Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 апреля 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания Пекарь О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650/2016 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к администрации МО г. Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено его матери ФИО4 на основании решения исполнительного комитета Салехардского городского Совета народных депутатов от 23.07.1980 года № 145 в связи с работой в деревообрабатывающем комбинате Ямало-Ненецкого производственного объединения рыбной промышленности (ДОК "Ямалрыба"). 14.09.2002 года ФИО4 умерла, истец остался проживать в спорном жилом помещении, осуществлял оплату коммунальных платежей, содержал жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО <адрес> с ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения № 237-СН. Истец в спорном жилье зарегистрирован постоянно с 25.12.1982 года, его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ. В декабре 2012 года истец получил отказ Администрации МО <адрес> в приватизации жилого помещения, поскольку Администрация не является собственником спорного жилья. Истец, полагая о нарушении его прав, просит признать за ним право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Истец в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать право собственности на квартиру по 1/2 доле за ним и его несовершеннолетней дочерью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Представитель ответчика Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции России каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ № И-16 Государственного архива ЯНАО жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено матери истца ФИО4 на основании решения исполнительного комитета Салехардского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с работой в деревообрабатывающем комбинате Ямало-Ненецкого производственного объединения рыбной промышленности (ДОК "Ямалрыба") (л.д. 9). ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, истец остался проживать в спорном жилом помещении, осуществлял оплату коммунальных платежей, содержал жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО <адрес> с ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №-СН (л.д. 16-17). Истец в спорном жилье зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Согласно ответа на обращение, направленное управлением жилищной политики администрации муниципального образования <адрес> в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение - <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью не является (л.д. 8).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> правопритязаний не зарегистрировано (л.д. 10).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со статьей 8 названного закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Исходя из смысла данной нормы закона следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то в праве обратиться в суд с иском о признании права собственности на это жилое помещение в порядке приватизации. Признанное в судебном порядке право собственности на указанные жилые помещения подлежит регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.
На основании ст. 12 ГК РФ признание права в судебном порядке является одним из способов защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Судом обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», не установлено.
При установленных судом обстоятельствах, требования истца о признании за ним и его несовершеннолетней дочерью права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за ФИО1 и его несовершеннолетним членом семьи ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности, по ? доле каждого, на <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы, представления, через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков