
Порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 ГК РФ. Так, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Выполненное переустройство газового и отопительного оборудования ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, согласно постановления главы Лабинского городского поселения Лабинского района от <...> <...>).
Самовольное переустройство внутридомового газового оборудования, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на газовых сетях и приводит к разбалансировке внутридомовых инженерных сетей, что влечет за собой негативные последствия, связанные с разрушениями и гибелью людей.
Газ - источник повышенной опасности, а несчастные случаи случаются из-за самовольной установки газоиспользующего оборудования, неисправности газового оборудования, нарушения правил безопасного пользования газом.
Право на отключение подачи газа, в данном случае, предусмотрено п. 20 Приказа Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 года № 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении: - самовольной газификации или переустройства внутридомового газового оборудования; - перепланировки помещений, ведущей к нарушению работы внутридомового газового оборудования; -необходимости замены не подлежащего ремонту бытового газоиспользующего оборудования; -неустранимых в процессе технического обслуживания утечек газа из бытового газоиспользующего оборудования.
В соответствии с п. 77 главы VIII Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в случае поступления информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа, или несчастного случая, Исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления.
На основании подпункта «в» пункта 35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе самовольно демонтировать, или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный, или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25), собственник жилого помещения обязан за свой счет поддерживать данное помещение (включая внутриквартирное санитарно-техническое и иное оборудование) в надлежащем состоянии.
Самовольное отключение потребителем от тепловой энергии от централизованного теплоснабжения без согласования, влечет за собой нарушение режимов теплоснабжения и, как следствие, приводит к увеличению себестоимости отпускаемой тепловой энергии ввиду снижения рентабельности.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в данном многоквартирном доме отключились не все потребители, а лишь частично, в связи с чем, на оставшиеся квартиры, реализация тепловой энергии производится ниже потерь тепловой энергии в проложенных тепловых сетях и внутридомовых системах отопления и горячего водоснабжения. Это ведет к значительным перерасходам топлива, воды и электрической энергии, нарушению гидравлического и температурных режимов тепловых сетей и снижению эффективности работы оборудования котельных.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование, или перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленных на них оборудования не допускается, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов, должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов (п.п. 5.2.1).
Пунктом 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами, или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пунктов 5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первыхзапорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также, другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Будучи предназначенными для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, элементы внутридомовой системы отопления подлежат отнесению к составу общего имущества в многоквартирном жилом доме (ст. 36 ЖК РФ).
В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома, происходит ее (системы) уменьшение, а, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома и на основании общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме (ч.3 ст.36 ЖК РФ).
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного закона, указанная норма вступила в силу с 01.01.2011 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 16.04.2012 года, утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. Пунктом 44 Правил, предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также, при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Поскольку система отопления здания является единым целым, в данном случае, должен быть выполнен проект реконструкции системы отопления всего здания в целом, который должен быть согласован в установленном порядке с органом местного самоуправления. Замена системы отопления в данном случае, нарушает проект жилого дома, т.к. проектной документацией не предусмотрено устройство отопительной системы указанного типа, что ведет к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Таким образом, с технической точки зрения, отказ от централизованной системы отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, такие действия являются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется главой 4 ЖК РФ, и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления, т.е. требуют получения проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.д.).
Демонтаж системы отопления не может быть произведен собственником помещения в многоквартирном доме произвольно. Выполнение таких работ относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, являются самовольными.
В соответствии с п. 1.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Таким образом, собственник, или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме, не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, без разрешительных документов.
Доводы ответчиков о том, что демонтаж отопительных приборов (радиаторов) в квартирах ответчиков и отключение их квартир от системы централизованного отопления, не повлияло на работоспособность центрального отопления и обеспечения теплоснабжением жилого дома в целом, не повлияло на газоснабжение и, что демонтаж радиаторов не требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку из строительного паспорта многоквартирного жилого дома, усматривается, что вид отопления и газоснабжения в указанном жилом доме и, в частности, в квартирах ответчиков - централизованный, а не индивидуальный квартирный, основанный на индивидуальных источниках энергии, в связи с чем, отказ от централизованного отопления в многоквартирном доме, представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
При установке в жилом помещении отопительного оборудования, его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.
Переустройство помещения, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии (статья 28 ЖК РФ).
Установленные ответчиками в своих квартирах теплогенераторы, работают с использованием газа, что увеличивает технологическую нагрузку на общедомовую газораспределительную сеть, которая осталась неизменной с момента ввода дома в эксплуатацию и требуют реконструкции.
Кроме того, п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307), потребителю запрещается использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого, осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов.
В результате незаконных действий ответчиков, происходит разрегулировка тепловых сетей и внутридомовых инженерных систем, нарушение гидравлики, неправильное распределение тепла, перегрев или недогрев соседних квартир.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме, приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого, при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах, увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7), применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире.
Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (статьи 30 и 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации), не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенные факты, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, в таком случае, соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого, необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе, проектных.
В соответствии с СП 41-108-2004, забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания, запрещается.
Установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку в материалах дела доказательств, с достоверностью подтверждающих реальную возможность устранения нарушения прав истцов и третьих лиц иным способом, помимо демонтажа индивидуального квартирного источника тепловой энергии и приведении квартир в прежнее состояние нет, то требования истцов подлежат полному удовлетворению.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, видно, что действия ответчиков по отключению квартир от центрального отопления является незаконными, нарушающими права и интересы истцов и проживающих в данном доме лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.3 ст. 29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с п.5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа, при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований МУП г. Лабинска «Тепловые сети», касаемо судебных расходов, поскольку в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Все вышеуказанные доводы и обстоятельства касаются и доводов изложенных в жалобе ответчицы < Ф.И.О. >1, поскольку ею фактически не было получено письменное согласие административного органа власти на производство переоборудования своего жилого помещения, а также не было согласовано это же со всеми собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Таким образом, решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2016 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы < Ф.И.О. >3, < Ф.И.О. >1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: