№ 2-1106/2021
24RS0018-01-2021-001684-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Бойцовой Л.А.,
при секретаре Боковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белюциной Е. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат за 2020 – 2021 годы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Белюцина Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю с требованием взыскать с ответчика 64749,72 руб. в качестве недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 6077,19 руб. в качестве недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, 11054,7 руб. в качестве недоплаченных отпускных в 2021 году, 26292,37 руб. в качестве недоплаченных отпускных в 2020 году, 20000 рублей в качестве возмещения морального вреда, а всего 128173,98 руб.
Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю в должности специалиста 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ВС-2.1-02/2/151 контракт с ней расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней в размере 9288,29 руб., компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ в размере 109243, 4 руб.
При расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (11 календарных дней) Инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсаций (в справках 2НДФЛ материальные выплаты отражены как премии под кодом дохода 2002).
Поскольку в соответствии с положением части 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истице за расчетный период (12 месяцев до расторжения контракта) материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно перерасчету с учетом сумм денежного стимулирования, истец считает, что к выплате ей полагается доплата в размере 108173 руб. 98 коп.
Действиями ответчика работнику причинен моральный вред, который она оценивает в 20000 руб.
В судебном заседании Белюцина Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в суд не явился, о дне слушания извещен. В своем заявлении и.о. начальника Межрайонной инспекции № по Красноярскому краю ФИО4 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, также ответчиком представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, изучив возражения ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом N 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 года и 23.04.2016 года принимались постановления соответственно N 302-12 и N 347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю и истцом был заключен служебный контракт № на должность специалиста 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ВС-2.1-02/2/151 контракт с ней расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Также в указанном приказе постановлено выплатить Белюциной Е.А. компенсацию за неиспользованный отпуск за служебный год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 11 дней; компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.
Не согласившись с размером выплат, которые рассчитаны без учета начислений в виде материального стимулирования, выплаченных за расчетный период 2020 и 2021 годах, и произведенных при ее увольнении, истец представила расчет, в соответствии с которым ей подлежит доплате 64749,72 руб. в качестве недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 6077,19 руб. в качестве недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, 11054,7 руб. в качестве недоплаченных отпускных в 2021 году, 26292,37 руб. в качестве недоплаченных отпускных в 2020 году.
Суд считает, что указанное истцом материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты четырехмесячного денежного содержания, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела расчетных листков истца, справок о доходах истца, согласно которым Белюциной Е.А. в 2020 и 2021 годах были выплачены средства материального стимулирования, а также учитывает расчет ответчика, с которым истец в судебном заседании согласилась.
Так ответчик указывает, что согласно расчетам, произведённым инспекцией, сумма недоплаченных выплат составляет 106770,02 руб., в том числе: компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 64749,72 руб., компенсация в связи с сокращением 3-х месячное денежное содержание 48562,29 руб.; компенсация в связи с сокращением 4 месяц денежного содержания 16187, 43 руб.; сумма невыплаченной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 6077,28 руб., сумма к доплате по отпускным выплатам за 2021 составляет 11054,72 руб., в том числе: 2072,76 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5527,36 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 3454,6 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По иску указанная сумма составила 11054, 7 руб., расхождение на 0,02 руб. за счет округления. Сумма к доплате по отпускным выплатам за 2020 год составила 24888, 3 руб., по иску сумма 26292,37, расхождение 1404,07 руб. по причине неверного исчисления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что суд не является налоговым агентом, налоговым агентом для истца является работодатель, и, соответственно, последний производит удержания суммы налога на доходы физических лиц, по указанным основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная сумма в размере 106770,02 руб.
Часть 3.1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляя для государственного гражданского служащего при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы право на получение компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, носит гарантийный характер и не может расцениваться как нарушающая права государственных гражданских служащих.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с тем, что установлен факт нарушения прав Белюциной Е.А., подлежат удовлетворению ее требования в части компенсации морального вреда.
В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения прав истца, она испытывала нравственные страдания, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая изложенное, с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета 3635, 4 руб. (3335,4 руб. по требованию имущественного характера и 300 рублей по требованию неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белюциной Е. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю в пользу Белюциной Е. А. недоплаченные суммы при увольнении, связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере 106770,02 руб., в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей, а всего 111 770 рублей 02 коп.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3635, 4 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок.
Судья