КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-8066/2021
№ 2а-2603/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей: Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Шепилове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бабенко Федора Владимировича к Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края об оспаривании решений органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2020 года, которым удовлетворены административные исковые требования Бабенко Федора Владимировича: признаны незаконными решения Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 24 июля 2020 года и решение от 26 августа 2020 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений путем утверждения схемы вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <№...>
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,
установила:
Бабенко Ф.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Темрюкский район об оспаривании решений органа местного самоуправления указав, что в адрес административного ответчика направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане территории. По результатам рассмотрения заявлений администрацией приняты решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 24 июля 2020 года и от 26 августа 2020 года которые являются незаконными, поскольку законом предусмотрена возможность формирования земельного участка и ведения хозяйственной деятельности на территории объектов культурного наследия с соблюдением ряда условий и режима использования данной территории, при этом в 2011 году администрацией Ахтанизовского сельского поселения согласован проект благоустройства территории спорного земельного участка.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением Администрацией муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края подана апелляционная жалоба, в которой просила об отмене постановленного по делу решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Бабенко Ф.В. представлены возражения, в том числе уточненные, в которых просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Бабенко Ф.В., Уварова Ю.И., Администрация муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела Бабенко Ф.В. в адрес администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1129 квадратных метров на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <№...>, расположенного в <Адрес...>, <Адрес...>
По результатам рассмотрения указанного выше заявления административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 24 июля 2020 года и решение от 26 августа 2020 года.
Нижестоящим судом при разрешении требований Бабенко Ф.В. приняты во внимание сведения содержащиеся в информационном письме Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 14 августа 2020 года согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен на территории выявленного объекта культурного наследия «Городище (государственный номер 3365) и в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Остатки крепости, построенной полководцем А.В. Суворовым, 1770-е годы». На данный объект культурного наследия границы территории в установленном законом порядке не утверждены, проект зон охраны не разработан.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района к основным видам разрешенного использования земельных участков, в состав которых входит спорный земельный участок, относится, в том числе, гостиничное обслуживание (пункт 4.7).
В 2011 году Администрацией Ахтанизовского сельского поселения согласован Проект благоустройства территории спорного земельного участка, который разработан с учетом требований, установленных действующим законодательством, подготовлен отделом градостроительного планирования муниципального автономного учреждения Управления архитектуры и градостроительства» муниципального образования Темрюкский район.
Разрешая административные требования Бабенко Ф.В., суд первой инстанции с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и пунктов Правил землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения установив, что к основным видам разрешенного использования земельных участков, в состав которых входит спорный земельный участок относится в том числе гостиничное обслуживание пришел к выводу о несоответствии отказа администрации в предоставлении указанной выше муниципальной услуги установленным законом требованиям, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность формирования земельного участка и ведения хозяйственной деятельности на территории объектов культурного наследия с соблюдением ряда условий и режима использования данной территории.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда нижестоящей инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрация муниципального образования Темрюкский район оказывает муниципальные услуги по формированию земельного участка на основании статьей 11.2, 11.3, 11.4, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 4 июня 2019 года № 989.
Подразделом 2.10. Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований, для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктом 2.10.2 Административного регламента установлено, если в заявлении утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории отсутствуют цель и не указаны способы образования земельного участка или земельных участков, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствие с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка, расположенного в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Как следует из материалов дела отказ в предоставлении муниципальной услуги от 24 июля 2020 года и решение от 26 августа 2020 года административным ответчиком мотивирован расположением образуемого земельного участка в территориальной зоне «К-1», относящейся к зоне размещения объектов курортно-рекреационного назначения и в границах территории объекта историко-культурного наследия. При этом формируемый земельный участок частично расположен на территории проектируемых курортно-рекреационных объектов и на территории общего пользования.
Кроме этого, в отказе административным ответчиком обращено внимание на отсутствие в представленном Бабенко Ф.В. заявлении цели использования земельного участка и способа образования земельного участка, что противоречит требованиям административного регламента.
Судом нижестоящей инстанции при разрешении требований Бабенко Ф.В. не принято во внимание, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района, утвержденных решением Совета Ахтанизовского сельского поселения от 31 декабря 2015 года № 105 (в редакции решений Совета муниципального образования Темрюкский район от 20 ноября 2018 года № 544, от 18 июня 2019 года № 639) образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне «К-1» - зона размеще░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2011 ░░░░ № 110 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2018 ░░░░ № 474) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№...> ░░░░░░░░ 546 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ 1, ░░░░░░░░ 95,1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <№...>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 546 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1129 ░░.░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№...> ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1129 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№...> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 95,1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ № 2-2814/2020).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 16 ░░░░░░ 11.10 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 11.9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 9.5 7.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, 11 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 308 - 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░