Дело №2-1006/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2015 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Денисенкова А.С. о возложении на Администрацию г.Смоленска и Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
у с т а н о в и л:
Денисенков А.С. обратился в суд с заявлением о возложении на Администрацию г.Смоленска и Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска обязанности по выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г.<адрес>, и разрешения на строительство на этом участке индивидуального жилого дома, указав, что письмом органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ. заявителю неправомерно отказано в выдаче упомянутого градостроительного плана причине того, что видом разрешенного использования названного участка является «ведение индивидуального садоводства», что исключает возможность осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, тогда как упомянутый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска расположен в территориальной зоне «Ж4-п» (Зона застройки жилыми домами смешанной этажности и существующими производственными объектами), градостроительный регламент которой допускает возведение на расположенных в этой зоне участках индивидуальных жилых домов. Отсутствие у Денисенкова А.С. градостроительного плана препятствует получению им указанного разрешения на строительство.
Представитель заявителя Вислогузов А.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Андреева О.В., возражая против удовлетворения заявления, указала на обоснованность отказа органа местного самоуправления в выдаче Денисенкову А.С. градостроительного плана в отношении земельного участка, который не предназначен для возведения на нем объектов капитального строительства. Также отметила, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство и необходимыми для этого документами в Администрацию г.Смоленска Денисенков не обращался.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.2.2, 2.5, 2.10, 3.4.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 09.09.2011 №1753-адм, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет Администрация города Смоленска через структурное подразделение - Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента обращения. Основанием для начала административной процедуры является принятие решения об оформлении градостроительного плана земельного участка, а основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие необходимых для этого документов, перечисленных в п.2.7 упомянутого Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления. Муниципальная услуга не предоставляется в случаях, когда выдача градостроительного плана земельного участка не требуется.
По делу установлено, что Денисенков А.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального садоводства), расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Имея намерение возвести на указанном участке индивидуальный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ. Денисенков обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением о выдаче градостроительного плана данного участка, в чем ему письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> отказано по причине того, что видом разрешенного использования названного участка является «ведение индивидуального садоводства», что исключает возможность осуществления на нем строительства индивидуальных жилых домов.
Из материалов дела также усматривается, что принадлежащий заявителю земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска расположен в территориальной зоне «Ж4-п» (Зона застройки жилыми домами смешанной этажности и существующими производственными объектами), градостроительный регламент которой допускает возведение на расположенных в пределах этой зоны участках земли индивидуальных жилых домов коттеджного типа.
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных Денисенковым А.С. требований ввиду следующего.
Статьей 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч.ч. 1, 2 данной статьи).
В соответствии с ч.17 ст.46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В силу ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые необходимы для установления личности обратившегося лица (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года). При этом, подготовка градостроительного плана в виде отдельного документа применительно к земельным участкам, не предназначенным для строительства (реконструкции) капитальных объектов и не застроенных такими объектами, действующим законодательством не предусмотрена.
Установленное п/п.2 п.1 ст.40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.9 ст.1, ч.1 ст.36 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которым определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Положениями ч.8 ст.36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч.8 ст.36 ГрК РФ объектов.
С учетом изложенного, несмотря на то, что принадлежащий Денисенкову земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска расположен в территориальной зоне «Ж4-п», он вправе продолжить прежнее использование этого участка (т.е. в целях ведения садоводства). Доказательств того, что такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия суду не представлено.
Исходя из положений абз.2 ст.1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года №7-П указанная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Как указано в данном постановлении, в соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на данных земельных участках не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
С учетом изложенного, поскольку возможность строительства индивидуального жилого дома на садовом земельном участке, отнесенном к категории «земли поселений», законодательством не исключена (прямого запрета на этот счет закон не содержит), вид разрешенного использования принадлежащего Денисенкову земельного участка («для индивидуального садоводства») не препятствует возведению на нем такого дома, который является самостоятельным объектом строительства, отличным от садового дома.
Кроме того, согласно п.2 ст.7, п.3 ст.85 ЗК РФ, ч.4 ст.37 ГрК РФ собственники земельных участков и объектов капитального строительства вправе самостоятельно выбрать один из основных или вспомогательных видов предусмотренного градостроительным регламентом разрешенного использования данных участков из установленных зонированием территорий без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений ст.ст.30, 36 ГрК РФ, ст.ст.7, 85 ЗК РФ, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Таким образом, на основании п.2 ст.7, п.3 ст.85 ЗК РФ, ч.4 ст.37 ГрК РФ Денисенков А.С. вправе изменить вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка и использовать его для индивидуального жилищного строительства, что предусмотрено градостроительным регламентом территориальной зоны Ж4-п.
Как следует из объяснений представителя Администрации г.Смоленска и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Денисенковым А.С. в орган местного самоуправления были представлены все необходимые для выдачи градостроительного плана земельного участка документы.
При таких обстоятельствах, отказ органа местного самоуправления в выдаче заявителю градостроительного плана участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г.<адрес>, нельзя признать законным, в связи с чем, суд возлагает на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска обязанность по оформлению и выдаче Денисенкову названного документа.
Вместе с тем, требования заявителя о возложении на орган местного самоуправления обязанности по выдаче ему разрешения на строительство удовлетворению не подлежат.
В силу ст.ст.44, 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и не служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство.
Для получения указанного разрешения Денисенков в силу ч.9 ст.51ГрК РФ должен был представить в оран местного самоуправления наряду с соответствующим заявлением, градостроительным планом участка и правоустанавливающими документами на него, также и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Однако, Денисенков А.С. с подобным заявлением и необходимыми документами в Администрацию г.Смоленска не обращался, в удовлетворении этого заявления орган местного самоуправления не отказывал, право на получение данного разрешения не нарушал, в связи с чем, оснований для возложения на Администрацию г.Смоленска и Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска обязанности по выдаче заявителю названного разрешения не имеется.
Разрешая заявленное представителем заявителя ходатайство о восстановлении пропущенного Денисенковым срока обращения за судебной защитой прав, суд исходит из следующего.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
По правилам ч.1 ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из объяснений представителя заявителя следует, что письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> было получено Денисенковым в конце ДД.ММ.ГГГГ., тогда как с заявлением в суд последний обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ. Денисенков обращался в Ленинский районный суд г.Смоленска с аналогичным заявлением, которое определением от ДД.ММ.ГГГГ. было возвращено ему с указанием на подсудность дела Промышленному районному суду г.Смоленска, куда ДД.ММ.ГГГГ. Денисенков А.С. подал данное заявление, которое определением от ДД.ММ.ГГГГ. также было возвращено по причине подсудности дела Ленинскому районному суду г.Смоленска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. определение Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения, а частная жалоба Денисенкова на это определение – без удовлетворения. По утверждению представителя заявителя, копию данного апелляционного определения Денисенков получил в конце ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, причины пропуска заявителем установленного ст.256 ГПК РФ срока обращения в суд следует признать уважительными, в связи с чем, данный срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Денисенкова А.С. удовлетворить частично.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска оформить и выдать Денисенкову А.С. градостроительный план принадлежащего Денисенкову А.С. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В.Кудряшов