Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2261/2019 (2-9065/2018;) ~ М-6072/2018 от 01.11.2018

Дело № 2-9065/2018

24RS0041-01-2018-007474-59

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2019 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего: Киселевой Е. Ю.

при секретаре: Ивинской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Петровой Альбин6ы Ильиничны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании за ней права на перераспределение земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова А.И.. обратилась в суд с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 00.00.0000 года У в перераспределении земельного участка, объединении земельных участков. Признать за Петровой А.И. право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: Х

Требования мотивированы тем, что она является членом СНТ «Гремячий ключ». С 1967 года она пользуется земельными участками: У, с кадастровым номером У площадью 332 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности и У площадью 250 кв.м., ранее данные земельные участки представляли собой единое целое. На данном земельном участке расположен, принадлежащей на праве собственности Петровой А.И., дом площадью 40 кв.м.

Истец Петрова А.И., в судебном заседании требования поддержала в полном объеме. Считает данный отказ незаконным, поскольку с 1967 года она пользовалась испрашиваемым земельным участком, оплачивала земельный налог.

Представитель ответчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил.

Представители третьих лиц: администрации г. Красноярска, СНТ «Гремячий ключ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, о причинах не явки суд не уведомили.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Действующим законодательством увеличение границ земельного участка, находящегося в собственности, предусмотрено путем перераспределения с землями и (или) земельными участками, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определен ст. 39.29 Кодекса.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин - собственник таких земельных участков обращается с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

Статьей 39.28 Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев и оснований перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Кодекса уполномоченный орган принимает решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема), предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Кодекса одним из оснований для отказа в утверждении Схемы является разработка Схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам - образование которых не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Образование испрашиваемого земельного участка приведет к изломанности границ земельного участка.

Уполномоченный орган принимает решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если имеются основания для отказа в утверждении Схемы, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Кодекса.

Статьей 11.10 Кодекса подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, зданий, сооружении.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

Согласно части 2, пунктам 7 и 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ закрепляют исключительное право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, письмом от 00.00.0000 года № № У Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал Петровой А.И. осуществить перераспределение земельного участка с кадастровым номером У расположенного по адресу: Х, Х У.

Указав, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к изломанности границ земельного участка, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне объектов физической культуры и спорта (Р-5); зоне рекреационные лесопарковые (Р-1), кроме того, земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.

В судебном заседании также установлено, что испрашиваемый земельный участок, огражден совместно с основным участком с кадастровым номером У, по адресу: Х У, принадлежащем на праве собственности Петровой А.И., на данном земельном участке находится одноэтажный деревянный дом, принадлежащей Петровой А.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно постановлению мэра от 00.00.0000 года У земельные участки, ранее закрепленные в установленном порядке за садоводческими товариществами на территории Х, переданы членам садоводческих товариществ в собственность бесплатно, а земли общего пользования закреплены за садоводческими товариществами в коллективную собственность.

При этом, каких-либо ограничений или обременений в отношении данного надела на дату предоставления земельного участка под строительство определено не было. Введение таковых произведено позднее постановлением администрации Х от 00.00.0000 года У, определяющим проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Х, согласно которому испрашиваемый участок частично находится за границами красных линий. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в настоящее время на испрашиваемом земельном участке находятся какие-либо объекты общего пользования, а сам надел изъят из оборота. Таким образом, Департаментом, на котором, с учетом положений ст. 249 ГПК РФ, лежит обязанность доказывания законности принятого им решения, совершения оспариваемых действий, не представлено документов, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок не может быть передан в частную собственность.

Ссылка представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в рамках мотивации своего решения на ст. 28 ЗК РФ является несостоятельной, поскольку данная норма закона регулирует вопросы приобретения прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, не занятые объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд, в то время как вопросы приобретения в собственность земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, являющиеся частной собственностью, урегулированы ст. 36 ЗК РФ, в которой, как указано выше, не содержится каких-либо ограничений исключительного права на приобретение такого земельного участка в собственность, в том числе и в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Следовательно, в данном случае к возникшим правоотношениям сторон нормы ст. 28 ЗК РФ не применимы.

Не является основанием для отказа в перераспределении земельного участка и ссылка на то, что образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах.

Так документом, территориального зонирования, на территории г. Красноярска, являются Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок с кадастровым номером У, У, расположен в границах СНТ «Гремячий ключ» и согласно постановлению мэра от 00.00.0000 года У, земельные участки, ранее закрепленные в установленном порядке за садоводческими товариществами на территории г. Красноярска, переданы членам садоводческих товариществ в собственность бесплатно, а земли общего пользования закреплены за садоводческими товариществами.

Петрова А.И. является членом СНТ «Гремячий ключ» с 1967 года и за ней закреплены земельные участки, расположенные по адресу: Х, СНТ «Гремячий ключ» участок У площадью 332 кв.м., и участок У площадью 250 кв.м.

При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее земельное законодательство предоставляет истцу право приобрести в собственность спорный земельный участок путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, суд считает отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации Х в письме № У от 00.00.0000 года незаконным, в связи с чем, требования Петровой А.И.. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Петровой Альбины Ильиничны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании за ней права на перераспределение земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 00.00.0000 года У о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, Х У.

Признать за Петровой А.И. право на перераспределении земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х» У.

Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения копии указанного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья: Е. Ю. Киселева

2-2261/2019 (2-9065/2018;) ~ М-6072/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Альбина Ильинична
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Киселева Е.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
01.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2018Передача материалов судье
01.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.01.2019Предварительное судебное заседание
28.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее