Гражданское дело № 2-272/2019
УИД 28RS0012-01-2019-000465-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2019 года п. Магдагачи
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шаталовой О.Ю.,
при секретаре Губеевой Ю.А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района М.П. Истомина,
представителя ответчика администрации <адрес> Соколовой И.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя третьего лица ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» Мамоновой Д.Ю., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района в интересах Кармадоновой ФИО10 к администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к квартире,
установил:
прокурор Магдагачинского района в интересах Кармадоновой Л.Л. обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к администрации пгт Магдагачи о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к квартире.
В обоснование доводов искового заявления указано, что прокуратурой Магдагачинского района по обращению Кармадоновой Л.Л. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на предмет обеспеченности маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в многоквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес>.
По результатам проверки установлено, что Кармадонова Л.Л. является инвалидом I группы и проживает по адресу: <адрес> <адрес>. Указанное помещение принадлежит Кармадоновой Л.Л. на праве общей долевой собственности, доля в праве составляет ?. Названный МКД пандусом или иными средствами доступа для маломобильных групп населения не оборудован.
Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного доступа к жилому объекту – квартире Кармадоновой Л.Л., создает препятствие для улучшения условий ее жизни, нарушает право, как инвалида, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку являясь инвалидом первой группы, в целях передвижения использующим инвалидную коляску, Кармадонова Л.Л. лишена возможности беспрепятственно выходить из своей квартиры, так как расположенная у крыльца лестница не приспособлена под инвалидные коляски.
По результатам обследования жилого помещения Кармадоновой Л.Л. комиссией ДД.ММ.ГГГГ установлена техническая возможность приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Кармадонова Л.Л.
На основании изложенного прокурор Магдагачинского района просит суд возложить на администрацию <адрес> обязанность обеспечить беспрепятственный доступ Кармадоновой Л.Л. к <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> путем приспособления общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с выводами, содержащимися в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
От третьего лица ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» поступил отзыв на исковое заявление, а также отзыв на возражения ответчика, в которых указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес общества поступило заявление Кармадоновой Л.Л. о решении вопроса с установкой пандуса в подъезде ее дома. В ответ на ее заявление общество указало, на нецелесообразность установки пандуса за счет средств компании с разъяснением положений действующего законодательства.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> заключен договор управления данным многоквартирным домом.
В приложении № к договору от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен «Перечень работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома», который не устанавливает для управляющей организации обязательные работы по установке пандуса для маломобильных групп населения, в частности инвалидов.
Общество не имеет права самостоятельно без принятия соответствующего решения собственниками данного имуществ осуществлять работы по реконструкции, ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе и установке пандуса в многоквартирном доме.
Кроме этого, статья 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не возлагает на управляющую организацию обязанности по установке пандуса.
Так как, ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на повестку ставился вопрос о проведении работ по устройству пандуса в подъезде №. Собственники указного МКД решили произвести данные работы за счет средств капитального ремонта.
Обязанность обеспечить инвалидам необходимые условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме лежит на органе местного самоуправления.
Таким образом, общество считает требования истца законными и обоснованными.
В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района М.П. Истомин уточнил исковые требования в части срока выполнения работ по обеспечению беспрепятственного доступа к жилому помещению, а именно, просил суд в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию пгт Магдагачи обеспечить беспрепятственный доступ Кармадоновой ФИО10 к <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> путем приспособления общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с выводами содержащимися в акте № от ДД.ММ.ГГГГ составленного комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Окончательные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Кармадонова Л.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила телефонограмму о рассмотрении дела в её отсутствие, поскольку не может явиться в судебное заседание по состоянию здоровья, доводы искового заявления поддержала.
Представитель ответчика администрации <адрес> И.С. Соколова ранее представленный письменный отзыв не поддержала. С исковыми требованиями прокурора Магдагачинского района не согласилась, поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, не входит в состав муниципальной собственности поселка. На общем собрании собственниками принято решение произвести данные работы за счет средств капитального ремонта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» Д.Ю. Мамонова в судебном заседании ранее представленный письменный отзыв и возражения поддержала в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматриваемыми в рамках данного дела исковыми требованиями являются требования прокурора Магдагачинского района в интересах Кармадоновой ФИО10 к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ Кармадоновой Л.Л. к <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> путем приспособления общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с выводами, содержащимися в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положениям ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В судебном заседании установлено, что Кармадонова Л.Л. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Кармадоновой Л.Л. установлена первая группа инвалидности. Ее передвижение осуществляется при помощи инвалидной коляски.
ДД.ММ.ГГГГ Кармадонова Л.Л. обратилась в ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» с заявлением об установке пандуса у подъезда жилого дома, где она проживает. В ответе на данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» сообщила о нецелесообразности производств работ по установке пандуса за счет средств компании.
В ходе проведенной по заявлению Кармадоновой Л.Л. прокурорской проверки установлено, что комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено обследование жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес>, в ходе которого установлено, что территория, примыкающая к многоквартирному жилому дому, в котором проживает инвалид, не благоустроена и не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Крыльцо и входная площадка не отвечают требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Лестница крыльца многоквартирного дома не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Навес крыльца не имеет ограждение от метеорологических осадков и отвода поверхностных стоков. Двери для входа в многоквартирный дом не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно п.6 указанных правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно п.12 указанных правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования)
В разделе III указанных правил установлены III требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.
Жилой дом по <адрес> 1995 года постройки.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ст. 246, п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу п. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В силу п. 2 указанных Правил, в состав общего имущества включаются, в числе прочего, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Капитальный ремонт общего имущества, в силу п. 21 Правил, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, осуществляет ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» в соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Амурская управляющая компания» и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. На повестку дня ставился вопрос о проведении работ по устройству пандуса в подъезде №. Собственники указанного МКД решили произвести данные работы за счет средств капитального ремонта.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 приведенного выше Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с актом № обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной и утвержденной постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ №, обследовано жилое помещение инвалида, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, и общее имущество в многоквартирном доме, в результате которого комиссией установлено следующее. Входные двери на лоджию не оснащены доводчиками с регулируемым усилением, порог балконной двери очень высокий (0,25см). Для соответствия жилого помещения требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида нужно выполнить перепланировку жилого помещения с видами работ: смена дверных блоков входных, внутриквартирных; смена оконного и дверного балконного блока; арочные проемы (комната и кухня) увеличить; выполнить перепланировку ванной комнаты и туалетной комнаты на совмещенный санузел. Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, не благоустроена и не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Крыльцо и входная площадка не отвечают требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида: дверной проем имеет порог и перепад относительно уровня пола; отсутствуют дренажные и водосборные решетки; входная площадка при открывании дверей наружу имеет размер 1,40 м х 1,10 м (должен быть не менее 1,40 м х2,00 м или 1,50 м х1,85 м); пандус отсутствует; поверхность ступеней крыльца не имеет антискользящего покрытия; ограждения отсутствуют. Лестница крыльца многоквартирного дома не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Навес крыльца не имеет ограждение от метеорологических осадков и отвода поверхностных стоков. Двери для входа в многоквартирный дом не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида:наружный дверной проем имеет ширину 0,90м (должен быть не менее 1,20 м); наружная дверь имеет порог; тамбур в многоквартирном доме не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида; внеквартирный коридор не соответствует требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида. Тамбур при одностороннем открывании дверей должен быть не менее 2,30 м глубиной и не менее 1,50 м шириной (2,30 м х 1,00 м). Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,50 м и минимальное пространство для поворота кресла – коляски на 90 градусов – размером 1,20 м х 1,20 м. Если объединить тамбур и внеквартирный коридор, пространства для поворота кресла будет достаточно.
На основании обследования комиссия пришла к следующим выводам, относительно мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
По доступности жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме через подъезд:
Вариант №. Выполнить продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле – коляске около многоквартирного дома (допускается продольный уклон 1:10 на протяжении не более 10 метров). Крыльцо: выполнить разворотную площадку для кресла – коляски перед пандусом размером 1,50м х 1,50м; выполнить металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях; разобрать крыльцо; устройство дренажных и водосборных решеток; выполнить входную площадку при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,40 м х 2,00 м или 1,50 м х 1,85 м; входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,20 м х 2,20 м, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1-2 процентов; число подъемов (ступеней) в одном перепаде должно быть не менее 3 и не более 12; выполнить поверхность ступеней с антискользящим покрытием (шероховатым); выполнить ограждение с двух сторон; верхнюю и нижнюю ступени выделить цветом и фактурой; выполнить пандус крыльца. Двери для входа: сменить дверной проем; тамбур объединить с внеквартирным коридором; выполнить пандус во внеквартирном коридоре.
Вариант №. Подъемник – коляска «Гради –Стандарт» (ступенькоход).
Вариант №. Откидные пандусы. Откидные пандусы для инвалидных колясок часто бывают необходимостью в старых зданиях с узкими лестницами. В этом случае установить стандартную стационарную конструкцию невозможно. Мобильное приспособление облегчает передвижение для лиц с ограниченными возможностями и не мешает остальным жильцам. Особенности конструкции откидного пандуса. Откидной пандус для колясок создает оптимальные условия проживания людям с ограниченными возможностями и категориям лиц, не имеющим инвалидности. Приспособление легко складывается и устанавливается с упором к стене или перилам. Таким образом, откидной пандус не занимает лестничный пролет и не мешает передвижению пешеходов. Конструкция состоит из двух металлических рельсов, соединенных поперечными направляющими. К упорной поверхности откидной пандус для колясок крепится петлями. В комплект поставки входит ручка для более удобного использования и максимально легкой сборки /разборки. С учетом того, что угол уклона таких пандусов не соответствует действующим нормативам, поэтому такие конструкции можно использовать только в качестве исключительной меры для создания доступной среды в подъездах и на узких лестничных маршах.
По доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме через лоджию:
Вариант №. Выполнить продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле – коляске около многоквартирного дома и в затесненных местах (допускается продольный уклон 1:10 на протяжении не более 10 метров); произвести смену оконного и дверного балконного блока; выполнить площадку на лоджии с увеличением ширины лоджии; устройство пандуса требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
По доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме через окно жилого помещения:
Вариант № Вариант по доступности через оконный проем жилого помещения невозможен, так как размер оконного проема 1,40 м, входная дверь должна быть не менее 1,20 м.
На основании изложенного, руководствуясь положениями приведенных выше норм, суд считает, что требования прокурора, вопреки доводам ответчика, подлежат удовлетворению в полном объеме. Срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу будет реальным и достаточным для выполнения соответствующего вида работ.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Магдагачинского района в интересах Кармадоновой ФИО10 к администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к квартире – удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ Кармадоновой ФИО10 к <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> путем приспособления общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с выводами содержащимися в акте № от ДД.ММ.ГГГГ составленного комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2019