К делу № 2-1321-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тимашевск 01 октября 2012 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Балашовой Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района
Корнеевой В.А.,
при секретаре Бойко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Тимашевского городского поселения в части не обеспечения выполнения обязательств по организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов и об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Тимашевского городского поселения в части не обеспечения выполнения обязательств по организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов и об устранении нарушений. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района была проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности по организации автостоянок на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установлено, что отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД по Тимашевскому району в адрес главы Тимашевского городского поселения 13.04.2012 года внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в части организации мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов у объектов притяжения населения, принадлежащих на праве муниципальной собственности Тимашевского городского поселения. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени требования об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о защите прав инвалидов не устранены в полном объеме. На следующих объектах до настоящего времени не определены обязательные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов: по ул. Пионерской от пересечения с ул. Дружбы до дома № 90 по четной стороне на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Дружбы от ул. Пионерской до ул. Ковалева по четной стороне на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Ленина напротив дома № 146 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Пролетарской от дома № 2 «А» до пересечения с ул. Братьев Степановых на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Братьев Степановых напротив дома № 34 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. 70 Лет Октября напротив поликлиники на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Шияна от ул. Красной до ул. Пролетарской на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Ленина от пересечения с ул. Братской до ул. Комарова на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Братской напротив дома № 123 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. В соответствии с Законом Краснодарского края от 13.11.2006 г. № 1114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Тимашевский район, в состав которого они входят» автомобильные дороги, находящиеся на территории Тимашевского городского поселения, переданы в муниципальную собственность сельского поселения. Таким образом, автомобильные дороги являются муниципальной собственностью Тимашевского городского поселения, в связи с чем, на сельское поселение законом возложены обязанности по самостоятельному решению вопросов соблюдения законодательства об организации дорожного движения. В связи с этим, прокурор вынужден обратится в суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Корнеева В.А. поддержала заявленные требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Тимашевского городского поселения в части не обеспечения выполнения обязательств по организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов, а также обязать администрацию Тимашевского городского поселения устранить в полном объеме нарушения законодательства и организовать места для стоянки специального автотранспорта инвалидов на следующих автомобильных стоянках: по ул. Пионерской от пересечения с ул. Дружбы до дома № 90 по четной стороне на стоянке автотранспортных средств; по ул. Дружбы от ул. Пионерской до ул. Ковалева по четной стороне на стоянке автотранспортных средств; по ул. Ленина напротив дома № 146 на стоянке автотранспортных средств; по ул. Пролетарской от дома № 2 «А» до пересечения с ул. Братьев Степановых на стоянке автотранспортных средств; по ул. Братьев Степановых напротив дома № 34 на стоянке автотранспортных средств; по ул. 70 Лет Октября напротив поликлиники на стоянке автотранспортных средств; по ул. Шияна от ул. Красной до ул. Пролетарской на стоянке, автотранспортных средств; по ул. Ленина от пересечения с ул. Братской до ул. Комарова на стоянке автотранспортных средств; по ул. Братской напротив дома № 123 на стоянке автотранспортных.
Представители администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района Мороз О.А., Ивашкин Д.Д. и Брездень О.П. в судебном заседании возражали против заявленных требований. При этом пояснили, что автомобильные дороги общего пользования в границах Тимашевского городского поселения Тимашевского района являются муниципальной собственностью поселения и включены в реестр муниципальной собственности поселения. На указанные цели в бюджете Тимашевского городского поселения Тимашевского района предусматриваются денежные средства. В 2012 году ведомственной целевой программой «Безопасность дорожного движения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района на 2012 год», утвержденной постановлением администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 22.11.2011 г. № 491 (в редакции от 29.08.2012 г. № 491) на выполнение работ по нанесению дорожной разметки предусмотрено 3700,0 тыс. руб. На указанные цели в 2012 году освоено 2200,0 тыс. руб. в рамках муниципального контракта на выполнение работ от 16.04.2012 г. № 0318300059012000022-0053218-01. Кроме того, 25 сентября 2012 года состоялось подведение итогов аукциона на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, по результатам которого 08.10.2012 будет заключен муниципальный контракт с ООО «Дородная Группа «Стандарт» на сумму 1057,5 тыс. руб. сроком до 30.10.2012 года. С целью выполнения работ по установке, замене и обслуживанию дорожных знаков администрацией с ООО «Кубаньдорсигнал» заключен договор от 04.06.2012 г. № 104 на сумму 76,0 тыс. руб. Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Администрацией же, напротив, предприняты необходимые меры для исполнения обязанности по осуществлению организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов, а именно: при составлении проектов местного бюджета на 2012 год предусмотрены необходимые денежные средства на указанные цели; утверждена ведомственная целевая программа; заключены муниципальные контракты и договоры. Соответственно, бездействие, то есть отсутствие каких-либо усилий как вообще, так и в достаточной мере, направленных на решение данного вопроса, со стороны администрации отсутствует. При отсутствии факта бездействия заявление прокурора необоснованно уже в силу беспредметности дела. Просили в удовлетворении заявления прокурора Тимашевского района в признании незаконным бездействия администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района в части не обеспечения выполнения обязательств по организации обязательных мест па стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов - отказать.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Тимашевскому району в зал судебного заседания не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просили.
