Дело № 2-2848/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2014 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Новицком Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО5 об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просят отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО6. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Администрация города Ульяновска не согласна с указанным выше постановлением судебного пристава, считает его незаконным и необоснованным и вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Также считают, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Для надлежащего уведомления судебного пристава администрация города Ульяновска направила в адрес судебного пристава письмо с указанием о невозможности исполнить решение Ленинского районного суда города Ульяновска (дело № 2-736/14) в пятидневный срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 14.04.2014. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Ведомственная структура расходов). Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В соответствии со статьёй 25 Закона о размещении заказов и Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» установлено, что способ определения поставщиков может быть только в форме аукциона. Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. На выполнение работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов составляется и утверждается локальная смета. В 2013 году Постановлением Администрации города Ульяновска от № «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 - 2020 годы» была утверждена соответствующая муниципальная программа. Основными задачами программы являются: Создание на территории муниципального образования «город Ульяновск» современной эффективной системы сбора, транспортировки, сортировки и утилизации отходов потребления. Сохранение существующих и создание новых озелененных территорий. Постоянное и планомерное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Сохранение и развитие природных комплексов на территории муниципального образования «город Ульяновск». Улучшение экологического, санитарного состояния муниципального образования «город Ульяновск». Озеленение улиц и дворов, защита жителей от загрязнения воздушного бассейна и городского шума. Очистка в пределах территории муниципального образования «город Ульяновск» береговых территорий рек Волга, Свияга, Сельдь. Обеспечение прав жителей города на благоприятную окружающую среду, на удовлетворение потребности человека в контакте с живой природой, на получение информации о состоянии окружающей среды в городе Ульяновске, на участие общественности в решении экологических проблем и принятии экологически значимых решений. В 2014 году общий объем доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» составил 6 955 955,98 тыс. рублей, расходы на мероприятия по исполнению указанной выше муниципальной программы - 5 000 тыс. рублей. Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем- Комитетом по охране окружающей среды администрации города Ульяновска (далее - комитет), в настоящее время утверждён план ликвидации несанкцйонированных свалок. Также сообщают суду, что администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета. Согласно ст. 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает. Таким образом, за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2013 год исполнить указанное выше решение суда невозможно, без соответствующих изменений в бюджет. В адрес Ульяновского Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме. Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее. Дополнительно сообщаем, что в настоящее время на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находиться более 600 исполнительных производств (неимущественного характера) по которым администрация города Ульяновска является должником, по общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 600 миллионов рублей. Администрация города Ульяновска не отстраняется от исполнения, вступившего в законную силу решения суда а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда. В соответствии с п. 6, 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов; направила в адрес судебного пристава письмо о невозможности исполнения решения суда. На основании изложенного полагают, что в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, предусмотренные 401 ГК РФ.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - прокурор Ленинского района г.Ульяновска, судебный пристав-исполнитель ФИО5
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменном отзыве на иск, в котором указала, что исковые требования не признает в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Представитель третьего лица МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Третье лицо прокурор Ленинского района г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительное производство № №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, ст. 121 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ст. 441 ГПК РФ постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником, иными лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием), в судебном порядке. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренным главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст. 441 ГПК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд обязал администрацию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, в 10-метрах к северо-западу от жилого <адрес> в <адрес>, общей площадью около 20х40 метров.
На основании вступившего в законную силу решения суда прокурору Ленинского района г.Ульяновска выдан исполнительный документ, который был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
По исполнительному производству № судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации города Ульяновска. Как следует из п.п. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу: <адрес>, в 10-метрах к северо-западу, в результате которого установлено, что решение суда не исполнено, что подтверждается актом совершения исполнительных действий.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что должником в установленный срок не был исполнен исполнительный документ, и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы, судебный пристав-исполнитель имел достаточные основания для взыскания с администрации исполнительского сбора.
Поскольку оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ существенных недостатков не содержит, размер исполнительского сбора установлен в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», оснований для признания его незаконным и отмене указанного постановления, у суда не имеется.
Вместе с тем, требование администрации города Ульяновска об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).
В силу ст. 30 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как усматривается из материалов дела, администрацией города Ульяновска представлено достаточно доказательств того, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что место несанкционированного складирования отходов, расположенное в 10 метрах к северо-западу от жилого <адрес> является тем же местом несанкционированного складирования отходов, что и в 20 метрах юго-западнее <адрес> в <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, в частности, составлено технико-экономическое задание; календарный план оказания услуг по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования «город Ульяновск»; направлено письмо председателя Комитета по охране окружающей среды главе администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о направлении технико-экономического задания на проведения электронного аукциона на оказание услуг по удалению отходов для получения финансового заключения; финансовым управлением администрации города Ульяновска подготовлено финансовое заключение на технико-экономическое задание на проведение электронного аукциона по отбору исполнителя на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок и отходов производства.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что ответчик не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по ликвидации свалки, который должен быть заключен путем проведения аукциона, в сроки явно превышающие 5-дневный срок добровольного исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией работ по устранению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в 5-ти дневный срок в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Ульяновска удовлетворить частично.
Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству <данные изъяты>.
В остальной части иска администрации города Ульяновска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Анципович