Стр.-2.110
Дело № 2- 846/19
УИД 36RS0004-01-2018-007837-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Хрячкова И.В., при секретаре Жегулиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Алешкевич Марии Дмитриевне, Алешкевич Юлии Валериевне, о признании договора найма служебного помещения прекратившим свое действие,о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратилось к Алешкевич М.Д., Алешкевич В.П., Алешкевич С.В., Алешкевич Ю.В. о признании договора найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич М,Д. и членам ее семьи Алешкевич Ю.В., Алешкевич В.П., Алешкевич А.С. служебным помещением № доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие, признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес> и выселении их из вышеуказанных жилых помещений без предоставления иного жилого помещения
В обоснование исковых требований истец указал, что жилое помещение № в доме №, расположенном по улице <адрес>, признано служебным жилым помещением для проживания военнослужащих. Указанное жилое помещение относятся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, и находится на праве оперативного управления в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № 1148 от 09 февраля 2009 года ответчику Алешкевич М.Д., с учетом членов семьи: супруга Алешкевич В.П., сына Алешкевич С.В., дочери Алешкевич Ю.В., внучки Алешкевич А.С. предоставлен служебное жилое помещение № в доме №, расположенном по улице <адрес>, на период трудовых отношений ответчика Алешкевич М.Д. в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно сведениям из трудовой книжки, Алешкевич М.Д. уволена 29 мая 2009 года в связи с сокращением численности (штата) работников, поэтому с 2009 года не является гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, утратила связь с Министерством обороны Российской Федерации.
В адрес ответчика Алешкевич М.Д. направлялись уведомления от 27 февраля 2018 года; от 27 февраля 2017 года о необходимости добровольно освободить спорные комнаты, которые остались не реализованными.
Невыполнение ответчиком требования о сдаче жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилыми помещениями, на основании ч. 3 ст.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, невыполнение ответчиком обязательства ведет к неосновательным расходам Министерства обороны Российской Федерации. Истец, учитывая, что ответчик Алешкевич М.Д. не является гражданским персоналам Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащим обеспечению служебным жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, удерживать служебное жилое помещение № в доме №, расположенном по <адрес> не имеет законных оснований.
В ходе судебного рассмотрения гражданского дела представитель истца по доверенности Бородин О.В. заявленные исковые требования уточнил и просил суд признать договор найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич М,Д. и членам ее семьи Алешкевич Ю.В., Алешкевич В.П.,Алешкевич А.С. служебных помещений № в общежитии доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие, признать Алешкевич М,Д., Алешкевич Ю.В., утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес> и выселении их из вышеуказанного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Ответчик Алешкевич Ю.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Третьи лица Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора Лаптейникова Д.О., полагавшего, что исковые требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение№ в доме № по улице Матросова <адрес>, является собственностью РФ и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.11).