Суд, с других участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГИБДД ОМВД России по Тимашевскому району.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из актов от 12 апреля 2012 года, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Тимашевскому району на территории Тимашевского городского поселения были выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: по ул. Книги по нечетной стороне от детского сада до ул. Мельничной на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.3 и дорожный знак 6.4 и 8.17); по ул. Мельничной напротив дома № 25 магазин «Магнит» на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Пионерской от пересечения с ул. Дружбы до дома № 90 по четной стороне на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Пионерской от пересечения с улицей Дружбы до дома № 99 по четной стороне на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Дружбы от ул. Пионерской до ул. Ковалева по четной стороне на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Ленина напротив дома № 146 СОШ № 1 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Ленина от дома № 148 до пересечения с ул. Братской на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. 50 лет Октября от пересечения с ул. Ленина до дома № 189 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.3, дорожные знаки 6.4 и 8.17); по ул. Пролетарской от дома № 2А до пересечения с ул. Бр. Степановых на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Бр. Степановых напротив дома № 34 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Пролетарской напротив дома № 83 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Пролетарской от дома № 135 до дома № 149, от дома № 153 до дома № 157, от дома № 158 до дома № 162 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. 70 лет Октября напротив поликлиники на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Шияна от ул. Красной до ул. Пролетарской на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Ленина от пересечения с ул. Братской до ул. Комарова на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.3, дорожные знаки 6.4 и 8.17); по ул. Братской напротив дома № 123 ЦРБ на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Братской от примыкания с ул. Узкой до ул. Ленина, от ул. Ленина до ул. Красной на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; по ул. Братской от пересечения с ул. Красной до пересечения с ул. Пролетарской на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (количество мест менее 10 % от общего количества); по ул. Пионерской напротив дома № 177 на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; на пер. Советском от пересечения с ул. Ленина до ул. Красной на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; на пересечении ул. Красной и ул. 50 лет Октября на стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Согласно представления ОГИБДД ОМВД России по Тимашевскому району от 13 апреля 2012 года, в целях устранения допущенных нарушений закона, глава администрации Тимашевского городского поселения обязан принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона и недопущению их впредь, а также причин и условий им сопутствующих, привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим трудовым законодательством сотрудника ответственного за данное направление деятельности администрации поселения.
Однако, судом установлено, что выявленные нарушения администрацией Тимашевского городского поселения до настоящего времени в полном объеме не устранены.
Так, на стоянках автотранспортных средств: по ул. Шияна от ул. Красной до ул. Пролетарской, а также по ул. Ленина напротив дома № 146 не выделены обязательные места для стоянки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Между тем, на остальных стоянках автотранспортных средств, указанных прокурором, выявленные нарушения администрацией Тимашевского городского поселения устранены в полном объеме, что подтверждается представленными суду фотографиями. При этом, по ул. Пролетарской от дома № 2 «А» до пересечения с ул. Братьев Степановых стоянка автотранспортных средств запрещена.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Закон Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации и устанавливает ответственность за их нарушение в Краснодарском крае.
Как следует из ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения; объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли и другие.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 13.11.2006 N 1114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят" автомобильные дороги, находящиеся на территории Тимашевского городского поселения, переданы в муниципальную собственность поселения.
Таким образом, автомобильные дороги являются муниципальной собственностью Тимашевского городского поселения, в связи с чем, на поселение законом возложены обязанности по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что автомобильные дороги общего пользования в границах Тимашевского городского поселения Тимашевского района включены в реестр муниципальной собственности поселения. Для решения вопросов обеспечения безопасности дорожного движения в бюджете Тимашевского городского поселения Тимашевского района предусматриваются денежные средства. В 2012 году ведомственной целевой программой «Безопасность дорожного движения на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района на 2012 год», утвержденной постановлением администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 22.11.2011 г. № 491 (в редакции от 29.08.2012 г. № 491) на выполнение работ по нанесению дорожной разметки также предусмотрены денежные средства. Кроме того, администрацией Тимашевского городского поселения в настоящее время заключены контракты и договоры на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на сети автомобильных дорог общего пользования на территории Тимашевского городского поселения, а также по выполнению работ по установке, замене и обслуживанию дорожных знаков.
При таких обстоятельствах суд не может признать, что администрация Тимашевского городского поселения бездействует в этом направлении, поскольку администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения обязанности по осуществлению организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований так и возражений.
Учитывая изложенное, и, оценивая представленные стороной заявителя доказательства, в силу требований ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Тимашевского городского поселения в части не обеспечения выполнения обязательств по организации обязательных мест на стоянках автотранспорта для парковки специальных автомобильных средств инвалидов и об устранении нарушений – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Тимашевского городского поселения Тимашевского района устранить в полном объеме нарушения законодательства и организовать места для стоянки специального автотранспорта инвалидов на автомобильных стоянках, расположенных по ул. Шияна от ул. Красной до ул. Пролетарской, а также по ул. Ленина напротив дома № 146, в срок до 1 декабря 2012 года.
В остальной части заявленных требований прокурору Тимашевского района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: решение в законную силу не вступило