Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4588/2020 ~ М-3784/2020 от 22.06.2020

Дело № 10RS0011-01-2020-007416-71 (2а-4718/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2020 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи М.Н. Картавых,

при секретаре М.О. Журковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Мининой Веронике Васильевне о взыскании обязательных платежей,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатила в установленный законом срок налоговые платежи за 2014-2015 год, в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 150 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2015 год и пени в сумме 16,70 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца – Бокшин А.М. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик в судебном заседании иск не признала, полагала, что налоговым органом пропущен процессуальный срок для обращения с настоящими требованиями в суд.

Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы дела по судебному приказу №СП2а-416/2020-13, суд приходит к следующим выводам.

Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

В ст. 6 Закона РК № 384-3PK от 30.12.1999 г. «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» Закона содержатся ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств.

Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот.

Как установлено материалами дела, по сведениям ОГИБДД УВД г. Петрозаводска, за административным ответчиком в 2014-2015 гг. была зарегистрирована мотолодка <данные изъяты> (налоговая база 15 л/с, налоговая ставка 10 рублей, 12 мес. владения в каждом отчетном периоде).

Административному ответчику были направлены налоговые уведомления №417801 от 02.06.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 150 рублей в срок до 01.10.2015, №89487839 от 05.08.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 150 рублей в срок до 01.12.2016.

Налог в установленный законом срок административным ответчиком уплачен не был.

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.

В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с неуплатой транспортного налога Инспекцией в адрес административного ответчика было направлены требования №46889 от 27.10.2015 об уплате в срок до 28.01.2016 недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 150 рублей и пени в сумме 15,23 рублей, и №3729 от 23.11.2017 об уплате в срок до 24.01.2018 недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 150 рублей и пени в сумме 16,60 рублей.

Указанные требования административным ответчиком не исполнены. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 150 рублей, и начисленным на указанную недоимку пеням за период с 02.10.2015 по 26.10.2015 в сумме 0,1 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 150 рублей, и начисленным на указанную недоимку пеням за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в сумме 16,60 рублей,

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Судом установлено, что административный истец обратился в суд о взыскании недоимки по налогам по двум требованиям, общая задолженность по которым в течение трех лет с момента истечения срока исполнения самого раннего из них не превысила 3000 рублей.

Следовательно, в данном случае срок обращения с заявленными требованиями составляет шесть месяцев с момента истечения трехлетнего срока с даты исполнения самого раннего требования – то есть с 28.01.2019 (28.01.2016 + 3 года). Срок обращения в суд истек 28.07.2019.

Между тем, административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мининой В.В. указанной недоимки 22.01.2020, то есть с пропуском процессуального срока на обращение в суд.

28.01.2020 мировым судьей судебного участка №13 г. Петрозаводска РК вынесен судебный приказ о взыскании с Мининой В.В. недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг. в сумме 300 рублей и пени в сумме 32,43 рубля.

Определением мирового судьи от 11.02.2020 в связи с поступлением возражений должника указанный судебный приказ отменен.

После вынесения указанного определения налоговый орган в течение шести месяцев со дня отмены обратился в суд с настоящим административным иском - 20.07.2020.

Между тем, очевидно, что предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налогов, указанных в вышеназванном требовании, заявителем не соблюдены, поскольку налоговым органом пропущена совокупность сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания задолженности.

В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание недоимки по налогам и пени является неправомерным.

Довод административного истца о том, что в данном случае возможность взыскания утрачена только по одному требованию №46889 от 27.10.2015, а по второму недоимка подлежит взысканию, поскольку срок предъявления требований по нему не пропущен, по мнению суда, является несостоятельным, основанном на ошибочном толковании нормы права ввиду следующего:

В данном случае предметом иска являются два требования, по которым на момент обращения в суд истек срок исполнения.

Статьей 48 НК РФ в отношении данного случая определен конкретный пресекательный срок в совокупности по всем требованиям, по которым административный истец обратился за взысканием, и он составляет шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования. Рассмотрение процессуальных сроков отдельно для каждого из требований, заявленных ко взысканию в совокупности, законом не предусмотрено.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.59 НК РФ в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признается безнадёжной ко взысканию.

В силу п.1 ч.2 ст.59 НК РФ налоговые органы являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Учитывая, что на момент обращения к мировому судье налоговому органу уже было достоверно известно об истечении процессуального срока обращения по совокупности данных требований, налоговый орган, будучи лицом, уполномоченным на принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, не был лишен права на обращение в суд за признанием недоимки по требованию №46889 от 27.10.2015 безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленного срока их взыскания. При таких обстоятельствах возможность взыскания недоимок по более поздним требованиям сохранилась бы за налоговым органом.

Указанным правом налоговый орган не воспользовался.

Административный истец свободен в выборе способа защиты нарушенного права, он также самостоятельно определяет объем исковых требований.

Причины пропуска срока суд уважительными не признает, в связи с чем восстановлению он не подлежит. Ходатайство о восстановлении срока представитель административного истца не заявил.

С учетом изложенного, требования административного истца удовлетворению не подлежат и в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 48 НК РФ, 175-180, 286, 289, 291 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2020 года.

2а-4588/2020 ~ М-3784/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИФНС России по г.Петрозаводску
Ответчики
Железкин Сергей Сергеевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация административного искового заявления
22.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Дело оформлено
02.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее