Дело № 3а-189/2021
50OS0000-01-2020-000923-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2021 года гор. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Першиной С.В.
с участием прокурора Быхановой Е.В.
при секретаре Гриценко О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-189/2021 по административному исковому заявлению Соседова Евгения Валерьевича, Вишняковой Татьяны Игоревны, Мирошниковой Екатерины Юрьевны, Романовой Татьяны Владимировны, Перфиловой Елены Анатольевны, Лаврентьевой Татьяны Кимовны, Трофимова Александра Валерьевича, Сомова Сергея Михайловича, Александрова Евгения Альбертовича, Реали Галины Львовны, Панкратовой Елены Кирилловны, Новикова Кирилла Александровича, Ивановой Анны Андреевны, Тетерук Дмитрия Владимировича, Лысенко Ивана Александровича, Руденко Александра Юрьевича, Корсунской Юлии Романовны, Меркуловой Любови Александровны, Руденко Марии Сергеевны, Артеменко Романа Александровича, Григорьян Филиппа Феликсовича, Владимировой Татьяны Юрьевны, Авдониной Елены Борисовны, Мельниченко Екатерины Александровны, Ефимова Сергея Александровича, Ефимовой Риммы Ефимовны, Ефимовой Юлии Сергеевны, Бакановой Алисы Сергеевны, Скрипко Елены Владиславовны, Скрипко Олега Ивановича, Скрипко Александра Олеговича, Баринской Юлии Олеговны, Баринского Якова Андреевича, Бибиковой Татьяны Владимировны, Рязанцевой Татьяны Анатольевны, Буслаева Сергея Раисовича, Кривошапка Татьяны Олеговны, Григорьева Ивана Викторовича, Соседова Валерия Ивановича, Соседова Ивана Павловича, Соседовой Клавдии Васильевны, Новик Анастасии Сергеевны, Огородниковой Светланы Владимировины, Орловой Юлии Владимировны, Недобитовой Ольги Игоревны, Ревиной Дарьи Владимировны, Чижовой Надежды Николаевны, Завьяловой Надежды Иосифовны к Правительству Московской области о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Московской области от 26.05.2020г. № 282/15 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII - начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 26.05.2020г. № 282/15 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», которым установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, в составе зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта; утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон; признаны утратившими силу: постановление Правительства Московской области от 30.05.2001г. № 156/18 «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры-ансамбля усадьбы «Архангельское» Красногорского района»; постановление Правительства Московской области от 20.05.2013г. № 331/19 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30.05.2011г. № 156/18 «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры-ансамбля усадьбы «Архангельское» Красногорского района».
Административные истцы полагают данный правовой акт постановленным с нарушением норм ФЗ № 73- ФЗ от 25 июня 2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Закона Московской области № 11/2018- ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»; постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 388 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" в Московской области", Поручений Президента РФ от 20.08.2012г. № Пр-2217 Правительству Российской Федерации и Правительству Московской области обеспечить соблюдение установленных режимов зон охраны ансамбля усадьбы «Архангельское»; ФЗ № 172- ФЗ от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; постановления Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Указывают, что оспариваемое постановление в нарушение требований, содержащихся в п.3 ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не было в установленном порядке согласовано с Министерством культуры Российской Федерации; принято с нарушением установленного порядка проведения антикоррупционной экспертизы; без учета позиции Минкультуры России, учет которой являлся условием согласования проекта акта.
Оспариваемое постановление отменило утвержденные границы и режимы использования территории ансамбля усадьбы «Архангельское», лишив объект культурного наследия федерального значения базовой правовой защиты, что создает прямую угрозу его сохранности; создает правовую неопределенность в отношении правового режима земельных участков, расположенных на территории объекта культурного наследия, а также в отношении самого факта наличия или отсутствия установленных границ объекта культурного наследия. Содержание постановления в отношении факта наличия или отсутствия установленных границ объекта культурного наследия является противоречивым и вызывает неоднозначное толкование: пунктом 7 оспариваемого постановления Главному управлению культурного наследия Московской области дано поручение разработать и утвердить границу территории и режим использования территории объекта культурного наследия, а в приложении к постановлению указано, что границы ансамбля усадьбы утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2016г. № 1995.
Оспариваемое постановление не устанавливает охранную зону объекта культурного наследия, что противоречит постановлению Правительства РФ от 03.04.1996г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использования комплекса памятников истории и культуры усадьбы «Архангельское» в Московской области»; основано на ничтожной историко-культурной экспертизе, которая не соответствует требованиям закона и принципам, установленным ст. 29 ФЗ от 25.06.2002г. № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», содержит недостоверную информацию об объекте экспертизы, ошибочное суждение об элементах предмета охраны усадебного ансамбля, отделении территории ансамбля усадьбы «Архангельское» в районе Воронков от всей территории ансамбля.
Постановление № 282/15 от 26.05.2020г. принято с нарушением процедуры общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы; противоречит нормам действующего законодательства в сфере охраны источников питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и создает правовую неопределенность в отношении расстояния допустимой застройки от водных объектов.
Административный ответчик Правительство Московской области представил письменные возражения на указанное административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Московской области № 11/2018-ОЗ.
Постановление принято в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации. Согласно пункту 1 оспариваемого постановления к предмету его регулирования отнесено установление зон охраны объекта культурного наследия «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»; границы объекта культурного наследия оспариваемым постановлением на устанавливалась и в силу этого не может являться предметом рассмотрения в рамках заявленных требований. При этом, граница объекта культурного наследия «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII – начало XX века» утверждена распоряжением ГУКН Московской области от 18.01.2021г. «№ 34РВ-8 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» и она полностью идентична границе территории, установленной для объектов культурного наследия федерального значения входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века».
Процедура общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы была соблюдена; заключение историко-культурной экспертизы сети Интернет было размещено заблаговременно 06.04.2020г. по 24.04.2020г.; в рамках процедуры общественного обсуждения поступили многочисленные заявления с возражениями и замечаниями, которые были своевременно рассмотрены.
Требования законодательства об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов также были соблюдены; поскольку после прохождения специализированной антикоррупционной экспертизы проект постановления не изменялся, обязанности по направлению его на повторную экспертизу не было.
Заинтересованное лицо Главное управление культурного наследия Московской области представило в суд письменный отзыв с возражениями против заявленных требований.
Заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации представило письменный отзыв на иск, в котором оставляет решение на усмотрение суда. По обстоятельствам дела указывает, что Минкультуры России согласовало проект зон охраны, а также поступивший проект постановления Правительства Московской области «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское, XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» при условии учета перечисленных в письме Минкультуры России от 22.05.2020 № 6592-12-02 требований. Исходя из текстов проекта постановления Правительства Московской области, представленного письмом Главного управления культурного наследия Московской области от 22.05.2020 № 35Исх-2732, а также постановлением Правительства Московской области от 26.05.2020г. № 282/15, условия, перечисленные в письме Минкультуры России от 22.05.2020 № 6592-12-02, были учтены.
В судебном заседании административный истец Соседов Е.В., он же по доверенности представлявший интересы других административных истцов и Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав в полном объеме доводы и основания административного исков.
Административный истец Иванова А.А. также просила заявленные требования удовлетворить, поддержав доводы своего представителя.
Представитель административного ответчика Правительства Московской области Белов А.В. по доверенности возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Главное управление культурного наследия Московской области Илюшина В.А. по доверенности в полном объеме поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора прокуратуры Московской области Быхановой Е.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объект «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», расположенный по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в качестве объекта культурного наследия федерального значения, вид объекта - ансамбль (приказ Минкультуры России от 05.08.2016 № 37480-р, регистрационный номер объекта <данные изъяты>).
Объект поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» как памятник архитектуры государственного значения.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Реестр, с последующей регистрацией данных объектов в Реестре в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ.
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также вопросы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9.1 Закона N 73-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют переданные полномочиям по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения(за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
Согласно статье 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана, включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных Законом N 73-ФЗ, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ предусматривается, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Московской области регламентированы Законом Московской области от 8 февраля 2018 года N 11/2018-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области", статьей 10 которого утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) отнесено к полномочиям Правительства Московской области.
Таким образом, полномочия по установлению зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на территории Московской области осуществляет соответствующий уполномоченный орган государственной власти Московской области.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
В соответствии со ст. 33 Закона Московской области от 02.11.2005г. № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» постановления Правительства Московской области (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемое постановление подписано Губернатором Московской области, опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) 02.06.2020г., а также в издании "Подмосковье сегодня» № 121(4781) 06.07.2020г.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972.
Как следует из материалов дела, заказчиком проекта зон охраны объекта выступило ФГБУК «Государственный музей- усадьба «Архангельское». Научно- проектная документация «Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское» разработана Государственным автономным учреждением г. Москвы «Институт Генплана Москвы».
Проект зон охраны объекта культурного наследия получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Акт государственной историко-культурной экспертизы на проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века» был подготовлен 20.03.2020г. тремя аттестованными Министерством культуры Российской Федерации экспертами <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ 26.04.2018г № 580), <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ 16.08.2017г. № 1380), <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ от 20.03.2017г. № 322).
31.03.2020г. в Главное управление культурного наследия Московской области, являющееся центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно- распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и реализующим государственную политику в указанной сфере, поступили научно-проектная документация «Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское» и положительное заключение акт государственной историко-культурной экспертизы на указанный проект зон охраны объекта культурного наследия.
Указанный акт экспертизы был опубликован на официальном сайте Главного управления 06.04.2020г. Общественные обсуждения по нему проходили в период с 06.04.2020г. по 24.04.2020г. В рамках предусмотренной законом процедуры общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы в адрес Главного управления культурного наследия поступило 296 заявлений с возражениями и замечаниями на акт экспертизы. По итогам проведения общественных обсуждений акта экспертизы 08.05.2020г. на официальном сайте Главного управления была опубликована Сводка предложений по результатам общественного обсуждения акта экспертизы, с указанием позиции Главного управления.
По итогам рассмотрения проекта зон охраны объекта культурного наследияАнсамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское и положительного заключения в отношении указанного проекта зон охраны, Главным управлением было принято решение о согласии с выводами указанной экспертизы и соответствии проекта зон охраны объекта требованиям законодательства Российской Федерации.
Указанный проект Постановления Правительства Московской области согласован Министерством культуры Российской Федерации <данные изъяты> прокуратурой Московской области <данные изъяты>);Главным управлением региональной безопасности Московской области <данные изъяты>); Министерством Жилищной политики Московской области (<данные изъяты>); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (<данные изъяты>); Градостроительным советом Московской области (<данные изъяты>.).
Таким образом, анализируя положения вышеприведенного федерального и регионального законодательства, представленные в материалы дела доказательства, включая проект охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века» и акт государственной историко-культурной экспертизы проекта, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в рамках осуществления полномочий, с соблюдением установленного законом порядка, включая получение согласования проекта федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Несоответствия постановления № 282/15 Закону N 73-ФЗ и Положению N 972 суд не усматривает.
Федеральный законодатель, исходя из особенностей названного вида объектов культурного наследия, указал, что одной из целей проведения государственной историко-культурной экспертизы является установление требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия (абзац восьмой статьи 28 Закона N 73-ФЗ).
Согласно п.1 ст. 34 ФЗ № 73- ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
Зоной охраняемого природного ландшафта является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 4 Положения N 972 состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных: историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана; сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования; материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия; материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения; иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия.
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 6 Положения N 972).
Научно-проектной документацией «Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», расположенного по адресу: <данные изъяты> определен следующий состав зон охраны: зона регулируемой застройки и хозяйственной деятельности; зона охраняемого природного ландшафта. Положения проекта зон охраны содержат материалы, обосновывающие такой состав зон охраны. Таким образом, ст. 34 Закона № 73-ФЗ предусматривает возможность определения зон охраны разработчиком проекта зон охраны, что говорит об отсутствии в оспариваемом постановлении № 282/15 положений, нарушающих требования нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы, требований, предъявляемых к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, а также иных требований, предусмотренных Положением N 569, в ходе рассмотрения дела не выявлено.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы определяется Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. № 569.
Согласно п.6 Положения № 569 экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
К проведению государственной историко-культурной экспертизы привлекаются эксперты аттестованные Министерством культуры Российской Федерации (п.9 Положения № 569). Согласно пп. «б» п.11 (2) Положения № 569 экспертиза проектов зон охраны объекта культурного наследия проводится экспертной комиссией из трех и более экспертов.
Акт государственной историко-культурной экспертизы на проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века» был подготовлен 20.03.2020г. тремя аттестованными Министерством культуры Российской Федерации экспертами <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ 26.04.2018г № 580), <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ 16.08.2017г. № 1380), <данные изъяты> (приказ Министерства культуры РФ от 20.03.2017г. № 322).
Нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы, требований, предъявляемых к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, а также иных требований, предусмотренных Положением № 569, не выявлено; акт государственной историко-культурной экспертизы в установленном законом порядке рассмотрен на общественных обсуждениях, согласован с Министерством культуры Российской Федерации в составе проекта зон охраны объектов культурного наследия.
Вопреки доводам административных истцов, проект зон охраны объекта культурного наследия и проект постановления Правительства Московской области № 282/15 был согласован с Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно установленным по делу обстоятельствам, письмом Главного управления культурного наследия Московской области от 29.04.2020г. <данные изъяты> в Минкультуры России поступила на согласование документация, необходимая для согласования зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Архангельское, XVII – начало XX века», расположенного по адресу: <данные изъяты>. Кроме того, письмом Главного управления культурного наследия Московской области от 22.05.2020 № <данные изъяты> в Минкультуры России поступил откорректированный проект постановления Правительства Московской области «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Архангельское, XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, п. Архангельское и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон». В письменном отзыве на иск Минкультуры России подтвердило, что в связи с поступлением проектов постановлений Правительства Московской области по вышеуказанному вопросу в разных редакциях, Минкультуры России согласовало соответствующий проект зон охраны, а также поступивший проект постановления при условии учета перечисленных в письме Минкультуры России от 22.05.2020г. № 6592-12-02 требований. Исходя из текстов проекта постановления Правительства Московской области, представленного письмом Главного управления культурного наследия Московской области от 22.05.2020 № <данные изъяты>, а также постановления Правительства Московской области от 26.05.2020 № 282/15, условия, перечисленные в письме Минкультуры России от 22.05.2020 № 6592-12-02, были учтены.
Вопреки доводам административных истцов, нарушение требований законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не установлено.
В соответствии с ФЗ № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Московской области № 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области» и постановлением Губернатора Московской области от 14.08.2013г. № 193- ПГ определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области».
В соответствии с положениями Порядка № 193- ПГ в отношении нормативного правового акта проводятся антикоррупционная экспертиза, независимая антикоррупционная экспертиза и специализированная антикоррупционная экспертиза.
Согласно материалам дела, проект оспариваемого постановления № 282/15 прошел первичную антикоррупционную экспертизу в Главном управлении культурного наследия Московской области;был размещен на официальном сайте Главного управления для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, и получил заключение специализированной антикоррупционной экспертизы в Главном управлении региональной безопасности, уполномоченном центральном исполнительном органе государственной власти Московской области по проведению специализированной антикорруцпционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Московской области (от 25.05.2020 № Исх-3843/09-02-02) в порядке и сроки, установленные Порядком № 193- ПГ. Исходя из того, что оспариваемый проект постановления не изменялся после прохождения специализированной антикоррупционной экспертизы, повторному согласованию он не подлежал.
Письмом прокуратуры Московской области от 25.05.2020 № <данные изъяты> получено согласование оспариваемого постановления. На предложения независимых экспертов в рамках осуществления процедур прохождения антикоррупционной экспертизы в установленном законодательством порядке даны ответы: ответ на заключение независимого эксперта <данные изъяты> дан 01.06.2020, письмо ГУКН Московской области за № <данные изъяты>, ответ на заключение независимого эксперта <данные изъяты> дан 01.06.2020, письмо ГУКН Московской области № <данные изъяты>.
Таким образом, требования законодательства об антикоррпупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов соблюдены; первичная, независимая и специализированная антикоррупционная экспертиза проведены в порядке, установленном Постановлением № 193- ПГ.
Доводы административных истцов о том, что ГУКН Московской области, разместив заключение историко-культурной экспертизы в сети Интернет с 06.04.2020 по 24.04.2020, во время нерабочих дней, установленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239, для общественного обсуждения, нарушил, тем самым, процедуру общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы, ограничивая граждан на участие в обсуждении, отклоняются судом за необоснованностью.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дни с 30 марта 2020 г. по 11 мая 2020 г. включительно были объявлены нерабочими. В это время в Российской Федерации, в том числе и в Московской области, была ограничена деятельность организаций и передвижение граждан.
Как уже отмечено, участие граждан в общественном обсуждении заключения государственной историко-культурной экспертизы было обеспечено размещением заключения историко-культурной экспертизы на официальном интернет-сайте ГУКН Московской области в период с 06.04.2020 по 24.04.2020.
Имевшие место ограничения в части личного непосредственного очного участия граждан в общественном обсуждении заключения государственной историко-культурной экспертизы установлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Московской области в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и направлены на создание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья граждан. При таких данных, суд приходит к выводу о том, что ГУКН Московской области, реализуя переданные им полномочия, создал необходимые условия обеспечения участия жителей Московской области в обсуждении заключения государственной историко-культурной экспертизы, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в общественном обсуждении в дистанционной форме, обусловленной необходимостью соблюдения действующих на территории Московской области ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. Доказательств невозможности реализовать свои права на участие в общественном обсуждении в рамках его проведения в дистанционной форме административными истцами не представлено. Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что административные истцы и другие граждане принимали активное участие в общественном обсуждении, всего в рамках проводимой процедуры поступило 296 заявлений с возражениями и замечаниями на акт экспертизы, из которых 22 замечания поступило от административных истцов Соседова Е.В., Завьяловой Н.И., Новикова К.А., Лаврентьевой Т.К., Вишняковой Т.И., Романовой Т.В., Перфиловой Е.А., Сомова С.М., Александрова Е.А., Реали Г.Л., Панратовой Е.К., Ивановой А.А., Тетерук Д.В., Лысенко И.А., Руденко А.Ю., Мирошниковой К.Ю., Карсунской Ю.Р., Мельниченко Е.А., Буслаева С.Р., Кривошалка Т.О., Григорьева И.В., Новик А.С.
По тем же основаниям подлежит отклонению и довод административных истцов о том, что оспариваемое постановление вступает в противоречие с нормами действующего законодательства в сфере охраны источников питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и создает правовую неопределенность в отношении расстояния допустимой застройки от водных объектов.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны охраны объектов культурного наследия (п. 1); защитная зона объекта культурного наследия (п. 2); зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны (п. 16).
Постановлением Правительства Московской области от 26.05.2020 № 282/15 установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII- начало XXвека", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, в составе зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта.
Решением Исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 17 апреля 1980 года N500-1143 утвержден проект установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах лесопаркового защитного пояса.
При пересечении границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон (п. 5 статьи 106 Земельного кодекса РФ).
Из указанных положений следует, что в случае расположения земельного участка в границах различных видов зон с особыми условиями использования территории, в отношении данного земельного участка действуют все ограничения использования, установленные для каждой из таких зон, а значит, наиболее строгие ограничения использования земельных участков, что соответствует целям установления зон с особыми условиями использования территории, предусмотренным пунктом 1 статьей 104 Земельного кодекса РФ.
В самом постановлении Правительства Московской области от 26.05.2020 № 282/15 указано, что требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII- начало XXвека", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское, утверждены в части, не противоречащей санитарно-эпидемиологическому законодательству и нормативно-правовым актам, устанавливающим зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы (размещение объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для 1 пояса и пояса 1Б соответствующей зоны санитарной охраны, устанавливающими максимальную ширину зоны запрета строительства вдоль водных объектов 100 м). Согласно пункту 3 Постановления № 282/15 установлен запрет на размещение объектов капитального строительства в границах акватории водных объектов, расположенных в зонах охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII- начало XX века».
Доводы административных истцов о том, что оспариваемым постановлением отменены границы территории ансамбля усадьбы «Архангельское», что ставит объект культурного наследия под угрозу уничтожения являются субъективными и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 оспариваемого постановления к предмету его регулирования отнесено установление зон охраны объекта культурного наследия «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское, XVII – начало XX века», расположенного по адресу: <данные изъяты> и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
Предметом рассмотрения настоящего спора является процедура принятия оспариваемого постановления, оцениваемая на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, границы объекта культурного наследия оспариваемым постановлением не устанавливаются и не могут являться предметом рассмотрения в рамках заявленных требований.
Вместе с тем, в настоящее время в соответствии со ст. 3.1, 5.1, пп.2 ч.1 ст. 9.1, пп.10, ч.2 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ, п.19 ст. 4 Закона Московской области № 11/2018-ОЗ, пп.20 п.13 Положения о Главном управлении, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016г. № 287/11 граница территории и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века» определены распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 18.01.2021г. № 34РВ-8 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Архангельское, XVII – начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, п. Архангельское и она полностью идентична границе территории, установленной для объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», утвержденной приказом Минкультуры России от 01.09.2016г. № 1995 «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское, XVII – начало XX века» (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское) и утверждении границ их территории».
Таким образом, признание оспариваемым постановлением утратившим силу постановления Правительства Московской области от 30.05.2001г. № 156/18 не создало угрозу сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века».
Несостоятельно утверждение административных истцов о том, что оспариваемое постановление создает угрозу сохранности предмета охраны ансамбля усадьбы «Архангельское», 18 элементов которого исключены из границ территории объекта культурного наследия.
Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века» утвержден Приказом Минкультуры России от 28.04.2014 № 749.
Вместе с тем, оспариваемое постановление № 282/15 не определяет правовой статус элементов, входящих в предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения Ансамбль усадьбы «Архангельское, XVII – начало XX века» и не определяет границу территории указанного объекта. Оспариваемое постановление не содержит положений, противоречащих требованиям Федерального закона № 73-ФЗ к обеспечению сохранности объектов культурного наследия и объектов археологического наследия, расположенных на территории установленных зон охраны.
Все элементы предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», определенные Приказом Минкультуры России от 28.04.2014 № 749, располагаются в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия, и меры по обеспечению сохранности элементов предмета охраны предусмотрены в особом режиме использования земель и земельных участков и в требованиях к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны, установленных оспариваемым постановлением № 282/15.
По тем же основаниям отклоняется довод административных истцов о том, что оспариваемым постановлением № 282/15 создана угроза сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Архангельское-Воронки» 1810-е г.г-парк с прудами». Указанному объекту культурного наследия регионального значения определена граница территории согласно распоряжению Главного управления культурного наследия Московской области от 10.07.2020г. № <данные изъяты> «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Архангельское- Воронки», 1810-е гг.: парк с прудами», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, деревня Воронки».
Кроме того объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Архангельское-Воронки» 1810-е г.г-парк с прудами» не входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское» XVII – начало XX века», границы объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Архангельское-Воронки» 1810-е г.г-парк с прудами» не устанавливаются оспариваемым постановлением № 282/15 и не могут являться предметом рассмотрения в рамках заявленных требований.
Субъективным является и довод административных истцов о создании угрозы сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Воронковское городище, V-VII вв. н.э.». Несмотря на то, что граница территории объекта археологического наследия «Воронковское городище, V-VII вв. н.э.» не утверждена, градостроительным регламентом в границах регламентного участка ЗРЗ-6.1, установленного оспариваемым постановлением № 282/15, предусматривается необходимость осуществления мер, направленных на обеспечение сохранности объекта археологического наследия «Воронковское городище, V-VII вв. н.э.». Таким образом, градостроительная деятельность в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности должна осуществляться с соблюдением требований градостроительного регламента.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, с соблюдением требовании законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а его содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является ясным, недвусмысленным, не порождает правовой неопределенности в сфере регулируемых правоотношений.
Суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов и иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Московской области в пределах предоставленных полномочий и не противоречат действующему законодательству, прав и свобод административных истцов не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Соседова Евгения Валерьевича, Вишняковой Татьяны Игоревны, Мирошниковой Екатерины Юрьевны, Романовой Татьяны Владимировны, Перфиловой Елены Анатольевны, Лаврентьевой Татьяны Кимовны, Трофимова Александра Валерьевича, Сомова Сергея Михайловича, Александрова Евгения Альбертовича, Реали Галины Львовны, Панкратовой Елены Кирилловны, Новикова Кирилла Александровича, Ивановой Анны Андреевны, Тетерук Дмитрия Владимировича, Лысенко Ивана Александровича, Руденко Александра Юрьевича, Корсунской Юлии Романовны, Меркуловой Любови Александровны, Руденко Марии Сергеевны, Артеменко Романа Александровича, Григорьян Филиппа Феликсовича, Владимировой Татьяны Юрьевны, Авдониной Елены Борисовны, Мельниченко Екатерины Александровны, Ефимова Сергея Александровича, Ефимовой Риммы Ефимовны, Ефимовой Юлии Сергеевны, Бакановой Алисы Сергеевны, Скрипко Елены Владиславовны, Скрипко Олега Ивановича, Скрипко Александра Олеговича, Баринской Юлии Олеговны, Баринского Якова Андреевича, Бибиковой Татьяны Владимировны, Рязанцевой Татьяны Анатольевны, Буслаева Сергея Раисовича, Кривошапка Татьяны Олеговны, Григорьева Ивана Викторовича, Соседова Валерия Ивановича, Соседова Ивана Павловича, Соседовой Клавдии Васильевны, Новик Анастасии Сергеевны, Огородниковой Светланы Владимировны, Орловой Юлии Владимировны, Недобитовой Ольги Игоревны, Ревиной Дарьи Владимировны, Чижовой Надежды Николаевны, Завьяловой Надежды Иосифовны к Правительству Московской области о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Московской области от 26.05.2020г. № 282/15 «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы «Архангельское», XVII - начало XX века», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское и об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Першина
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2021г.