Указанное жилое помещение в общежитии предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № 1148 от 09 февраля 2009 года ответчику Алешкевич М.Д., с учетом членов семьи: супруга Алешкевич В.П., сына Алешкевич С.В., дочери Алешкевич Ю.В., внучки Алешкевич А.С. предоставлены служебные жилые помещения № в доме №, расположенном по улице <адрес>, на период трудовых отношений ответчика Алешкевич М.Д. в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д. ). В настоящее время Алешкевич М.Д. в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.209, ст.304 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 214, 125 ГК РФ, Министерство обороны РФ осуществляет от имени РФ права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище. Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР). Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 68 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации. В целях организации в Вооружённых силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, издан Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, которым утверждена Инструкция «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее Инструкция). В соответствии с данной Инструкцией установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации требований Инструкции. Согласно п. 2.1. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 № 1550 ДЖО МО РФ осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 определено, что ДЖО МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, которым в Западном военном округе является ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление). Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как государственный орган, реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членов его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации. Нахождение ответчика в служебном помещении препятствует Управлению в соответствии с целями своей деятельности предоставлять это помещение для проживания военнослужащих и членов их семей. Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно затрагивает интересы государства, выражающиеся в своевременном исполнении обязательств по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Действительно, учитывая, что ответчик проработала в КЭЧ МВО Министерства обороны Российской Федерации, предоставившим ей спорное служебное жилое помещение, более 10 лет, то она относится к лицам, указанным в п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР. Между тем, из содержания вышеприведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, но кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Однако, как следует из материалов дела, а также пояснений ответчика, данных в судебном заседании ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что она состояла или состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, ответчик Алешкевич М.Д. является собственником жилого помещения, площадью 39 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05 октября 2016 года. При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае отсутствует необходимая совокупность предусмотренных статьей 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными, поскольку стороны в трудовых отношениях не состоят, оснований для занятия ответчиком спорного служебного помещения не имеется, в добровольном порядке ответчики жилое помещение не освобождают. Кроме того, суд также не может согласиться с доводами ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, в силу следующего. Как указано выше, в соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. По смыслу ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, то оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ответчика, а равно и оснований применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имелось. Кроме того о нарушенном праве истцу стало известно только в феврале 2017 году, когда в ходе проводимой проверки истцом правомерности использования специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации были получены сведения о незаконности проживания ответчика в спорном жилом помещении. После чего ответчику 19 27 февраля 2017, 27 февраля 2018 года были направлены уведомления об освобождении служебного жилого помещения, однако указанное требование оставлено без внимания. В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о выселении подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать договор найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич Марии Дмитриевне и члену ее семьи Алешкевич Юлии Валериевне служебного помещения № в общежитии доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие. Признать Алешкевич Марию Дмитриевну и Алешкевич Юлию Валериевну утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес>. Выселить Алешкевич Марию Дмитриевну и Алешкевич Юлию Валериевну из служебного жилого помещения, № в доме № по улице <адрес> без предоставления иного жилого помещения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков
Стр.-2.110
Дело № 2- 846/19
УИД 36RS0004-01-2018-007837-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Хрячкова И.В., при секретаре Жегулиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Алешкевич Марии Дмитриевне, Алешкевич Юлии Валериевне, о признании договора найма служебного помещения прекратившим свое действие,о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратилось к Алешкевич М.Д., Алешкевич В.П., Алешкевич С.В., Алешкевич Ю.В. о признании договора найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич М,Д. и членам ее семьи Алешкевич Ю.В., Алешкевич В.П., Алешкевич А.С. служебным помещением № доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие, признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес> и выселении их из вышеуказанных жилых помещений без предоставления иного жилого помещения
В обоснование исковых требований истец указал, что жилое помещение № в доме №, расположенном по улице <адрес>, признано служебным жилым помещением для проживания военнослужащих. Указанное жилое помещение относятся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, и находится на праве оперативного управления в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № 1148 от 09 февраля 2009 года ответчику Алешкевич М.Д., с учетом членов семьи: супруга Алешкевич В.П., сына Алешкевич С.В., дочери Алешкевич Ю.В., внучки Алешкевич А.С. предоставлен служебное жилое помещение № в доме №, расположенном по улице <адрес>, на период трудовых отношений ответчика Алешкевич М.Д. в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно сведениям из трудовой книжки, Алешкевич М.Д. уволена 29 мая 2009 года в связи с сокращением численности (штата) работников, поэтому с 2009 года не является гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, утратила связь с Министерством обороны Российской Федерации.
В адрес ответчика Алешкевич М.Д. направлялись уведомления от 27 февраля 2018 года; от 27 февраля 2017 года о необходимости добровольно освободить спорные комнаты, которые остались не реализованными.
Невыполнение ответчиком требования о сдаче жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилыми помещениями, на основании ч. 3 ст.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, невыполнение ответчиком обязательства ведет к неосновательным расходам Министерства обороны Российской Федерации. Истец, учитывая, что ответчик Алешкевич М.Д. не является гражданским персоналам Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащим обеспечению служебным жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, удерживать служебное жилое помещение № в доме №, расположенном по <адрес> не имеет законных оснований.
