Дело №2-820/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2018 года город Гаврилов Посад
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Т.В. Малышевой,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием представителя истца прокурора Беловой Н.В.,
истца Соловьевой Е.Ю.,
представителя ответчика администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Жукова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Соловьевой Евгении Юрьевны к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании обеспечить жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гаврилово-Посадского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Соловьевой Евгении Юрьевны к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании обеспечить жилым помещением как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в обоснование следующее. В результате проведенной проверки было установлено, что Соловьева Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением родительских прав ее матери и отца в 2009 году. По информации Департамента социальной защиты населения Ивановской области № от 23 июля 2018 года с апреля 2013 года Соловьева Е.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации Гаврилово-Посадского городского поселения (в последующем перенесена в список по Гаврилово-Посадскому муниципальному району), так как она не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, собственником (сособственником) жилого помещения. Какие-либо меры к обеспечению жильем Соловьевой Е.Ю. ответчиком не принимаются. В связи с чем нарушены его жилищные права, что является недопустимым.
На основании вышеизложенного, прокурор Гаврилово-Посадского района, действуя в интересах Соловьевой Е.Ю., просит суд обязать администрацию предоставить Соловьевой Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Истец Соловьева Е.Ю. исковые требования прокурора поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что жилое помещение по адресу <адрес> не пригодно для проживания, до настоящего времени она благоустроенным жильем не обеспечена.
В судебном заседании прокурор Белова Н.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме по мотивам, в нем изложенным.
Представитель ответчика Жуков А.В. заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку предоставление жилого помещения Соловьевой Е.Ю. вне очереди будет нарушать права других детей-сирот, стоящих в списке перед ней.
Представители третьих лиц Правительства Ивановской области – Криулина А.М. и Департамента социальной защиты населения Ивановской области – Коровкин М.В., извещенные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых указывают, что Соловьева Е.Ю. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в администрации Гаврилово-Посадского муниципального района стоит под номером 9, в областном списке – 451, жилое помещение Соловьевой Е.Ю. будет предоставлено Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района в порядке очередности по мере выделения средств из областного бюджета, предположительно в сентябре 2019 года.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям абз.1 ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения �����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????�??�??�?????????????H??�???�????????????�??�??�????????????�??�??�????????????H??�???�??????????H??�???�???????�????????????????????????�?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит и Закон Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».
Из материалов дела следует, что Соловьева Евгения Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, поскольку ее родители – мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишены родительских прав на основании вступившего в законную силу решения Гаврилово-Посадского районного суда Ивановской области от 15 сентября 2009 года (л.д. 42-46).
Распоряжением Территориального отдела социальной защиты населения по Гаврилово-Посадскому муниципальному району №-р от 08 октября 2009 года несовершеннолетней Соловьевой Е.Ю. назначен попечитель.
10 июля 2012 года ТОСЗН по Гаврилово-Посадскому муниципальному району обратился к главе администрации Гаврилово-Посадского городского поселения с ходатайством о признании Соловьевой Е.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в льготную очередь (л.д.34-35).
Постановлением Главы администрации Гаврилово-Посадского городского поселения №-н от 19 июля 2012 года Соловьева Е.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот (л.д. 33).
Согласно копии паспорта в настоящее время Соловьева Е.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.22).
Соловьева Е.Ю. была вселена в квартиру по указанному адресу на основании договора социального найма жилого помещения № от 01 июня 2012 года в качестве члена семьи нанимателя ФИО2 (л.д.54-55).
По информации ТОСЗН по Гаврилово-Посадскому муниципальному району № от 26 марта 2013 года общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 19,1 кв.м., что меньше учетной нормы жилого помещения, установленной решением Совета Гаврилово-Посадского городского поселения № 37 от 27 апреля 2006 года (л.д.22).
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области № от 07 марта 2013 года следует, что сведения о Соловьевой Е.Ю., как правообладателе объектов недвижимого имущества на территории Гаврилово-Посадского района, отсутствуют (л.д.27).
Положениями ст.8.1 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» передала органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Соловьева Е.Ю., зарегистрированная по адресу: <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности или на ином вещном праве жилое помещение, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а потому в силу вышеприведенных норм материального права, имеет право на обеспечение жилым помещением по льготному основанию.
Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом в действующем законодательстве не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан. Следовательно, обеспечение возможности осуществления такого права указанных лиц должно быть реализовано непосредственно после его возникновения.
Таким образом, исковое заявление прокурора Гаврилово-Посадского района в интересах Соловьевой Е.Ю. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области предоставить Соловьевой Евгении Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30 августа 2018 года.