Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0003-01-2020-004494-33
Дело № 12-266/2021
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2021 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда г.Севастополя Матюшева Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя товарищества собственников недвижимости «Планер» Бойко Аркадия Федоровича на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. от 12 октября 2020 года о привлечении Бойко А.П. к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушении
у с т а н о в и л:
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. от 12 октября 2020 года председатель товарищества собственников недвижимости «Планер» Бойко Аркадий Федорович привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушении и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Бойко А.П. обратился с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав тем, что электрические сети, расположенные на территории общего пользования ТСН «Планер» являются бесхозяйными, в связи с чем товарищество не может являться иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства, то есть субъектом правонарушения, земельный участок №, препятствование к доступу к услугам по перетоку электроэнергии в отношении которого вменено Бойко А.П.в состав правонарушения, никогда не был технологически подключен к электрическим сетям, расположенным на территории ТСН «Планер» и договор электроснабжения между владельцем этого участка и энергоснабжающей организацией не заключался, вина Бойко А.П. в совершении административного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании Бойко А.П. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о слушании дела извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав дополнительные пояснения Бойко А.П., пояснения потерпевших Лебедевой О.А., Лебедева В.С., которые просили оставить обжалуемое постановление без изменений, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из постановления врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. от 12 октября 2020 года следует, что 17.06.2020 года в Крымское УФАС России поступило заявление от Лебедевой О.А. (с дополнениями от 23.07.2020 года) о препятствовании передачи электрической энергии на энергопринимающее устройство (далее - ЭПУ) участка №, находящегося в границах ТСН «Планер». С марта 2019 года Лебедева О.А. не является членом ТСН «Планер». Технологическое присоединение участков № и №, принадлежащих Лебедевой О.А., было произведено при создании СТ «Планер» (в настоящее время ТСН«Планер»), формирование документа, подтверждающего технологическое соединение, было необязательным на момент его совершения, согласно нормативно-правовым актам. Фактами, подтверждающими осуществление технологического присоединения, являются: наличие документов, подтверждающих оплату электроэнергии по участку, приборов учёта (в том числе на участке № № от 07.03.2015 года), а также акта осмотра прибора учёта электроэнергии. Актом осмотра прибора учёта электроэнергии от 01.03.2020 года было установлено, что через электросчётчик участка № был подключен участок № электрическим сетям ТСН «Планер», который ранее был подключен к сетям «Планер» напрямую через прибор учёта. В апреле 2020 года, по просьбе одного из собственников участков № Лебедева В.С., для проведения работ по смене приборов учёта участок № был отключен от электросчётчика участка № электриком ТСН «Планер» Писанкой С.И. Лебедевой О.А. неоднократно направлялись письма в адрес председателя «Планер» Бойко А.Ф. с просьбой восстановить подачу электроэнергии на энергопринимающие устройства участка №, однако, до настоящего времени подача электроэнергии не восстановлена. В ответах, направленных Бойко А.Ф. в адрес Лебедевой О.А. указано, что председатель ТСН «Планер» отказывает в восстановлении подачи электроэнергии к участку №113. Таким образом, председателем ТСН «Планер» Бойко А.Ф. нарушены требования п.4 ст. 26 Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» а также требования п.6 недискриминационного доступа по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ №861 от 27.12.2004 года.
Аналогично указано в протоколе об административном правонарушении по делу №082/04/9.21 – 1700/2020 от 14 сентября 2020 года. Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении датой совершения административного правонарушения является 01.03.2020 года – день обнаружения Лебедевой О.А. прямого отключения участка № от сети ТСН «Планер».
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Однако должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обстоятельства дела в полном объеме установлены не были.
Так, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правилаправила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности;
порядокпорядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядокпорядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей;
порядокпорядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами;
порядокпорядок раскрытия информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках организациями, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (сетевыми компаниями), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
порядокпорядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.
ПравиламиПравилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Из материалов дела следует, что участок № был подключен через электросчётчик участка № к электрическим сетям ТСН «Планер». В апреле 2020 года, по просьбе одного из собственников участков № Лебедева В.С., для проведения работ по смене приборов учёта участок № был отключен от электросчётчика участка № электриком ТСН «Планер». При этом обстоятельства наличия (отсутствия) договора энергоснабжения между ТСН «Планер», и ООО «Энергосбыт», акта разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) и схемы, подтверждающей прямое подключение участка № к сетям ТСН «Планер», а также наличия (отсутствия) в собственности (пользовании или ином владении) ТСН «Планер» электрических сетей к которым возможно прямое подключение участка № должностным лицом Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г.Севастополю установлены не были.
Таким образом, вывод о наличии в действиях Бойко А.Ф. состава вменяемого административного правонарушения сделан при неполном установлении обстоятельств по делу, что возможно было бы устранить при новом рассмотрении дела.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение отдельных видов законодательства, в том числе законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Исходя из сроков, указанных в протоколе об административном правонарушении, срок привлечения к административной ответственности в настоящее время истек.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд -
р е ш и л :
Постановление врио заместителя руководителя Упарвления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. от 14 октября 2020 года о привлечении к административной ответственности председателя ТСН «Планер» Бойко Аркадия Федоровича по ч.1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административной ответственности отменить, производство по делу об административном правонарушении, прекратить по п.6ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На решение суда может быть подана жалоба в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя /подпись/ Е.П.Матюшева