Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-367/2017 ~ М-394/2017 от 21.06.2017

Дело № 2-367/2017


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2017 г.     р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,

с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Роганова Д.К.,

при секретаре Долговой Ю.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Якупова Р.Р. к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении рецептурного назначения на лекарственный препарат, о признании бездействия незаконным, обязывании обеспечить лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах Якупова Р.Р. обратился в суд с иском к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении рецептурного назначения на лекарственный препарат, о признании бездействия незаконным, обязывании обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению инвалида *** Якупова P.P., *** г.р., страдающего ***, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. В ходе проведенной проверки установлено, что истец наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» с вышеуказанным диагнозом. Согласно назначению врача ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от 01.02.2017 Якупову P.P. в связи с заболеванием *** назначен препарат этанерцепт п/к 1 раз в неделю длительно, который и ранее назначался Якупову P.P. Между тем, лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» в выписке бесплатных рецептов на указанный препарат истцу было отказано, до настоящего времени Якупов Р.Р. данным препаратом не обеспечен. В связи с изложенным истец не имеет возможности принимать жизненно необходимый ему препарат, который самостоятельно приобрести он не имеет возможности из-за его высокой стоимости, что повлияло на ухудшение состояния его здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Просит признать незаконным отказ ГУЗ «Ульяновская районная больница» в предоставлении Якупову Р.Р. рецептурного назначения на
лекарственный препарат Этанерцепт. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Якупова Р.Р., *** г.р., лекарственным препаратом Этанерцепт. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечивать Якупова Р.Р. лекарственным препаратом Этанерцепт согласно назначениям лечащих врачей.

В судебном заседании прокурор Роганов Д.К. заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что 13.07.2017 года Якупову был выписан рецепт, однако лекарством до настоящего времени не обеспечен.

Истец Якупов Р.Р. в судебном заседании просил иск прокурора удовлетворить, пояснив, что этанерцепт является для него жизненно необходимым препаратом, до настоящего времени этот лекарственный препарат бесплатно ему предоставлялся, с 2017г. не предоставляется, поскольку он не включен в список федеральных льготников.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал, указал, что Якупов Р.Р. является инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета. Согласно сведениям Региональной информационной системы Якупов P.P. обеспечивался лекарственным препаратом «этанерцепт» в 2016 году. На 2017 год ГУЗ «Ульяновская районная больница» не представила заявку на получение данного лекарственного препарата Якупову P.P. в положенный законодательством срок - октябрь 2016 года. Закупки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан по бесплатным рецептам осуществляются по заявкам медицинских организаций в рамках имеющегося финансирования. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, какой препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика ГУЗ «Ульяновская районная больница» Бузыкина Л.А. в судебном заседании исковые требования признала частично. Суду пояснила, что в октябре 2016г. заявку на обеспечение Якупова Р.Р. лекарственным препаратом направили в Министерство здравоохранения, как и ранее, в рамках региональной льготы, поскольку им пришло распоряжение с Министерства здравоохранения, что Якупову будет предоставлен препарат в количестве 9 упаковок на один год по региональной льготе. Препарат выписали, деньги списали, но когда подошел срок обеспечения этим препаратом пациента, его в разнарядке не оказалось. В феврале 2017г. с Министерства здравоохранения сообщили, что препарат Якупову Р.Р. выдаваться не будет, так как он инвалид и федеральный льготник, то есть в рамках региональной программы на него препарат выделяться не будет. Якупов был поставлен на обеспечение данным препаратом в рамках федеральной льготы. Выписать самостоятельно препарат они не могли, так как в декабре 2015 года в Ульяновской области внедрена единая система обеспечения лекарственными препаратами. На каждом рецепте есть штрихкоды, которые программа считывает. От руки выписать рецепт не могли. Заявка была подана своевременно, но Министерство здравоохранения отказало им в обеспечении пациента препаратом. В настоящее время рецепт выписан, сдан в аптеку, но препарат Якуповым не получен. Срок действия рецепта 1 месяц. Потом он аннулируется программой, и нужно будет его повторно выписывать, даже если лекарство поступит.

Право больного на бесплатное лекарственное обеспечение подтверждается справкой об инвалидности 1, 2, либо 3 группы. Если больной не включен в регистр, он не может получить рецепт, так как выписка рецептов осуществляется в электронном варианте, по специальной программе, которую установило Министерство здравоохранения. Поэтому врачи районной больницы сами не могут выписать рецепт. Кроме регистра также необходимо наличие заявки на лекарственные препараты. Сроки подачи таких заявок установлены распоряжением Министерства здравоохранения, в прошлом году заявки на федеральную и региональную льготу формировались в октябре 2016 года. Перечень лекарственных препаратов, которые включены в льготу, формируется Министерством здравоохранения. Поэтому не каждый лекарственный препарат, который назначен больному, может быть в базе данных. Поэтому выписать на него бесплатный рецепт невозможно. Кроме того, если закончились финансовые лимиты на некоторые препараты, то Министерство здравоохранения ставит на них «фильтр» и врач не может выписать рецепт, потому либо количество препарата ограничено, либо потребность не соответствует заявке. Кроме того, с января 2017 года нельзя выписать рецепт на лекарственный препарат, если его нет в аптеке. В отношении Якупова Р.Р., имеющего право на бесплатное получение этанерцепта, пояснила, что заявка на него в министерство здравоохранения была направлена дважды, также неоднократно звонили по данному вопросу. Однако в регистр на получение этого препарата он до настоящего времени не включен.

Представитель ответчика ГУЗ «Ульяновская районная больница» Ананьев В.Г. в судебном заседании исковые требования признал частично, доводы Бузыкиной Л.А. поддержал. Дополнительно суду пояснил, что они сделали все, что зависело от их больницы. Как только программа заработала, они сразу выписали рецепт.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Лица, страдающие болезнью ***, согласно данному Перечню, бесплатно обеспечиваются препаратами - цитостатиками, к которым относится этанерцепт.

Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п. 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Пунктом 2.5.1 указанного Порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 4 ст. 158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» определено, что государственная социальная помощь оказывается за счет бюджетных ассигнований отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Из указанного положения вытекает вывод о том, что на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно.

Установлено, что Якупов P.P., *** г.р., является инвалидом ***.

Из представленной медицинской документации усматривается, что Якупову P.Р. установлен диагноз: ***.

Истец наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» с вышеуказанными диагнозами.

Согласно назначению врача ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от 01.02.2017г. Якупову P.P. в связи с заболеванием анкилозирующий спондилит назначен препарат этанерцепт п/к 1 раз в неделю длительно, который и ранее назначался Якупову P.P., и как установлено судом, в 2016г. Якупов Р.Р. данный препарат получал бесплатно.

17.10.2016г. ГУЗ «Ульяновская районная больница» в адрес Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области направлена заявка на включение Якупова Р.Р. в региональную льготу на 2017 год на получение этанерцепта (потребность п/к 1 раз в неделю длительно) и других лекарственных препаратов.

12.04.2017 ГУЗ «Ульяновская районная больница» в адрес Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области направлена повторная заявка на включение Якупова Р.Р. в федеральную льготу на 2017 год на получение этанерцепта (потребность п/к 1 раз в неделю длительно) и других лекарственных препаратов.

Свидетель Я. Н.А. в судебном заседании пояснила, что она является лечащим врачом Якупова Р.Р. С 2011 года он наблюдался в институте ревматологи, ему был назначен препарат «Ремикейд», он показал положительную динамику, но по истечении нескольких лет появились признаки, что он может активно заболеть туберкулезом. И ему предложили другой препарат. Попробовали этанерцепт, показатели улучшились, главным ревматологом области предложен препарат на постоянное использование. Препарат был назначен 1 раз в неделю 1 мл подкожно. Якупов Р.Р. регулярно в 2016 году получал данный препарат, который выписывался каждый месяц. В 2016г. заявка на препарат была подана в срок для региональных льготников. После чего было сообщено, что разнарядка пришла на 9 препаратов на 2017 год, но потом выяснилось, что Якупова в списках нет. Поскольку Якупова в списках не было, через программу рецепт выписать не могли.

Свидетель Т. Е.А. в судебном заседании пояснила, что примерно 10-12 мая 2017 года в прокуратуру Ульяновского района поступило заявление от Якуповой Н. о не обеспечении льготным лекарственным препаратом ее супруга. В ходе рассмотрения заявления выяснилось, что Якупов является инвалидом *** группы, работающий. Ему был выписан препарат энбрел, это латинское название, действующее вещество этанерцепт. В ходе проверки было установлено, что была подана заявка в Министерство на этого больного, но по какой-то причине в заявке на 2017 год он не высвечивается. При этом в 2016 году он получал данный препарат бесплатно. В настоящее время получить препарат по организационным причинам больной уже не сможет, потому что нужны дозаявки. Обязанность обеспечения больного необходимым препаратом по назначению врача возложено на Министерство здравоохранения. Для удобства выписки препаратов, была создана система, которая действует на территории Ульяновской области и предназначена для того, чтобы показать, какое количество льготных препаратов имеется в наличии. Для этого рецепты выписываются в электронном виде. Считает незаконным ограничение пациента в выписке рецепта в зависимости от того, работает программа или нет, есть лекарственный препарат, или нет. Если пациенту выписали рецепт, то он должен быть им обеспечен.

Таким образом, Якупов Р.Р. с учетом своего заболевания имеет право на бесплатное получение лекарственного средства - этанерцепт в соответствии с назначением врачей и медицинскими показаниями.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» (далее Положение) министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п.1.1).

В соответствии с п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

Из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает прежде всего Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени этанерцепт Якупову Р.Р. бесплатно не выдается ввиду отсутствия его данных в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Тем самым его право на бесплатное обеспечение указанным лекарственным препаратом для лечения установленного заболевания нарушено.

Доводы представителя Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что на 2017 год ГУЗ «Ульяновская районная больница» не представила заявку на получение данного лекарственного препарата Якупову P.P. в положенный законодательством срок - октябрь 2016 года, суд считает необоснованными, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела.

Поскольку Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора, заявленные к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, являются законными и подлежат удовлетворению.

В требованиях прокурора, заявленных к ГУЗ «Ульяновская районная больница» необходимо отказать, поскольку данным ответчиком нарушения прав Якупова Р.Р. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в
необеспечении Якупова Р.Р. лекарственным
препаратом этанерцепт.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечивать Якупова Р.Р. лекарственным препаратом этанерцепт в объеме, установленном по назначению врача и в соответствии с медицинскими показаниями.

В иске к Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» о признании незаконным отказа в предоставлении Якупову Р.Р. рецептурного назначения на лекарственный препарат этанерцепт прокурору Ульяновского района Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачева

2-367/2017 ~ М-394/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Якупов Р.Р.
прокурор Ульяновского района Ульяновской области
Ответчики
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
ГУЗ "Ульяновская районная больница"
Суд
Ульяновский районный суд Ульяновской области
Судья
Трубачева И. Г.
Дело на сайте суда
uljanovskiy--uln.sudrf.ru
21.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2017Судебное заседание
27.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее