УИД 63RS0039-01-2022-001396-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1662/2022 по исковому заявлению Никулиной И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица Никулина И.В. обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к ГУ Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес>, указав, что она работала на должностях среднего медицинского персонала и продолжает работать на врачебных должностях в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением Пенсионного фонда в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы, засчитав 30 лет 09 месяцев 02 дня. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –работы в должности врача-интерна МЧС №, поскольку документально не подтверждена специализация врача, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –нахождение в отпуске по справке ВКК. С вынесенным решением истица не согласна, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном порядке исчисления периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности врача-интерна МЧС №, поскольку документально не подтверждена специализация врача, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отпуск по справке ВКК.
В судебном заседании истица, представитель истца Никифорова Е.В., действующая на основании устного ходатайства по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ исковые требования уточнили в части обязания ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 05 апреля 2022, поддержав оставшиеся требования в полном объеме, настаивали на удовлетворении иска с учетом уточнения, дали пояснения, аналогичные изложенным выше.
Представитель ответчика Товышева Е.Е., действующая на основании доверенности от 01.10.2021, выданной сроком по 31.12.2022 в судебном заседании согласно представленному письменному отзыву исковые требования не признала, по основаниям и доводам, изложенным в нем.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, от величины которого зависит размер страховой пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона, определяемого по состоянию на 1 января 2002 по формуле и зависящего от стажевого коэффициента, который подлежит повышению при увеличении трудового стажа сверх указанной продолжительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2019, срок ее назначения - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права, в 2020 не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон № 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В то же время в силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ за гражданами, достигшими до 1 января 2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу приведенных выше положений закона, если право на пенсию, которое в данном случае определяется моментом выработки истцом необходимого в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью не менее 30 лет, возникло у гражданина до 01.01.2019, то оценка пенсионных прав должна производиться без учета положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, т.е. пенсия подлежит назначению с даты обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
С учетом спорных периодов трудовой деятельности истца её стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, на момент обращения в Управление с заявлением о назначении пенсии составлял 30 год 09 месяцев 2 дня.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
В силу ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. принята в МСЧ-6 в качестве врача-интерна, что подтверждается приказом № МСЧ-6 на основании заявления Никулиной И.В. о принятии в качестве врача-интерна с ДД.ММ.ГГГГ и направления областного Управления здравоохранения.
ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. освобождена от прохождения интернатуры по терапии врача-интерна, что подтверждается приказом № об увольнении служебным переводом в МСЧ-6 с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истицы.
ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. принята на должность врача-интерна по урологии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача уролога –поликлиники (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справки ГБУЗ Самарской области «Самарская медико-санитарная часть № 2 Промышленного района» № от ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. работала в ГБУЗ <адрес> «Самарская медико-санитарная часть № <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) в должности врача-интерна на 1,0 ставку по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).
Из справки, выданной ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Никулина И.В. в профессии врача-интерна по хирургии (урологии) в производстве в поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в профессии (должности) переведена на должность врача-уролога в производстве в поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. работала полный рабочий день на полную ставку.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденному Министром здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ, Министром высшего и среднего специального образования СССР ДД.ММ.ГГГГ) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).
Согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Выполняли рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей-интернов. Ежеквартально отчитывались о выполнении своего индивидуального плана на общем собрании интернов с участием главных специалистов и преподавателей института (факультета), ответственных за подготовку интернов. Соблюдали правила внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения, в котором проходит интернатуру. По завершении подготовки в интернатуре сдавали выпускной экзамен по специальности в соответствии с профилем обучения.
Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Никулина И.В. была принята на должность врача-интерна по урологии на полный рабочий день, на полную ставку (1,0 ставку), что нашло свое подтверждение, в том числе, в справке, уточняющей характер работы и условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, а также справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о включении периодов работы истца в должности врача-интерна МСЧ №.
Разрешая спор в части исковых требований Никулиной И.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения в отпуске по беременности и родам по справке ВКК, суд исходит из того, что в силу нормативного регулирования порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также из того, что неисполнение работодателем установленной законом обязанности по предоставлению в пенсионной орган сведений о застрахованном лице не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Справка № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № по медико-санитарной части № 1 Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ГБУЗ СО «СГКБ №» и главным врачом МСЧ № подтверждает факт нахождения истца в отпуске по беременности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выплатой должностного оклада. Представленные истцом надлежащим образом заверенные копии приказов свидетельствуют о представлении истице отпуска по беременности в заявленный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приведенными нормами и на основании оценки совокупности представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Никулиной И.В., поскольку все спорные периоды трудовой деятельности истца подлежат учету при исчислении стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, кроме того в указанные периоды истец занимался лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками работ и должностей и признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом отложенного периода и при наличии соответствующего стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 05 апреля 2022.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никулиной И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости –удовлетворить.
Включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном порядке исчисления периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности врача-интерна МЧС №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отпуск по справке ВКК.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области назначить Никулиной И.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Турбина
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022