Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-752/2016 (2-6770/2015;) ~ М-4541/2015 от 06.08.2015

дело № 2-752/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 24 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Черных А.В.,

при секретаре Серобян И.Р.,

с участием представителя Игнатьева О.А. – Васьковской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева О.А. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х о предоставлении земельного участка в аренду,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатьев О.А. обратился в суд с иском к ТУ Росимущество по Х о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка по адресу: Х с кадастровым номером У, общей площадью Z кв.м., сроком на 10 лет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Требования мотивирует тем, что он является собственником нежилого здания, назначение: Z Указанное нежилое здание расположено на вышеуказанном земельном участке, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. 00.00.0000 года Игнатьев О.А. обратился в ТУ Росимущества в Х с заявлением о заключении с ним договора аренды на указанный земельный участок, в чем ему ответчиком было отказано по причине наличия на указанном земельном участке объектов капитального строительства, принадлежащих третьим лицам. Считает отказ незаконным, поскольку в пределах границ спорного земельного участка с кадастровым номером У отсутствуют какие-либо объекты капитального строительства. Просит с учетом уточненных исковых требований признать незаконными отказы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х от 00.00.0000 года У и от 00.00.0000 года У в заключении договора аренды земельного участка по адресу: Z, а также обязать территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х заключить с истцом договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 10 лет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание административный истец Игнатьев О.А. не явился, направил в суд своего представителя Васьковскую Е.В., которая заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил отзыв на исковые требования, согласно которому Игнатьеву О.А. отказано в заключении договора аренды, поскольку на момент его обращения в уполномоченный орган отсутствовало заявление от иных собственников нежилых зданий, расположенных на спорном земельном участке, что являлось обязательным условием для заключения договора аренды земельного с множественностью лиц на стороне арендатора в силу действовавшей на момент подачи истцом заявления редакции ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекс РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 271, пунктов 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса при переходе к другому лицу права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ч. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Согласно положениям абз. 1 ч. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

Из материалов дела следует, что Игнатьев О.А. на основании договора купли-продажи от 00.00.0000 года является собственником нежилого здания, общей площадью Z кв.м, расположенного по адресу: Х, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 00.00.0000 года.

Спорный земельный участок по адресу: Z на котором расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности истцу Игнатьеву О.А., является собственностью Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выпиской из федерального реестра.

На основании п.п. 4, 4.1.14 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

В связи с чем, являясь собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, истец Игнатьев О.А. 00.00.0000 года обратился в ТУ Росимущество в Х с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка на праве аренды.

Письмом от 00.00.0000 года за У истец был уведомлен ответчиком об отказе в предоставлении ему земельного участка на праве аренды по причине нахождения на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, в связи с чем заявителю необходимо было обратиться ТУ Росимущество в Х совместно с другими собственниками, либо предоставить заключение органа местного самоуправления о целесообразности раздела спорного участка.

Не согласившись с решением уполномоченного органа, Игнатьев О.А. обратился в суд с требованием о понуждении ТУ Росимущество в Х заключить с истцом договор аренды вышеуказанного земельного участка срок на 10 лет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

На момент обращения истца в суд Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, установившие порядок предоставления неделимого земельного в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в связи с чем Игнатьев О.А. 00.00.0000 года повторно обратился в ТУ Росимущество в Х с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду. Письмом от 00.00.0000 года У заявителю вновь было отказано по мотиву того, что в заявлении истца не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Законом, а также отсутствуют сведения о расположенных в границах испрашиваемого участка объектах капитального строительства, принадлежащих третьим лицам.

С учетом изложенного, требования истцом Игнатьевым О.А. были уточнены, согласно которым он указывает об отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в обоих случаях, просит возложить на уполномоченный орган обязанность заключить с ним договор аренды.

Дав оценку оспариваемому решению, суд приходит к выводу, что как собственник уже имеющегося на данном участке здания, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ истец имеет право на предоставление ему земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему строения по назначению.

Отказывая письмом от 00.00.0000 года за У в заключении договора аренды, ответчик сослался на наличие в границах земельного участка объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, и необходимости подачи заявления совместно с другими собственниками зданий, либо предоставить заключение органа местного самоуправления о целесообразности раздела спорного участка.

Однако в силу положений пункта 2 статьи 271, пунктов 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ право нового собственника недвижимого имущества на пользование земельным участком не зависит от воли предыдущего собственника и иных собственников недвижимого имущества, расположенного на этом участке, оно возникает в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости. При этом названное право покупателя не умаляется тем обстоятельством, что продавец недвижимого имущества не оформлял право аренды земельного участка.

Кроме того, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств наличия в границах спорного земельного иных объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам.

Также суд находит необоснованным отказ заявителю в предоставлении на праве аренды спорного земельного участка, выраженный в письме ТУ Росимущество в Х от 00.00.0000 года У. Так, причиной отказа послужило отсутствие в заявлении истца указания на основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Законом, а также отсутствуют сведения о расположенных в границах испрашиваемого участка объектах капитального строительства, принадлежащих третьим лицам.

Законодателем в п. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Перечень документов, представляемых лицом, претендующим на заключение с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов, определен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

Анализ положений названного Приказа № 1 от 12.01.2015 года и заявления Игнатьева О.А., поданного 00.00.0000 года в ТУ Росимущество в Х, позволяет сделать вывод о том, что истцом уполномоченному органу представлено заявление, содержащее все сведения, обязанность предоставления которых возложена на заявителя.

Действительно, в силу п. 4 ч. 1 ст. 39.17 КоАП РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

Из содержания заявления Игнатьева О.А., поданного в ТУ Росимущество в Х от 00.00.0000 года следует, что в нем заявитель просить предоставить ему земельный участок Z

Таким образом, истцом в поданном заявлении указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, а именно предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

Так, в частности, заявитель должен представить документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП, документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок), сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Ответчик, отказывая в предоставлении истцу спорного земельного участка в аренду, указал на то, что заявителем представлена недостоверная информация об объектах капитального строительства, расположенных в границах испрашиваемого участка.

В то же время, как следует из содержания Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, заявитель обязан предоставить перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Сведения же об остальных объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, подлежат установлению из Выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, которые в силу положений Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Вследствие изложенного, переложение ответчиком на истца обязанности по предоставлению сведений об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом в аренду земельном участке, является незаконным.

Оснований к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определенных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, судом не установлено, доказательств наличия таковых обстоятельств в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах отказ ТУ Росимущества в Х является незаконным, в силу чего требование истца о понуждении ответчика к заключению договора аренды на испрашиваемый участок подлежит удовлетворению.

Согласно п. 17 ч. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;

В силу п. 12 ст. 39.8 земельного кодекса РФ при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Таким образом, суд полагает возможным обязать ответчика заключить договор аренды на испрашиваемый истцом срок – 10 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Игнатьева О.А. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х удовлетворить.

Признать незаконными отказы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х от 00.00.0000 года Z

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х заключить с Игнатьевым О.А. договор аренды земельного участка по адресу: Z сроком на 10 лет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Черных

2-752/2016 (2-6770/2015;) ~ М-4541/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Игнатьев Олег Аркадьевич
Ответчики
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущество в Красноярском крае
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Черных Артем Владимирович
Дело на странице суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
06.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2015Передача материалов судье
10.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.11.2015Предварительное судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
24.02.2016Судебное заседание
29.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.09.2016Дело оформлено
20.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее