Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего Куренковой О.Н.,
при помощнике судьи Романовой М.В.,
с участием представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» ФИО,
административного ответчика Челнокова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Челнокову Андрею Юрьевичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к Челнокову Андрею Юрьевичу об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что Челноков А.Ю. осужден приговором Засвияжского районного уда г. Ульяновска от 12 августа 2021 года по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69, ст. 70, ч. 4 ст. 74 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. В связи с тем, что он совершил преступление в период нахождения под административным надзором, истец просил установить в отношении Челнокова А.Ю. административный надзор сроком на 3 года со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22.00 часов до 06.00 часов;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия осужденного в данных мероприятиях;
- запретить выезжать за пределы территории, избранной им для проживания на территории Российской Федерации;
- 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Челноков А.Ю. исковые требования признал частично. Суду пояснил, что он согласен с установлением административного надзора, однако по тому адресу, где он проживал ранее, он жить не сможет, т.к. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 декабря 2021 года по иску нового собственника квартиры, где он был зарегистрирован, он был признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета. Где будет проживать после освобождения он не знает, родных в <адрес> у него нет, может быть уедет к родственникам по линии матери в <адрес>. Но первое время после освобождения планирует жить в <адрес>.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение помощника прокурора, полагавшего, что исковое заявление административного истца подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.1 Закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как установлено в судебном заседании, решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 мая 2019 года, вступившим в законную силу 11 июня 2019 года, в отношении Челнокова А.Ю., осужденного к лишению свободы был установлен административный надзор сроком на 8 лет с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов следующего дня; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 05 марта 2021 года по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ с применением ч.4 ст. 74, ст. 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2021 года по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Челноков А.Ю. осужден за совершение преступлений небольшой тяжести в период административного надзора.
Наказание по данному приговору в виде лишения свободы Челноков А.Ю. отбывает в исправительной колонии № УФСИН России по Ульяновской области и подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытии срока наказания 13 июля 2022 года как лицо, имеющее судимость за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором.
В силу выше приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое назначено наказание в виде лишения свободы.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора. В связи с чем Челнокову А.Ю. должен быть установлен административный надзор.
Челноков А.Ю. до заключения под стражу проживал по адресу: <адрес>. Этот же адрес он указывает в анкете, и устно пояснил сотрудникам исправительного учреждения при проведении беседы по трудовому – бытовому устройству после освобождения в качестве его места жительства. Из паспорта гражданина Российской Федерации следует, что Челноков А.Ю. регистрации по месту жительства не имеет, что не оспаривалось ответчиком и в судебном заседании.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Исходя из пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания.
Вышеприведенные положения закона носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, административный надзор подлежит установлению на срок 3 года.
При разрешении исковых требований об установлении конкретных видов ограничений и возложении обязанностей суд исходит из следующего.
В силу требований ч.2 ст.4 Федерального закона № 64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации и запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, являются обязательными административными ограничениями, подлежат безусловному применению.
Учитывая данные о личности административного ответчика Челнокова А.Ю., обстоятельства и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания суд полагает возможным кроме обязательных ограничений в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за пределы <адрес>, установить ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов.
По мнению суда, установление именно указанных выше административных ограничений и установление административного надзора на срок 3 года, позволит предупредить совершение Челноковым А.Ю. новых преступлений и других правонарушений, окажет профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вопреки доводам ответчика суд не усматривает нарушения конституционных прав административного ответчика установлением административного надзора и указанными административными ограничениями.
В связи с этим административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Суд отмечает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Челнокову Андрею Юрьевичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Челнокова Андрея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 3 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Челнокова Андрея Юрьевича установить следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, на территории Российской Федерации в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
запретить выезжать за пределы <адрес> за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья О.Н. Куренкова
Копия верна.
О.Н. Куренкова