УИД 63RS0№-62
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 июня 2023 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-860/23 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – МИФНС России № по <адрес> обратился в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и пени, в котором, уточнив требования, просит взыскать с административного ответчика транспортный налог с физических лиц: налог за 2016 год в размере 157,05 руб., налог за 2017 год в размере 1 639 руб., пени в размере 4,22 руб., налог за 2018 год в размере 3 288 руб., пени в размере 31,60 руб., налог за 2019 год в размере 3 288 руб., пени в размере 29,35 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик ФИО2 в рассматриваемые налоговые периоды являлся собственником транспортных средств, и, соответственно, налогоплательщиком транспортного налога. В связи с неуплатой налогов административному ответчику направлялись требования, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, предоставлялся срок для уплаты. В установленный срок задолженность не была погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и взыскании указанной задолженности. Мировым судьей вынесен судебный приказ, который был впоследствии отменен, в связи с поступившим возражением административного ответчика, что послужило основанием настоящего административного иска.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует их материалов дела, ФИО2 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, поскольку имеет в собственности объекты налогообложения.
Судом установлено, что налоговым органом сформированы и направлены в адрес должника налоговые уведомления.
Поскольку ФИО2 обязанность по обязательным платежам не исполнил, ему выставлены требования:
- № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 1230 руб. и пени в размере 62,28 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>;
- № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 1 178 руб. и пени в размере 19,65 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>;
- № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 1 191 руб. и пени в размере 17,48 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>;
- № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 2152 руб. и пени в размере 31,60 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>;
- № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 3 854 руб. и пени в размере 34,40 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>.
Налогоплательщик в установленные сроки не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, МИФНС России № по <адрес> <дата> обратилась к мировому судье судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом №а-4803/2022 от <дата> мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с ФИО2 взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 9 445 руб., пени в размере 65,17 руб., по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов с внутригородским делением в размере 160 руб., пени в размере 0,83 руб., а всего 9 671 руб.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> от <дата> указанный судебный приказ отменен, в связи с поступлением от ФИО2 возражений относительно его исполнения.
Судом установлено, что до настоящего времени административным ответчиком транспортный налог за 2019 в размере 3 288 руб. не оплачен.
Доказательств, подтверждающих оплату транспортного налога за 2019 в размере 3 288 руб., административным ответчиком суду не представлено, такие доказательства не добыты судом и в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по оплате транспортного налога за 2019 в размере 3 288 руб.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Расчёт пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 судом проверен и признан верным.
В связи с чем, подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании с ФИО2 пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 в размере 29,35 руб.
Разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 157,05 руб., транспортного налога за 2017 год в размере 1 639 руб., пени в размере 4,22 руб., транспортного налога за 2018 год в размере 3 288 руб., пени в размере 31,60 руб., суд приходит к выводу о необходимости отказа в их удовлетворении ввиду следующего.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 48 НК РФ, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Ввиду того, что сумма задолженности по требованиям № 13203 за 2016 год, № 14981 за 2017 год, № 19278 и № 18346 за 2018 год превысила 3000 рублей на момент выставления административным истцом требования № 19278 и № 18346 по состоянию на 11.02.2020 об уплате налога и пени со сроком для уплаты задолженности до 07.04.2020, то налоговый орган на основании ст.48 НК РФ обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования - то есть до 07.10.2020 года.
Как указано выше, МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа 02.12.2022, обращение в суд с настоящим иском состоялось 27.02.2023, то есть с пропуском установленного для такового обращения срока.
Суд не находит основания для взыскания с административного ответчика пени по транспортному налогу: за 2017 в размере 4,22 руб., за 2018 в размере 31,60 руб.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Ввиду утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 год, требования административного истца о взыскании пени за указанные периоды подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, паспорт <...>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 3 288 рублей, пени в размере 29 рублей 35 копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с ФИО2 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник документа находится в административном деле №а-860/23 Куйбышевского районного суда <адрес>.