Дело № 2-6788/22-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Черняевой И.В.,
при секретаре Бутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Старковой С. В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность,
установил :
Старкова С.В. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка врайоне кадастрового квартала <данные изъяты>, приложив схему расположения участка, на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку ее семья является многодетной, имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, и мотивировав его тем, что указанный участок находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, индивидуальное жилищное строительство в этой зоне не предусмотрено. Истец считает такой отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка незаконным, противоречащим положениям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и впорядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с ч.9 ст.4 (ранее на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка — ч.5 ст.4) Закона РК «О предоставлении многодетным семьям земельных участков» основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных п.4 ст.28 ЗК РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено. Заявлены требования: признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Старковой С. В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе <данные изъяты> километра <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, в соответствии с приложенной к заявлению Старковой С.В. схемой расположения земельного участка: обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Старковой С.В. бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в районе <данные изъяты> километра <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Старковой С.В. и утвержденной Администрацией схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании истица и ее представитель Казаков С.А. на требованиях настаивали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражала, в том числе указывая на то, земельный участок, который просит предоставить ей истица, расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки), где запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории. Также указала, что в процессе утверждения схем расположения земельных участков в указанном истицей районе выяснилось, что максимальное количество земельных участков в районе <данные изъяты> километра <адрес> составляет 9 штук, 7 земельных участков по 0,15 га., 2 земельных участка по 0,09 га. С учетом уже принятых судебных решений о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков, возможно предоставление только двух земельных участков в указанном районе. Однако в Петрозаводском городском суде в производстве находятся 4 дела по искам о предоставлении земельного участка в указанном районе. Просила в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Старкова С.В. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты> километра <адрес>, приложив схему расположения участка.
Многодетная семья истицы ДД.ММ.ГГГГ была признана Администрацией Петрозаводского городского округа соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, что подтверждается письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Между тем, в выделении земельного участка истице было отказано со ссылкой на ч.9 ст. 15 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в связи с отсутствием утверждённой документации по планировке территории.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (далее также - Закон Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков) и Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012 года №29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним».
В соответствии с Порядком рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012 года №29-П, земельный участок предоставляется в собственность многодетной семье на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного одним из родителей (супругов), в орган исполнительной власти Республики Карелия или орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 ЗК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - уполномоченный орган). При этом заявитель вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Аналогичная норма введена в ч.2 ст.4. Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков Законом Республики Карелия от 08.06.2012 №1600-ЗРК «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».
Испрашиваемый Старковой С.В. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска, вступившими в законную силу 08.04.2010 г., расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). То есть участок испрошен истицей в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории.
Разработка и принятие правил землепользования и застройки предусмотрена нормами Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Вопросы территориального планирования и застройки городских округов отнесены действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство отнесены законом к вопросам местного значения муниципального образования (п.п.5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
При этом согласно ч.8 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Согласно ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.
С учетом требований приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы подготовки документации по планировке территории, следует, что отсутствие проекта планировки района не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Более того, в соответствии с п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. То есть отказ в предоставлении земельных участков возможен не ранее 31.12.2012 года при условии отсутствия правил землепользования и застройки. Однако такие правила в Петрозаводском городском округе уже утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участков со ссылкой на указанные нормы.
Кроме того, ссылка ответчика на ч.9 ст. 15 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска, согласно которой в границах территориальной зоны перспективной застройки Жип запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) и формирование земельных участков указанной территориальной зоны возможно только для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть признана обоснованной, так как Градостроительный и Земельный кодексы РФ подобного запрета не содержат. Напротив, ч.8.1 ст. 45 ГрК РФ указывает, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Также судом принимается во внимание, что в соответствии с ч.9 ст.4 (ранее на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка - ч.5 ст.4) Закона РК «О предоставлении многодетным семьям земельных участков» основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных п.4 ст.28 ЗК РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении Старковой С.В. земельного участка является незаконным, в связи с чем требования истицы суд считает обоснованными.
Доводы стороны ответчика о том, что в настоящее время ввиду принятых судебных решений о предоставлении земельных участков многодетным семьям в испрашиваемом районе, земельных участков осталось только два, в то время как исков в Петрозаводском городском суде о предоставлении земельных участков на рассмотрении находится 4, суд не может принять во внимание как основания к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку объективных доказательств невозможности предоставления земельного участка Старковой С.В. в указанном районе суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье Старковой С.В.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Старковой С. В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе <данные изъяты> километра <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, в соответствии с приложенной к заявлению Старковой С.В. схемой расположения земельного участка.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Старковой С. В. (в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в районе <данные изъяты> километра <адрес>, в кадастровом квартале <данные изъяты>, в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Старковой С. В. и утвержденной Администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Черняева
В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 16 октября 2012г.