В ходе судебного рассмотрения гражданского дела представитель истца по доверенности Бородин О.В. заявленные исковые требования уточнил и просил суд признать договор найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич М,Д. и членам ее семьи Алешкевич Ю.В., Алешкевич В.П.,Алешкевич А.С. служебных помещений № в общежитии доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие, признать Алешкевич М,Д., Алешкевич Ю.В., утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес> и выселении их из вышеуказанного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Ответчик Алешкевич Ю.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Третьи лица Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора Лаптейникова Д.О., полагавшего, что исковые требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение№ в доме № по улице Матросова <адрес>, является собственностью РФ и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.11).
Указанное жилое помещение в общежитии предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № 1148 от 09 февраля 2009 года ответчику Алешкевич М.Д., с учетом членов семьи: супруга Алешкевич В.П., сына Алешкевич С.В., дочери Алешкевич Ю.В., внучки Алешкевич А.С. предоставлены служебные жилые помещения № в доме №, расположенном по улице <адрес>, на период трудовых отношений ответчика Алешкевич М.Д. в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д. ). В настоящее время Алешкевич М.Д. в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.209, ст.304 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 214, 125 ГК РФ, Министерство обороны РФ осуществляет от имени РФ права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище. Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР). Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 68 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации. В целях организации в Вооружённых силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, издан Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, которым утверждена Инструкция «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее Инструкция). В соответствии с данной Инструкцией установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации требований Инструкции. Согласно п. 2.1. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 № 1550 ДЖО МО РФ осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 определено, что ДЖО МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, которым в Западном военном округе является ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление). Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как государственный орган, реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членов его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации. Нахождение ответчика в служебном помещении препятствует Управлению в соответствии с целями своей деятельности предоставлять это помещение для проживания военнослужащих и членов их семей. Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно затрагивает интересы государства, выражающиеся в своевременном исполнении обязательств по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Действительно, учитывая, что ответчик проработала в КЭЧ МВО Министерства обороны Российской Федерации, предоставившим ей спорное служебное жилое помещение, более 10 лет, то она относится к лицам, указанным в п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР. Между тем, из содержания вышеприведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, но кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Однако, как следует из материалов дела, а также пояснений ответчика, данных в судебном заседании ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что она состояла или состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, ответчик Алешкевич М.Д. является собственником жилого помещения, площадью 39 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05 октября 2016 года. При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае отсутствует необходимая совокупность предусмотренных статьей 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными, поскольку стороны в трудовых отношениях не состоят, оснований для занятия ответчиком спорного служебного помещения не имеется, в добровольном порядке ответчики жилое помещение не освобождают. Кроме того, суд также не может согласиться с доводами ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, в силу следующего. Как указано выше, в соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. По смыслу ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, то оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ответчика, а равно и оснований применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имелось. Кроме того о нарушенном праве истцу стало известно только в феврале 2017 году, когда в ходе проводимой проверки истцом правомерности использования специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации были получены сведения о незаконности проживания ответчика в спорном жилом помещении. После чего ответчику 19 27 февраля 2017, 27 февраля 2018 года были направлены уведомления об освобождении служебного жилого помещения, однако указанное требование оставлено без внимания. В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о выселении подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать договор найма служебного помещения в общежитии от 09 февраля 2009 года №1148 о предоставлении Алешкевич Марии Дмитриевне и члену ее семьи Алешкевич Юлии Валериевне служебного помещения № в общежитии доме № по улице <адрес> прекратившем свое действие. Признать Алешкевич Марию Дмитриевну и Алешкевич Юлию Валериевну утратившими право пользования служебным жилым помещением № в доме № по улице <адрес>. Выселить Алешкевич Марию Дмитриевну и Алешкевич Юлию Валериевну из служебного жилого помещения, № в доме № по улице <адрес> без предоставления иного жилого помещения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков