Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-92/2017 ~ М-99/2017 от 28.07.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2017 года                                                                                        город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Сундеева С.А., с участием представителя административного истца Исаева И.В. - Гуляевой Л.М., представителя командующего 2 гвардейской общевойсковой армией и войсковой части 22223 - Климанова М.С., представителей заинтересованного лица на стороне административного ответчика - 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ) - Юсова В.В. и Некуш К.Б, прокурора - помощника военного прокурора Самарского гарнизона старшего лейтенанта юстиции - Махмутова Д.Д., при секретаре Горковенко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-92/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> Исаева И.И. об оспаривании приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ в части увольнения административного истца с военной службы,

установил:

Исаев И.В. через своего представителя Гуляеву Л.М. обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административном исковым заявлением, в котором указал, что он был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Посчитав свои права нарушенными Исаев И.В. просил суд признать приказ командующего 2 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ в части его увольнения с военной службы, незаконным и недействующим с момента его издания, обязать вышеуказанное должностное лицо отменить данный приказ в соответствующей части и восстановить на военной службе с дальнейшим зачислением <данные изъяты> до предоставления субсидии на приобретение жилого помещения.

Извещённый надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания административный истец Исаев в судебное заседание не явился, а его представитель Гуляева Л.М., в судебном заседании, требования Исаева поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, в обосновании которых указала, что вопреки требованиям пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в которых прямо указано на невозможность увольнения военнослужащих с военной службы, к категории которых относится административный истец, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, без их согласия, до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Также Гуляева пояснила, что Исаев имеет календарную выслугу более <данные изъяты> лет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 2016 года состоит на учете в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, составом семьи 4 человека. Согласно заключению военно-врачебной комиссии административный истец признан негодным к военной службе по состоянию здоровью, в связи, с чем он освобождается от прохождения военной службы на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Далее Гуляева пояснила, что перед увольнением Исаева с военной службы, с ним ДД.ММ.ГГГГ врио командующего 2 гвардейской общевойсковой армией была проведена беседа, по итогам которой был составлен лист беседы, в котором он выразил несогласие с увольнением с военной службы до получения жилищной субсидии. В настоящий момент административный истец и члены его семьи не обеспечены жилым помещением по нормам жилищного законодательства, и не обеспечены постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, а предоставленное ему служебное жилое помещение находится не по месту прохождения военной службы, а в <адрес>

Представитель командующего 2 гвардейской общевойсковой армией и войсковой части 22223 - Климанов М.С. в судебном заседании, требования административного истца не признал, просил оставить административное исковое заявление без удовлетворения и пояснил, что увольнение административного истца с военной службы произведено с соблюдением требований действующего законодательства, в связи, с чем оснований для отмены оспариваемого приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией не имеется.

Также Климанов пояснил, что административный истец в настоящее время проживает со своей семьей в <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся служебным жилым помещением.

Представители заинтересованного лица на стороне ответчика - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ - Юсов В.В. и Некуш К.Б. в судебном заседании, каждый в отдельности, указали на необходимость отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку увольнение Исаева с военной службы произведено на законных основаниях.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения требований Исаева не имеется, а также исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Аналогичную правовую норму запрещающую увольнять военнослужащего, признанного в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении, с военной службы, содержит пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237. При этом в данной норме определено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также, правовая позиция по данному вопросу приведена в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которому, исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы » при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

Согласно копии выписки из приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Исаев уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с правом ношения военной одежды и знаков различия, с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом из текста названного приказа видно, что выслуга лет Исаева на момент его издания составляла более <данные изъяты> лет в календарном исчислении.

По результатам заключения военно-врачебной комиссии (хирургического профиля) <данные изъяты>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Исаев признан негодным к военной службе <данные изъяты>.

Как видно из копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, исполненным Исаевым на имя командира войсковой части 22223, административный истец просит изменить дату и статью увольнения с военной службы по состоянию здоровья с оставлением в списках личного состава части до получения денежной субсидии на приобретение постоянной жилой площади по избранному месту жительства.

Из копии листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что врио командующего 2 гвардейской общевойсковой армией провёл беседу с Исаевым по вопросу его увольнения с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.

Также из указанного выше копии листа беседы усматривается, что Исаев своего согласия на увольнение его с военной службы до получения жилищной субсидии не давал и просил оставить в списках личного состава части до получения денежной субсидии на приобретение постоянного жилого помещения.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, исполненным Исаевым на имя начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ, административный истец просит внести изменения в учетные данные, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях о планируемом увольнении по состоянию здоровья.

Из копии сообщения ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Исаев с ДД.ММ.ГГГГ состоит в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по месту прохождения военной службы в г. Самаре, составом семьи 4 человека: он, его дочь - И.А.И., ДД.ММ.ГГГГ, отец - И.В.И., ДД.ММ.ГГГГ и мать - И.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ, с формой обеспечения - жилищная субсидия, со статусом «очередник».

Согласно договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Исаеву в связи с прохождением им военной службы <данные изъяты> предоставлено для проживания служебное жилое помещение - <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., в которой административный истец и члены его семьи проживают в настоящее время.

Представитель административного истца в суде подтвердила названые выше обстоятельства, а также указала, что Исаев и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением по нормам жилищного законодательства, так как в указанной квартире зарегистрированы и проживают 5 человек, а реальная площадь данной квартиры составляет <данные изъяты>.

При этом Гуляева пояснила, что Исаев стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма составом семьи 4 человека и до увольнения с военной службы каких-либо заявлений о принятии на учет нуждающихся в служебном жилом помещении составом семьи 5 человек, не обращался.

Согласно частям 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК Российской Федерации) учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 1 Постановления администрации городского поселения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области от 26 марта 2014 года №17 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, для проживающих в отдельных квартирах.

Как следует из материалов дела за супругой административного истца И.О.Г. признано право единоличной собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, в связи с эти она установленным порядком не является признанной нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Из сообщения, заместителя начальника 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>.

Вопреки доводам представителя административного истца, судом не может быть принято во внимание, то обстоятельство, что на указанной площади проживает также и иные лица, не стоящие на учете нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с чем, норма предоставления жилья, как и учетная норма должны быть рассчитаны на состав семьи 4 человека.

Кроме того, суд принимает во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ супруга административного истца, через своего представителя - Гуляеву Л.М., подала заявление в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ, об исключении ее из состава семьи военнослужащего Исаева И.В., в связи с наличием в собственности жилого помещения в <адрес>.

То, что на жилой площади административного истца могут проживать и другие лица, не из числа признанных, нуждающимися в получении жилья, не может повлиять на решение вопроса о его обеспеченности жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Исаев на момент его увольнения с военной службы был обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, учитывая, что на каждого из членов его семьи, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий приходилось более 12 кв. метров общей площади жилого помещения.

Рассматривая довод представителя административного истца Гуляевой Л.М. о том, что Исаев и члены его семьи не обеспечены постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, а предоставленное ему служебное жилое помещение находится в <адрес>, суд исходит из следующего.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.

Согласно части 2 статьи 99 ЖК Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.

Судом установлено, что в период прохождения Исаевым военной службы в <данные изъяты>, с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного в <адрес>.

С заявлением в жилищный орган о предоставлении служебного жилого помещения по месту его военной службы в <адрес> административный истец, после получения жилого помещения в <адрес>, не обращался. После увольнения с военной службы Исаев продолжает проживать в указанном служебном жилом помещении, а также продолжает стоять в очереди на получение жилого помещения для постоянного проживания.

Кроме того, из копии решения Самарского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2016 года, вступившего в законную силу 22 марта 2016 года, усматривается, что Исаев обращался в адрес начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением, в котором просил заключить с ним дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.

Из положений п. 1 ст. 23 и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищное обеспечение военнослужащих, в совокупности, следует, что до реализации права на приобретение жилого помещения военнослужащий вправе пользоваться служебным жилым помещением, предоставляемым ему на период военной службы.

Соответственно, заключение с Исаевым договора найма служебного жилого помещения не противоречит закону.

Из копии сообщения главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что перевозка пассажиров по маршруту межмуниципального сообщения <адрес> и <адрес> осуществляется ежедневно и регулярно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу пункта 5 «Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба», утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 года № 487, жилищный договор найма служебного помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения такого военнослужащего и совместно проживающих с ним членом его семьи жилым помещением для постоянного проживания.

Данная правовая норма согласуется с требованиями пунктом 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Поскольку Исаев И.В. обеспечен по установленным нормам служебным жилым помещением, до обеспечения его установленным порядком жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии, он не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения, в связи с увольнением с военной службы, так как действующим законодательством не предусмотрено выселение из такого жилья военнослужащих той категории, к которой относится административный истец, до обеспечения его жильем для постоянного проживания. При этом в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья без его согласия он не может быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что не предоставление жилищной субсидии административному истцу, обеспеченному по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам, с сохранением за ним после увольнения с военной службы права пользоваться данным служебным жилым помещением, а также права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не препятствовало увольнению его с военной службы по состоянию здоровья. В связи с этим при увольнении с военной службы законные права Исаева нарушены не были и оснований для признания приказа об увольнении его незаконным, не имеется.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ в части увольнения административного истца с военной службы, а также возложение обязанности на административного ответчика об отмене приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ в части увольнения административного истца с военной службы и восстановлении Исаева на военной службе с дальнейшим зачислением в распоряжение командира до предоставления субсидии на приобретение жилого помещения, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> Исаева И.И., об оспаривании приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ в части увольнения административного истца с военной службы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 05 сентября 2017 года.

2а-92/2017 ~ М-99/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исаев И.В.
Ответчики
Командующий 2 гвардейской общевойсковой армией в/ч 22223
Другие
Гуляева Л.М.
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Сундеев С. А.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
28.07.2017Регистрация административного искового заявления
28.07.2017Передача материалов судье
28.07.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2017Подготовка дела (собеседование)
10.08.2017Рассмотрение дела начато с начала
16.08.2017Подготовка дела (собеседование)
16.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Судебное заседание
05.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017Дело оформлено
24.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее