Судья: Буянтуева Т.В. Дело <данные изъяты>а-9534/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Курлаевой И.В., Балабан К.Ю.,
при секретаре – помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 мая 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному иску Степановой Е. С. к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным отказа в признании малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения Степановой Е.С.,
установила:
Степанова Е.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным отказа в признании малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивировала тем, что <данные изъяты> она обратилась в Администрацию городского округа <данные изъяты> с письменным заявлением о признании ее совместно с дочерью Степановой А.А. малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставить на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. К поданному ею заявлению прилагались необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 10 Раздела II Регламента предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА. Постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА было отказано в признании административного истца и ее дочери малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях принятия их на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое было отменено решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>. Указанным решением суда на Администрацию городского округа <данные изъяты> была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о признании административного истца и ее дочери малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить их на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. <данные изъяты> Степанова Е.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о повторном рассмотрении заявления от <данные изъяты>, приложив решение суда от <данные изъяты>. Однако, административным ответчиком повторно было отказано в признании административного истца и ее дочери малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях принятия их на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование отказа указывалось на представление административным истцом не полного комплекта документов, а именно не представлены документы, подтверждающие доходы Степановой Е.С. и члена её семьи Степановой А.А. за расчетный период (12 месяцев), предшествующий месяцу, в котором подано заявление о признании малоимущими (май 2017 года – апрель 2018 года). Степановой Е.С. с целью подтверждения доходов были предоставлены справки: из ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты>, из Центра занятости населения городского округа Балашиха и Реутов, из ГБОУ <данные изъяты>, из ФГБОУ высшего образования «Московский политехнический университет».
Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Балашиха просит об отмене данного решения как постановленного без учета фактических обстоятельств дела, с нарушениями норм материального права.
Заслушав объяснения административного истца – Степановой Е.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 7 указанного выше Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от <данные изъяты>
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе иного, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими
в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Из материалов дела следует, что Степанова Е.С. <данные изъяты> обратилась в Администрацию городского округа <данные изъяты> с письменным заявлением, в котором просила признать ее совместно с дочерью Степановой А.А. малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставить на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий; к заявлению прилагались документы согласно перечню, установленному Регламентом предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА.
Решением Комиссии по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Администрации городского округа <данные изъяты> (далее – Комиссия), утвержденным постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА, административному истцу было отказано в признании ее совместно с дочерью малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях принятия их на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отказ в виде постановления от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА Администрации городского округа <данные изъяты> о признании административного истца и ее дочери малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий и с последующей поставкой на учет в качестве малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, был признан незаконным. На Администрацию городского округа <данные изъяты> была возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление и принять решение по существу заявления Степановой Е.С. без затребования решения о том, что Сегова О.М. с дочерью Сеговой В.А. являются не членами семьи Степановой Е.С., затребования дополнительных документов на семью Сеговой О.М. В удовлетворении требований о признании Степановой Е.С. и ее дочери Степановой А.А. малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующей поставкой на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было октазано.
<данные изъяты> Степанова Е.С. обратилась в Администрацию городского округа <данные изъяты> с письменным заявлением, в котором просила повторно рассмотреть ее заявление от <данные изъяты> о признании ее совместно с дочерью Степановой А.А. малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставить на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению решение суда от <данные изъяты>.
Решением Комиссии, утвержденным постановлением администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА, Степановой Е.С. отказано в признании ее совместно с дочерью малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях принятия их на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием к отказу было указано на представление неполного комплекта документов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о признании административного истца совместно с дочерью Степановой А.А. малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставке на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий прилагались документы в полном объеме согласно перечню, установленному Регламентом предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА. Также исходил из того, что при первоначальном отказе Администрация городского округа <данные изъяты> не ссылалась на такое основание к отказу как не предоставление документов, подтверждающих доходы административного истца и ее дочери.
