№ 2-189/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суровикино Волгоградской области 16 марта 2020 г.
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Е.В. Луневой,
при секретаре судебного заседания Н.А. Зориной,
с участием представителя истца Н.А. Епифанова Е.И. Епифановой,
представителя ответчика администрации городского поселения г.Суровикино Суровикинского района
Волгоградской области И.В.Пивоваровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Епифанова Н.А. к администрации городского поселения города Суровикино Суровикинского района Волгоградской области о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Епифанов Н.А. обратился в суд с иском к администрации городского поселения г. Суровикино Волгоградской области о признании права собственности на самовольную постройку на том основании, что 15 ноября 2016 г. между ним и администрацией городского поселения г. Суровикино Волгоградской области был заключён договор аренды земельного участка категории земель – земли населенных пунктом, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, находящегося на территории городского поселения г. Суровикино Волгоградской области, площадью 1187 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
15 марта 2017 г. администрация городского поселения г. Суровикино Волгоградской области выдала истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 207,27 кв.м., на земельном участке мерою 1187 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В настоящее время на данном земельном участке построен жилой дом площадью 47,2 кв.м. В 2020 г. Епифанов Н.А. обратился в администрацию городского поселения г. Суровикино Волгоградской области для ввода в эксплуатацию построенного жилого дома. Однако 17 января 2020 г. ему было отказано в выдаче необходимых документов, поскольку данный жилой дом не соответствует разрешению на строительство, а именно не соблюдены отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, – 3 м.
24 января 2010 г. Нижне-Волжским филиалом АО «Ростехинтвентаризация – Федеральное БТИ» был изготовлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, по меже земельного участка Епифанова Н.А. соседей нет. Возведённая истцом постройка имеет все коммуникации и соответствует всем признакам жилого дома. Сохранение постройки не нарушит прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец Епифанов Н.А. просит признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 47,2 кв.м., жилой площадью 23.8 кв.м.
Истец Епифанов Н.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился.
Представитель истца Епифанова Е.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, изложив их вышеуказанным образом.
Представитель ответчика администрации городского поселения г. Суровикино Волгоградской области Пивоварова И.В. в судебном заседании исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения, поскольку на соседних земельных участках строительство невозможно, а от ближайшего строения до жилого дома Епифанова Н.А. расстояние составляет более 30 м.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Епифанова Н.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи (абзац второй пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
К существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г. разъяснено, что в целях правильного разрешения споров, связанных с правом собственности на самовольную постройку, возведенную на земельном участке, предоставленном застройщику в аренду, судам необходимо учитывать следующее.
Одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена статьёй 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Как установлено судом, 15 ноября 2016 г. между администрацией городского поселения г. Суровикино Волгоградской области и Епифановым Н.А. был заключен договор № аренды земельного участка, находящегося на территории городского поселения г. Суровикино Суровикинского муниципального района Волгоградской области, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктом, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, по акту приема-передачи земельного участка, сдаваемого в аренду, общей площадью 1187 кв.м., согласно плану земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения г.Суровикино Волгоградской области Епифанову Н.А. выдано разрешение № RU34-53-126-2017 на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 207,27 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В 2019 г. истцом на арендуемом земельном участке возведён жилой дом общей площадью 47,2 кв.м., что подтверждается копией технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства, составленного по состоянию на 24 января 2020 г.
В уведомлении администрации городского поселения города Суровикино Волгоградской области от 17 января 2020 г. № 02/07, адресованном Епифанову Н.А., указано, что по результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного 14 января 2020 г., возведённый истцом жилой дом на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям: согласно статье 17 Правил землепользования и застройки городского поселения г. Суровикино минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений сооружений – 3 метра.
Согласно заключению ведущего специалиста (архитектора) администрации городского поселения города Суровикино Суровикинского района Волгоградской области от 16 марта 2020 г. в результате обследования участка по адресу: <адрес>, установлено, что указанный земельный участок не имеет смежных границ с другими участками. С западной стороны расположен проезд. С восточной и северной стороны земельные участки под индивидуальное жилищное строительство не выделялись и, исходя из рельефа местности и расположения существующих линий электропередач, не могут быть выделены. Жилой дом, построенный Епифановым Н.А. на обследуемом участке, расположен более чем в 30 м от ближайшего жилого дома по адресу: <адрес>. В соответствии с требованиями СНиП 02.07.01 89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должны быть не менее, как правило, 6 м. Из чего следует, что расстояния от жилого дома на рассматриваемом участке до зданий и строений на соседних земельных участках соответствуют установленным санитарным и бытовым условиям, а также противопожарным разрывам.
Принимая во внимание то, что возведение Епифановым Н.А. жилого дома на предоставленном в аренду земельном участке в целях индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, не нарушило права третьих лиц и требования санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, не создало угрозы жизни и здоровью граждан, существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не имеется, суд считает, что иск Епифанова Н.А. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Епифанова Н.А. к администрации городского поселения города Суровикино Суровикинского района Волгоградской области о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.
Признать за Епифановым Н.А. право собственности на жилой дом общей площадью 47,2 кв.м., жилой площадью 23,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2020 г.
Судья Е.В. Лунева