УИД 36RS0006-01-2021-007010-47
N 2а-4306/2021
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Зиборовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Вартанян Ольге Валентиновн о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
МИФНС России №3 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Вартанян О.В. о взыскании суммы задолженности в размере 22998,68 рублей, в том числе: задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в размере 483 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2020 в размере 7,88 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017-2018 годы в размере 7087 рублей, пени за период с 01.07.2019 по 22.12.2020 в размере 365,74 рублей; транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 9000 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2020 в размере 985,73 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что на имя Вартанян О.В. зарегистрировано следующее имущество:
- транспортное средство - автомобиль №;
- земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
- земельный участок площадью 336 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
- квартира площадью 138,50 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- жилой дом площадью 213,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- квартира площадью 49,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- иное строение, помещение и сооружение площадью 27,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:
- № 21073 от 05.07.2019 об уплате в срок до 07.10.2019 налога на имущество физических лиц в размере 3165 рублей, пени в размере 3,16 рублей;
- № 69876 от 15.12.2020 об уплате в срок до 02.02.2021 налога в размере 9000 рублей, пени в размере 16,57 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3922 рублей, пени в размере 7,22 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4994 рублей, пени в размере 9,20 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 483 рублей, пени в размере 0,89 рублей;
- № 88268 от 23.12.2020 об уплате в срок до 26.01.2021 транспортного налога в размере 9000 рублей, пени в размере 969,16 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3156 рублей, пени в размере 358,52 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1135 рублей, пени в размере 66,13 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 121 рубля, пени в размере 6,99 рублей.
Требования в установленный срок исполнены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 в Центральном судебному районе Воронежской области от 16.04.2021 МИФНС № 15 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Вартанян О.В. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени на общую сумму 22998,68 рублей.
До настоящего времени задолженность в размере 22998,68 рублей административным истцом не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине нестабильной работы технических программ и сервисов (л.д.5).
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 3 по Воронежской областине явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Вартанян О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту регистрации.
Исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела административный ответчик Вартанян О.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
На основании материалов дела судом установлено, что Вартанян О.В. с 18.12.2015 является собственником автомобиля марки № Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Вартанян О.В. находится: с 29.08.2012 – квартира площадью 138,50 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 17.09.2018 - жилой дом площадью 213,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 08.04.2016 - квартира площадью 49,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 15.07.2019 - иное строение, помещение и сооружение площадью 27,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Вартанян О.В. находится: с 17.09.2018 – земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 08.04.2016 - земельный участок площадью 336 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
Следовательно, Вартанян О.В., имея в собственности объекты недвижимости, земельные участки и транспортное средство, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и была обязана согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании положений ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в адрес Вартанян О.В. направлялись налоговые уведомления № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 (л.д.20-22, 23-24, 25-27).
В установленный срок обязанность по уплате налогов Вартанян О.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 в адрес Вартанян О.В. были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:
- № 21073 от 05.07.2019 об уплате в срок до 07.10.2019 налога на имущество физических лиц в размере 3165 рублей, пени в размере 3,16 рублей (л.д.14-15);
- № 69876 от 15.12.2020 об уплате в срок до 02.02.2021 налога в размере 9000 рублей, пени в размере 16,57 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3922 рублей, пени в размере 7,22 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4994 рублей, пени в размере 9,20 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 483 рублей, пени в размере 0,89 рублей (л.д.16-17);
- № 88268 от 23.12.2020 об уплате в срок до 26.01.2021 транспортного налога в размере 9000 рублей, пени в размере 969,16 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3156 рублей, пени в размере 358,52 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1135 рублей, пени в размере 66,13 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 121 рубля, пени в размере 6,99 рублей (л.д.18-19).
Требования в установленный срок исполнены не были.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, административный истец обращался 16.04.2021 к мировому судье судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о взыскании задолженности по налогам с Вартанян О.В., и определением мирового судьи судебного участка № 5 в Центральном судебному районе Воронежской области от 16.04.2021 МИФНС № 15 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Вартанян О.В. недоимки на общую сумму 22998,68 рублей в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.49).
Административный истец 18.10.2021 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу. В ходатайстве административный истец указал в качестве уважительной причины пропуска срока нестабильную работу технических программ и сервисов (л.д.8). Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 07.10.2019 истек 07.04.2020; административным истцом пропущен и при обращении с заявлением к мировому судье (16.04.2021), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.
На этом основании ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного заявления удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Вартанян Ольге Валентиновн о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-007010-47
N 2а-4306/2021
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Зиборовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Вартанян Ольге Валентиновн о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
МИФНС России №3 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Вартанян О.В. о взыскании суммы задолженности в размере 22998,68 рублей, в том числе: задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в размере 483 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2020 в размере 7,88 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017-2018 годы в размере 7087 рублей, пени за период с 01.07.2019 по 22.12.2020 в размере 365,74 рублей; транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 9000 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2020 в размере 985,73 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что на имя Вартанян О.В. зарегистрировано следующее имущество:
- транспортное средство - автомобиль №;
- земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
- земельный участок площадью 336 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
- квартира площадью 138,50 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- жилой дом площадью 213,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- квартира площадью 49,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- иное строение, помещение и сооружение площадью 27,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:
- № 21073 от 05.07.2019 об уплате в срок до 07.10.2019 налога на имущество физических лиц в размере 3165 рублей, пени в размере 3,16 рублей;
- № 69876 от 15.12.2020 об уплате в срок до 02.02.2021 налога в размере 9000 рублей, пени в размере 16,57 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3922 рублей, пени в размере 7,22 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4994 рублей, пени в размере 9,20 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 483 рублей, пени в размере 0,89 рублей;
- № 88268 от 23.12.2020 об уплате в срок до 26.01.2021 транспортного налога в размере 9000 рублей, пени в размере 969,16 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3156 рублей, пени в размере 358,52 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1135 рублей, пени в размере 66,13 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 121 рубля, пени в размере 6,99 рублей.
Требования в установленный срок исполнены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 в Центральном судебному районе Воронежской области от 16.04.2021 МИФНС № 15 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Вартанян О.В. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени на общую сумму 22998,68 рублей.
До настоящего времени задолженность в размере 22998,68 рублей административным истцом не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине нестабильной работы технических программ и сервисов (л.д.5).
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 3 по Воронежской областине явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Вартанян О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту регистрации.
Исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела административный ответчик Вартанян О.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
На основании материалов дела судом установлено, что Вартанян О.В. с 18.12.2015 является собственником автомобиля марки № Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Вартанян О.В. находится: с 29.08.2012 – квартира площадью 138,50 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 17.09.2018 - жилой дом площадью 213,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 08.04.2016 - квартира площадью 49,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 15.07.2019 - иное строение, помещение и сооружение площадью 27,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Вартанян О.В. находится: с 17.09.2018 – земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; с 08.04.2016 - земельный участок площадью 336 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
Следовательно, Вартанян О.В., имея в собственности объекты недвижимости, земельные участки и транспортное средство, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и была обязана согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании положений ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в адрес Вартанян О.В. направлялись налоговые уведомления № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 (л.д.20-22, 23-24, 25-27).
В установленный срок обязанность по уплате налогов Вартанян О.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 40323308 от 05.09.2018, № 37020630 от 10.07.2019, № 36505039 от 03.08.2020 в адрес Вартанян О.В. были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:
- № 21073 от 05.07.2019 об уплате в срок до 07.10.2019 налога на имущество физических лиц в размере 3165 рублей, пени в размере 3,16 рублей (л.д.14-15);
- № 69876 от 15.12.2020 об уплате в срок до 02.02.2021 налога в размере 9000 рублей, пени в размере 16,57 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3922 рублей, пени в размере 7,22 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4994 рублей, пени в размере 9,20 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 483 рублей, пени в размере 0,89 рублей (л.д.16-17);
- № 88268 от 23.12.2020 об уплате в срок до 26.01.2021 транспортного налога в размере 9000 рублей, пени в размере 969,16 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3156 рублей, пени в размере 358,52 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 1135 рублей, пени в размере 66,13 рублей, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 121 рубля, пени в размере 6,99 рублей (л.д.18-19).
Требования в установленный срок исполнены не были.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, административный истец обращался 16.04.2021 к мировому судье судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области с заявлением о взыскании задолженности по налогам с Вартанян О.В., и определением мирового судьи судебного участка № 5 в Центральном судебному районе Воронежской области от 16.04.2021 МИФНС № 15 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Вартанян О.В. недоимки на общую сумму 22998,68 рублей в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.49).
Административный истец 18.10.2021 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу. В ходатайстве административный истец указал в качестве уважительной причины пропуска срока нестабильную работу технических программ и сервисов (л.д.8). Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 07.10.2019 истек 07.04.2020; административным истцом пропущен и при обращении с заявлением к мировому судье (16.04.2021), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.
На этом основании ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного заявления удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Вартанян Ольге Валентиновн о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.