Указанные выводы суда носят ошибочный характер, они постановлены без учета всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого административного дела.
Согласно п.п. 1 и 2 раздела II Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА (далее – Регламент), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что предоставление муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» осуществляется Администрацией городского округа Балашиха в лице комитета по жилищным вопросам Администрации городского округа Балашиха.
Пунктом 5 названного раздела определено, что результатами предоставления муниципальной услуги являются: признание заявителя (и членов его семьи) малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; либо отказ в признании заявителя (и членов его семьи) малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 8 этого же раздела решение о признании заявителя (и членов его семьи) малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, или об отказе в признании заявителя (и членов его семьи) малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается не позднее 30 дней с момента регистрации заявления и документов от заявителя.
Пунктом 10 раздела II Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами <данные изъяты> и муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, к числу которых относятся документы, подтверждающие доходы членов семьи гражданина.
Согласно п. 13 раздела II Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие у заявителя соответствующих полномочий на сдачу документов для получения муниципальной услуги; предоставление заявителем неполных сведений; предоставление заявителем недостоверных сведений; сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего заявителя выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества.
В соответствии с положениями ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее – <данные изъяты>). 1. Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории <данные изъяты>, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества (ч. 1 Закона).
2. Гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
С заявлением должны быть представлены документы, указанные в статье 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. <данные изъяты> гражданин представляет документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи.
В силу ст. <данные изъяты> документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи, не относятся к числу документов, самостоятельно запрашиваемых органом местного самоуправления.
Таким образом, документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи за расчетный период, которым в соответствии со ст. <данные изъяты> является период времени, равный 12 месяцам, предшествующий месяцу, в котором гражданином подано заявление, предоставляются гражданином самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. <данные изъяты> определение размера дохода гражданина, среднедушевого дохода семьи производится органом местного самоуправления на основании документов, указанных в статьях 5, 6 настоящего Закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. <данные изъяты> не представление документов в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, является основанием для отказа в признании гражданина малоимущим.
С учетом даты первичного обращения административного истца с заявлением (<данные изъяты>) и приведенными выше положениями <данные изъяты> Степановой Е.С. было необходимо представить документы, подтверждающие доходы ее и членов ее семьи за период май, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь – апрель 2018 года.
Из материалов дела следует, что Степановой Е.С. в подтверждение доходов за расчетный период были представлены справки о доходах, выданные Центром занятости населения городских округов Балашиха и Реутов, подтверждающие получение административным истцом дохода за: март – октябрь 2017 года, январь – март 2018 года.
Между тем, документы, подтверждающие доход административного истца за ноябрь-декабрь 2017 года и апрель 2018 года Степановой Е.С. представлены не были.
При этом, в период ноябрь-декабрь 2017 года Степанова Е.С. имела доход от деятельности по оказанию услуг третьему лицу в оформлении документов, что подтверждается представленными Степановой Е.В. в заседании судебной коллегии расписками. Размер полученного дохода составил 15 000,00 руб.
При этом, документы, подтверждающие получение указанного дохода, административным истцом в Администрацию городского округа <данные изъяты> представлены не были. Указанные обстоятельства апеллянтом не оспаривались в ходе судебного заседания судебной коллегии.
Таким образом, Степановой Е.С. не были представлены документы, подтверждающие ее доход за расчетный период, в полном объеме.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При этом суд проверяет законность оспариваемых решений, действий (бездействия) на момент их совершения, издания, принятия.
Принимая решения об отказе в признании Степановой Е.С. и ее дочери малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, административный ответчик действовал в соответствии с требованиями жилищного законодательства, законодательства субъекта РФ, регламентирующего порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом, административный ответчик правомерно указал такое основание к отказу как представление неполного комплекта документов, поскольку Степанова Е.С. обратилась с заявлением о повторном рассмотрении ранее поданного заявления.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного Степановой Е.С. административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Степановой Е. С. к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным отказа в признании малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать.
Председательствующий
Судьи